Новые встречи

                УЧЁБА В ШЕСТОЙ ВАШЛ – ЗИМА 1954 – 1955 год
   С наступлением зимы городок и аэродром завалило снегом. Ежедневно курсантам приходилось  освобождаться от сугробов: вместо зарядки – в жилом городке, а после занятий – на аэродроме. При таком распорядке дня, самым заветным у всех, было желание выспаться.
   Помню своё первое участие на выборах в Верховный совет. Воскресный день после голосования был отдан в наше распоряжение. Хочешь, гуляй по городку на закрытой территории и смотри в клубе фильмы, которые крутили целый день, или отсыпайся в казарме. Многие выбирали последнее.
   19го декабря мы приняли военную присягу и за каждым закрепили винтовку с длинным штыком – образца 1903 года. Около дневального, напротив турника с брусьями, установили пирамиды, такие открытые стеллажи с ячейками и фамилиями курсантов, где хранилось оружие и противогазы. Открытое хранение оружия позволяло нам, в свободное время заниматься его чисткой, разборкой и сборкой, а по сигналу тревоги каждый курсант мог мгновенно взять закреплённую за ним винтовку, противогаз и занять своё место в строю. Старшина, после переклички, ставил задачу и раздавал патроны. По команде вся рота бежала на аэродром и по разработанному плану, определяющему место каждому взводу, занимала круговую оборону самолётов, объектов аэродрома и жилого городка.
   После принятия присяги и получения оружия, по выходным дням, нас начали привлекать к несению караульной службы. Везло тем, кого определяли на сторожевой пост – охранять водокачку. Это не нужно стоять на морозе, а также можно было послать дядю Васю за молоком и пирожками.
   Но основным для меня являлись напряжённые занятия и самоподготовка. После трёхмесячного опоздания я с трудом усваивал учебный материал. Особенно плохо давался приём на слух – «морзянка». Несмотря на все эти трудности, к середине зимы мне удалось сравняться с остальными курсантами. Взаимоотношения в классном отделении, которое позже на полётах стало лётным звеном, складывались нормально, многие стали моими друзьями, а Виктор Крылов из Воскресенска Московской области остался другом на всю жизнь. С ним часто встречались, проходя службу в истребительной авиации войск ПВО страны, но об этом позже.
   До нашего набора школа именовалась ВАШПОЛ – Военная авиационная школа первоначального обучения лётчиков и курсанты осваивали программу, как и мы в аэроклубах. Сейчас, с момента нашего поступления, начали осваивать программу второго года на самолётах Як- 11 и школа получила название ВАШЛ. Весной 1955 года, после сдачи зачётов по теоретической подготовке, роту курсантов переформировали в эскадрилью, всех распределили по звеньям и лётным группам. Командир эскадрильи майор Грибков представил командира первого звена капитана Орлова и инструкторов лётных групп, которые провели с нами наземную подготовку к полётам. Так как лётному составу положено ежегодно выполнять прыжки с парашютом, начальник ПДС – парашютно-десантной службы, провёл занятия. С помощью инструктора по прыжкам каждый уложил свой парашют и на следующий день состоялись прыжки с самолёта Ан-2. В моей лётной книжке появилась запись о втором прыжке. А в апреле мы убыли на полевой аэродром около железнодорожной станции Адикаевка, где началась лётная подготовка.
                *
   Многих моих однокашников по аэроклубу и первой лётной школе уже нет, среди них мой друг Виктор Крылов, но:
   Они во сне ко мне приходят,
Чтоб вспомнить ратные дела…
И снова в вечность все уходят,
Со мной простившись, навсегда…
   Я пишу о своих товарищах в воспоминаниях, ведь живут их дети и внуки, и может быть, они прочтут строки моего рассказа и узнают некоторые мгновения из жизни своих отцов и дедов.
                *


Рецензии