8. Что ты есть, человек?

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 8.

"Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!"

Бог велик, невообразимо велик для человека. Только имя Его – по всей земле, а слава – уже превыше небес.
Человек, напротив, – беспомощно мал. Но Бог наделил его возможностью стяжать и честь, и славу. Это – чудо благодати. Это заставляет Давида затаить дыхание и выразить свои чувства трогательными стихами. 
Свет Творца сияет повсюду, и если люди закрывают глаза и укрываются от Него, то это их собственная ошибка, которая и ввергает их в области зла и страданий.

"Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя."

А вот как звучит этот стих в Теилим: «Ты, который дал славу Твою на небесах, Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу».
Для нашего мира это парадоксально, но сила Бога – в слабости. И Бог всегда облекает слабость в Свою силу.

В нашем мире сила вызывает уважение и хвалу, по-видимому, поэтому и говорится: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Не для того, чтобы выслушивать хвалу, а «ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». Это – чудо милости.

Если рассматривать этот стих в перспективе, легко просматривается предсказание: через апостолов, когда-то людей «с детским разумом», убогих и жалких, «безумством» их проповеди царство дьявола будет разрушено.
И Евангелие назовётся рукой Господа, жезлом силы Его!

Отсюда просматривается духовный смысл «младенцев и грудных детей» – они слабые и пока беспомощные, но они уже родились! Родились для мира духовного. Большинство же людей – зародыши, а многие сильные мира сего – мертвее мёртвых.   

"Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,"

Давид представляет, как Бог одной картиной звёздного неба повергает в изумление и предлагает поразмыслить о небесах. Этой способностью человек отличается от прочих сотворённых тварей, – чтобы таким образом он был расположен направлять свои чувства к вышнему, задумываться о небесах как о месте, которое принадлежит Богу не так, как весь мир, а особым образом, – и мы научены называть Его «Отче наш, Сущий на небесах».
Небеса связаны с духом образом высоты, вечности и беспредельности.

"то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?"

Так же особенным, для нас неведомым образом, Бог проявляет Своё участие в отношениях с каждым человеческим существом.
А что есть человек? Греховный, слабый, ничтожный, забывающий о своём Создателе и даже в самости своей отвергающий Его.
Но дальше звучит:

"Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:
овец и волов всех, и также полевых зверей,
птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями."

Бог дал человеку качества, сходные со Своими. Он наделил его благородными способностями и возможностями: «славою и честью увенчал его». И эта строка уже пророчески указывает на Спасителя.
В Послании к Евреям апостол Павел показывает, что именно Иисус Христос является тем человеком, Сыном человеческим, о котором говорится в этом месте и которого Бог увенчал славою и честью, и которого поставил владыкою над делами рук Своих.
И самое великое благоволение, оказанное человечеству, и самая великая честь, когда-либо оказанная человеческой природе, проявилась в воплощении и вознесении Господа Иисуса.

«Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
И ещё: Я буду уповать на Него. И ещё: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству».

Иисус Христос облекся в человеческую природу, в ней смирил Себя, став Сыном человеческим, сопричастником плоти и крови;
Бог посетил Его, возложил на Него грехи всех нас, наказал Его за них, чтобы Его ранами мы могли исцелиться.
И Бог Отец превознёс Его, славою и честью увенчал его, и поставил Его не только главой Церкви, но и выше всего.

И, с предвидением этого будущего, псалмопевец находит хороший повод закончить так же, как начал:

"Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!"


Рецензии