Свидетели Божьей милости

По прошествии десяти дней после вознесения Иисуса Христа, его ученики находились вместе, и во время их молитвы, по обетованию Божию, сошёл на них Дух Святой, и они стали возвещать на разных языках о славе Христовой. Так исполнилось пророчество Господа: «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8), – и первая Церковь Иисуса Христа родилась в праздник Пятидесятницы.

Евангелист Лука оставил нам письменное свидетельство о деяниях Апостолов, которое включено в канон Библии. В этой новозаветной книге большое внимание уделено исцелению по молитве учеников Христовых. Будучи врачом, Лука не мог обойти этот вопрос. Сбылось предсказание Сына Божия: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар. 16:17,18). Однако Павел, которого почитают великим Апостолом, по преданию, страдал болезнью глаз, а его ученик, Тимофей – болезнью желудка. До конца дней своих они не получили исцеления, хотя были наделены даром для исцеления других. Сам же Павел писал Коринфянам (2Кор.12:10): «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». Тем самым он утверждает, что Господь использует его как слугу для исцеления, чтобы привлечь к вере новых последователей.

Ознакомившись с книгой Деяний, я поначалу впала в уныние, думая, что ныне апостольские чудеса прекратились. Это было сразу после моего обращения к вере – перехода из атеизма в христианство. И лишь позднее, общаясь с верующими, видя их жизнь в быту и труд в церкви, я убедилась, что деяния Апостолов продолжаются в наши дни!

Казалось бы, в стране, пропитанной от начала возникновения Советского Союза ленинскими идеями и неприятием, вплоть до ненависти, ко всему святому, не должна действовать благодать Божия – слишком велико противостояние атеизма, но развал Союза и следующее за этим миссионерское движение в 90-е годы доказали обратное.

Храмы, которые давно использовались под складские помещения или клубы, государство возвратило церкви. В крупных городах появились семинарии и монастыри, чтобы готовить священников для служения во вновь открытых церквах. Но по сей день в глубинке не хватает священников, часто несколько приходов обслуживает один батюшка, объезжая их по графику.

Однажды мы с сыном посетили старинный храм одного из сёл нашей области. Здание, выстроенное в шестнадцатом веке, только что отремонтировали после долгих лет использования под колхозный амбар. Мы приехали в будний день, а службы проводились только по воскресеньям и большим престольным праздникам. Калитка была открыта. Мы вошли и первое, что увидели за воротами – небольшой дворик перед крыльцом храма. Слева – одноэтажное строение, похожее на сарай для хозяйственных нужд. Дверь была приоткрыта, и прямо на нас смотрел коренастый мужичок с окладистой бородой, лет семидесяти.

Мы поздоровались. Он поприветствовал нас и представился местным батюшкой. Затем спросил:

– С чем пожаловали?

– Хотели посмотреть, каким стал старинный храм. Жаль, что сегодня нет службы… – ответила я.

– Церковь всегда в служении, а храм мы для вас откроем, надо же где-то помолиться! Анна! – крикнул он вглубь постройки.

Рядом появилась стройная немолодая женщина, она заметно хромала. Несмотря на тёплый летний день, на ногах – большие валенки с галошами.

– Это – матушка, – с нежностью произнёс священник, глядя на жену, – её Бог очень любит, потому и наказывает, – усмехнулся он, – вот, страдает «рожей».

Матушка, тяжело поднявшись на крыльцо, отперла двери храма и, помолившись перед входом, сказала нам:

– Проходите… Вот сюда, налево. Большой зал ещё не отреставрирован. Мы молимся здесь.

Мы спустились вниз на две ступеньки и оказались в небольшой удлинённой комнате с десятком икон, висящих на стенах. Видно было, что это – «новодел», написанный специально для храма. Матушка подвела нас к двум небольшим старым иконам, на которых лики едва просматривались вблизи.

– Вот эти иконы – древние. Здесь – Пантелеймон – целитель и Матерь Божья. Их церкви подарила внучка одной из прихожанок после смерти бабушки. Если есть нужда в исцелении, помолитесь Святому Пантелеймону, – сказала матушка и покинула нас.

Вскоре на пороге появился батюшка. Он посмотрел на нас изучающим взглядом и спросил:

– Ну, что? Помолились? Или так, на экскурсию зашли?

Мы промолчали, потому что наше посещение было, и в самом деле, экскурсионным. Тогда мы делали первые шаги в вере, ища не общения с Богом, а доказательств Его существования.

– Так вы – прихожане или захожане? – спросил батюшка.

– Мы храм пришли посмотреть, древний, всё-таки, – сказала я.

– Захожане, значит… – заключил батюшка, – ну, что же, смотрите, а я вас оставлю, пойду в доме протоплю, сыро у нас, матушка болеет от этого, а ей много дел предстоит. Завтра за книгами в город поедет. Она у меня – помощница, вместо дьякона! Ждём, когда пришлют молодого священника – тяжело нам уже…

Мы вышли из молитвенной комнаты. Матушка стояла у стола в храмовой прихожей и раскладывала книги и утварь, чтобы записать их в реестр.

– Спасибо Вам, мы пошли…

– Благослови, Господи, – ответила матушка и вышла проводить нас до калитки, перекрестив напоследок.

Мне хотелось, видя её боль при ходьбе, сказать, чтобы не провожала, но в немощи своей она служила нам как Господу, тяжело спускаясь, а потом поднимаясь по крутым храмовым ступеням.

Через семь лет после нашего посещения храм полностью отреставрировали, старого батюшку отправили на заслуженный отдых, и он переехал к детям в городскую квартиру. Службы теперь ведёт молодой священник из города, а при храме никто не живёт, о чём до сих пор жалеют сельчане. Зато есть сторож и сигнализация на будние дни.


Рецензии