I. 3-ий курс. Гл-1. Штрафбригада. Мариновка

*** свваулш-77 ***

     Первое декабря 1975 года, начало третьего курса! Летит время! Снова подъём – зарядка – столовая – построение – развод – занятия – столовая -  сампо – столовая – телевизор - отбой. Так зимний день и проходит. Между прочим, мы уже на третьем курсе, на шинели и парадном кителе поменяли нарукавные нашивки - «курсовки», теперь там три полоски.
 
     Как всегда, первого декабря начало нового учебного Курса, у нас уже третьего. Во всех Вооружённых Силах Советского Союза начало нового учебного года, то есть – праздник. А значит торжественное построение, митинг и прочее. Хорошо – зима, обходимся без «спортивного праздника».

     Потихоньку втягиваемся в учебный процесс. Занятия – сампо -  контрольные – двойки – хвосты – пересдачи – увольнения – самоходы -  наряды и прочее, и прочее. Рутина.

    Живём мы теперь в другой казарме. Там, где раньше был второй учебный корпус, возле запасного КПП и где почта. Там раньше были кафедры Математики, Физики. Все кафедры теперь в новом учебном корпусе. Располагаемся мы на первом этаже и кубрик поменьше, это бывший класс. Немаловажно и то, что кабинет комбата и Бумаги теперь далеко. Реже с ними встречаемся, особенно это касается улыбчивого Бумаги. Есть ещё один нюанс в новом расположении. У нас теперь в двух шагах, можно сказать, почти собственный училищный забор. Такая близость забора к казарме намного упрощает посещение Ставрополя «без формальностей».
     Зима, снега в Ставрополе немного, морозов толком нет. Особенно никуда и не тянет. Приближается Новый Год.

     Встретили Новый 1976 Год.

    Инспектора (Гвозденко) выбрали комсгруппоргом роты, он и раньше ногой дверь к комбату открывал, а теперь официально имеет основания. С его помощью пробили ежедневные увольнения после сампо. Под видом культпохода. Надо только показать командиру роты или взвода билет в филармонию или в театр, на худой конец – в музей. Хорошая система. Стали в театр или филармонию закупать наперёд самые дешёвые билеты. И не надо в самоход идти, красота.
 
     В марте в Ставрополе уже относительно тепло. Стало «модно» ходить в увольнение в «гражданке». Хранили ту гражданку дома у кого-нибудь из местных, там переодевались, и можно было хоть «дулю» патрулю показывать.

      Изучаем МиГ-17 – двигатель, планер, аэродинамику. И ещё УТИ МиГ-15 (Учебно Тренировочный Истребитель), спарка. Он почти такой же, как и МиГ-17, ведь МиГ-15 – предшественник МиГ-17, только двигатель мощнее. На спарке двигатель РД-45 с тягой 2270 кг, а на МиГ-17 – ВК-1А с тягой 2650 кг. Вообще-то, получается, что мы осваиваем другой тип самолёта. Ведь мы изучали и осваивали Л-29, и летали на нём. Принципиально, всё то же самое, есть только некоторые различия в двигателе, оборудовании. Скорости, конечно, на взлёте и посадке повыше будут. Радиокомпас, довольно значимый прибор, тоже на Л-29 более «продвинутый», - АРК-9 (Автоматический Радио Компас), а на МиГах – АРК-5. Тренажёра МиГа нет, поэтому изучаем самолёты по плакатам, различным пособиям и на тренажной площадке. Там «щупаем» железо. Сидим в кабине, изучаем расположение приборов и остального оборудования, «вживаемся» в неё. Сразу заметно, что кабина на МиГе тесновата, особенно для высоких ростом, - приходится упираться головой в фонарь.

     Одно время получили распространение «фальшивые» увольнительные записки. Надо сказать, что нормальные увольнительные, отпечатанные в типографии, были в дефиците, и получали мы на руки кусочки тетрадных листов с чернильным оттиском увольнительной посредством корявого резинового клише. Отцы-командиры пользовались такими клише, выполненными какими-то умельцами, и хранили эти клише за семью печатями. Возникла мысль – «если кто-то это сделал, то почему мы не можем?» Нашёлся и у нас такой умелец, а скоро почти у каждого  в кармане лежали чистые бланки увольнительных. Когда надо было, заполняли их, и чувствовали себя в самоволке гораздо свободнее.

     По одному классному отделению в каждой роте изучают по самолёту те же дисциплины, но по Су-15. Кто попал на Су-15, однозначно будут летать в Сальске. А МиГ-17 есть и в Тихорецке, и в Сальске. Кто куда попадёт, ещё не знаем. В начале мая устроили нам стрельбы из ПМ (Пистолет Макарова). Поехали на стрельбище в районе Сенгилеевского озера. И постреляли и «порезвились» на природе.

     В мае каникулы – две недели, как обычно, я в группе «штрафников». Там же – Григорьев Саня, Валера Махиборода, Гена Тихонов, Серёга Овчинников, Валя Макушев и другие.  Неделю придётся отбыть на «штрафных» работах, а там и ехать домой уже нет смысла, остаток каникул проведём в Ставрополе. Для ночлега всегда есть казарма, и столовая тоже к нашим услугам. Для начала занялись устройством постамента под Су-9, который только что установили у второго корпуса. Работаем дружной «штрафной бригадой» - месим раствор, кладём блоки. До обеда. После обеда с чистой совестью идём в город. Когда в рюмочную заходим или по пиву «ударим», или ещё куда. Ходим в гости к Моше, его мама делает замечательные беляши на всю нашу «бригаду». Ночуем в казарме, питаемся в столовой. Только однажды задержались у Моши до утра.

     А тут Саня Горошко приглашает на свою свадьбу куда-то за Невинномысск, станица Отрадная. Свадьба состоится 29 мая «при любой погоде». Это, между прочим, день моего рождения, но только сейчас об этом придётся забыть. Свадьба всё-таки. Саня для такого случая заказал автобус, и мы ехали на свадьбу почти на личном автобусе. Ехали и горланили песни, - тренировались. Приехали ночью, гостеприимные хозяева – родственники Саниной невесты, и накормили нас и напоили. И спать уложили.
 
     Два дня Свадьба пела и гуляла, было весело. До этого был у нас опыт свадеб городских, а тут село, размах. Простор кругом, участвует народу побольше, водка и самогон не то, чтобы льётся рекой, но присутствует везде. Участвовали во всяких свадебных «примочках», о которых мы и не знали. На второй день тёщу по селу на какой-то тачке возили, понравилось всем. Под конец даже устали.

      Но, кончился май, а с ним и наши каникулы. Народ вернулся в казарму, угощают нас, штрафников, разными домашними вкусностями.
     Наше, 304-ое классное отделение, определено на полёты в Сальский полк, на лагерный аэродром Мариновка. Третьего июня улетаем транспортным бортом с Михайловского аэродрома в эту самую Мариновку.

     Мариновка, это один из лучших училищных аэродромов. Располагается на берегу Волго-Донского канала, недалеко от города Калач на Дону. Ещё год назад здесь базировался боевой ПВОшный полк на Су-9. Его расформировали и аэродром достался нашему училищу. Можно сказать, нам повезло. Место хорошее. Разбили нас по лётным группам, по три человека. В нашей группе собрались Трифон, Вовенок и я. Инструктором у нас старший лейтенант Вассанов Николай Григорьевич. Он сам не так давно выпустился – в 1973 году кажется мы у него первые курсанты. Мы как раз с их выпуском жили вместе в казарме, когда приехали из Приёмника.

     Расположились мы на втором этаже двухэтажной казармы. Недалеко столовая, кормят хорошо, только вода здесь особенная – немного солоноватая. Вначале и компот, и чай казались нам солёными, но быстро привыкли и уже не замечали этого.

      Приступили к наземной подготовке. Пишем и пишем тетради, иногда выезжаем на аэродром. Бетонная полоса два с половиной километра длины, стандартная, но вот плиты – интересные. Я такие только в фильмах видел – шестигранные. Ещё здесь расположена база хранения законсервированных самолётов. Видел там МиГ-17 и Су-9. Поскольку раньше здесь был нормальный истребительный полк, то и жилья для личного состава было соответственно. Сейчас многие дома пустуют, и наши инструктора, которые здесь как бы в командировке, точнее -  в «летнем лагере», могут выбирать квартиры и жить в них хоть по одному.

     Рядом имеется яблочный сад, ну и, наконец – Волго-Донской канал. Совсем рядом. В свободное время ходим туда купаться. Берега аккуратно обложены булыжником, вид у канала солидный. Строили этот канал после войны пленные немцы. Строили добросовестно – берега выложены булыжник к булыжнику. Так же солидно и медленно плывут по каналу разные плавающие штуковины, в основном баржи, но бывают даже и теплоходы. А однажды видели, проплывающую по каналу подводную лодку.


* - на фото: - г.Ставрополь - 28.04.76г.
Стоят: Н.Ларский, В.Лопатько, В.Балабанов, Р.Биркле, Ю.Березин, С.Дубовой, В.Махиборода.
Сидят: Ю.Валезнев, В.Криль, Г.Тихонов, В.Макушев, В.Гвозденко.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/01/30/1604


Рецензии
У нас был эпизод - курсант за месяц до выпуска женился, а через две недели подал на развод. Мы ему: "Гена, почему?" Ответ: "Так невеста хромая. Я когда в ЗАГСе расписывался, пьяный был, не увидел".

С улыбкой, полковник Чечель.

Полковник Чечель   08.03.2020 08:38     Заявить о нарушении
И у нас был подобный случай - курсант перед выпуском женился, кстати тоже Гена, жена оказалась сильно нездорова психически, развёлся. В полку не допускали к полётам, пока товарищ не прислал справку из ЗАГСА о разводе...

Геннадий Чергизов   08.03.2020 14:18   Заявить о нарушении