О м0скалях

Почему русские люди обижаются на речёвку:
"Хто нэ скачэ - той москаль!"?
Они не понимают, что москалями в Украине всегда называли -
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ(чиновников, политиков, солдат)
Московии,
а позже Российской империи.
То есть - КОЛОНИЗАТОРОВ(а их не жалуют и убивают ВЕЗДЕ в мире).
Причём этими солдатами могли быть ЭТНИЧЕСКИЕ УКРАИНЦЫ, 
«забритые»  в армию империи.
Отсюда пошли украинские фамилии -
Москаль, Москаленко, Москалюк.

"Зійшлись, побрались(поженились), поєднались,
Помолоділи, підросли.
Гайок(рощицу), садочок розвели
Кругом(вокруг) хатини. І пишались(гордились),
Неначе(как будто) князі. Діти грались(играли),
Росли собі(себе) та виростали...
Дівчаток москалі украли,
А хлопців(парней) в москалі забрали..." - Тарас Шевченко


Рецензии
А почему украинцам не обидно скакать?

Любовь Еременко   17.02.2023 16:42     Заявить о нарушении
а вы разве не скакали, когда холодно?
Они просто грелись на морозе.
Ничего особенного...
Здоровья вам. Петрович.

Пётр Билык   17.02.2023 17:06   Заявить о нарушении
Вот почитайте очевидца тех событий: http://proza.ru/diary/ppbilyk/2020-10-25

Пётр Билык   17.02.2023 17:08   Заявить о нарушении
Как ущемляют русский язык в Украине
Пётр Билык: литературный дневник
«Вы хоть знаете, что такое терпение?
Моё терпение началось где-то в 12 лет.
- Мам, мы русские? – спрашиваю я.
- Нет, украинцы.
- Ну ма, ну вспомни, может у нас есть где-то родственники в России, хоть далёкие?
- Та зачем тебе?
- Хочу быть русскою, украинцы – это забитые колхозники …
Мне 15 лет. Мы с семьёй приехали в гости в Киев.
- Мам, давай в Киеве будем говорить по-русски, не хочу, чтобы нас воспринимали как селян.
16 лет. Я-студентка, знакомлюсь с компанией парней, тоже студентов.
- Ты что, учишься на украинском филфаке? Ты врёшь … не может быть. Ты не такая! Там учатся одни лохушки.
17 лет. У нас, студенток, новое розвлечение после пар ходить из магазина в магазин Кировограда и спрашивать у продавщиц украинскою мовою про наличие товару. Продавщицы ничего не понимают. Нас это смешит. Но недолго. Это печально, что мы на своей земле, как иностранцы. И украинская мова в Украине чужая, и мы чужие на своей земле.
19 лет. Гуляем вечером с одногруппницами по проспекту Коммунистическому.
- Девчата, вы себе хотите верьте, хотите – нет, а настанет такое время, когда снова будет модною украинская мова, вышиванки и «глечики». Как в фильме «Свадьба в Малиновке». В Украине разговаривать будут украинскою! Ну что вы смеётесь? Никакая я не фантазёрка – увидите! Мы ещё это застанем!
21 год. Революция на граните.
- Мам, не плачь, не выгонят меня из института… Мы наконец-то будем иметь Украину, понимаешь. И говорить будем, по-українски!
25 лет. Я – мама. Мой ребёнок заговорил по-русски. Откуда? Вся семья, близкие и далёкие родственники, украиномовны. Ааа, ясно. Мультики. Ни одного мультика в Украине українскою, ни одного фільма украинскою, ни одной передачи. Цитирует по-русски русскоязычные мультфильмы.
32 года. Встречаю на вокзале дочку из дорогущего лагеря отдыха. Дитя усмехается, а глаза грустные. Таки выпытала:
- Там все разговаривали по-русски и называли меня селючкою.
- А откуда были эти дети?
- Из разных тородов: Житомир, Полтава, Бровары.
- А ты говорила, что живешь в Киеве, что твой отец работает с президентом Украины?
- Говорила. Мам, им ничего не докажешь, я говорю украинскою, понимаешь?
34 года. Снова лето, снова дочь из лагеря. Рассматриваю привезеные «трофеи»: грамоты, награды. Открываю альбом с фото - в конце детскими почерками пожелания. Бросается в глаза: "Леся, а ты, оказывается, классная девчёнка!» Горло сжимается, ибо я уже знаю, что это означает. Моя украиномовна дочь снова была «забитою жлобихою». Все дети 21 день отдыхали, а моя должна была трудиться – отвоёвывать своё место среди русскоязычных однолетков, только потому, что украиномовна. Доказывать, что она нормальная, не расслабляться, бороться, чтобы получить признание ровесников: «А ты оказывается, клёвая». Ну понятно, сразу она не могла быть клёвая, ибо украиномовная.
35 лет. Оранжевая революция. В моде вышиванки! Ищё бы украинскую мову в школы и ВУЗы! Наконец-то перестанут упрекать: "Вы па-нармальнаму гаварить умеете?"
38 лет. Дочь-студентка с друзьями отдыхает на море. Что-то моё сердце не на месте. Звоню на мобильный. У дочки голос взволнованый, какие-то резкие голоса:
- Мам, не могу сейчас говорить, перезвоню.
- Дочь, что происходит?!
- До меня приклепались местные, чтоб я, селючка, с ними нормальным русским говорила. За меня вступились наши – одному выбили зуб…
Связь обрывается. Телефон вне зоны несколько дней. Господи, пора ехать на поиски, или что? Но тут тирлинь-тирилинь. Чужой номер. Выясняется, отделались не только выбитым зубом, но и разбитым новеньким телефоном дочки.
45 лет. Революция Достоинства. Боже, может хоть на этот раз украинцы в Украине получат украинскую мову!
Получили - АТО. Путлєр пришёл освобождать русскоязычных. Все украинцы - «фашисты, нацисты, хунта».
47 лет. Национальная детская больница Украины. В глаза бросаются русские надписи на стенах. Почему по-русски? Если тут лечатся дети со всей Украины и мова общения в Украине для всех национальностей – украинская? Прошу надписи сделать по-украински. Скандал, как посмела в Украине требовать украинскую мову? Русскоязычные устроили травлю. На телевидении распинают, топчут на всю страну, позорят и ругают. Выставляют «вышиватною шизофреничкою».
47 лет. Спрашиваю у кассирши в магазине, знает ли она украинскую мову и после утвердительного ответа прошу её обслужить меня украинською. Она упрямо игнорирует моё законное право. Если бы она беседовала с друзьями – пусть бы говорила, какою хочет. Но в данный момент обслуживает меня, украинку, в Украине за мои деньги и отказывает мне в получении обслуживания украинскою мовою. Настойчиво остаюсь вежливою. Прошу четыре раза. Упрямо игнорирует и нахально смотрит. Перед глазами пролетают все годы независимости, три революции, вечные укоры в «национализме» и наше вечное вежливое бекание в ответ.
Вежливо прошу последний раз - кассирша продолжает игнорировать. Сметаю в ответ сдачу с прилавка ей под ноги. До каких пор меня будут давить за украинскую мову? Сколько это будет продолжаться?.."
украинская писательница Лариса Ницой

Пётр Билык   17.02.2023 17:10   Заявить о нарушении
Вы спрашивали о любимой украинской песне...
Моя украиномовная бабуся часто пела песню «Цвитэ тэрэн» и очень горько плакала.
Летом 1918-го перед атаманским домом в станице, большевики показательно, согнав население, забили насмерть нескольких бывших офицеров царской армии.
Бабуся мне иногда рассказывала эту историю, но я не думал, что это касалось нашей семьи, и про себя удивлялся, почему она всегда при этом ТАК плакала.
Уже взрослым, после её смерти я узнал, что казнили в их числе и моего двадцатишестилетнего деда.
А через три месяца родилась моя мама…

Пётр Билык   19.02.2023 17:57   Заявить о нарушении
До українців

"Я запитую в себе, питаю у вас, у людей,
Я питаю в книжок, роззираюсь на кожній сторінці:
Де той рік, де той місяць, той проклятий тиждень і день,
Коли ми, українці, забули, що ми — українці?
І що в нас є душа, повна власних чеснот і щедрот,
І що є у нас дума, яка ще од Байди нам в'ється,
І що ми на Вкраїні — таки український народ,
А не просто юрба, що у звітах населенням зветься.
І що хміль наш — у пісні, а не у барилах вина,
І що щедрість — в серцях, а не в магазинних вітринах.
І що є у нас мова, і що українська вона,
Без якої наш край — територія, а не Вкраїна.
Я до себе кажу і до кожного з вас: — Говори!
Говорімо усі, хоч ми й добре навчились мовчати!
Запитаймо у себе: відколи, з якої пори
Почали українці себе у собі забувати?
Запитаймо й про те, як ми дружно дійшли до буття,
У якому свідомості нашій збагнути незмога,
Чом солодшим од меду нам видався чад забуття
Рідних слів, і пісень, і джерел, і стежок від порога?
Українці мої! То вкраїнці ми з вами — чи як?
Чи в "моголах" і вмерти судила нам доля пихата?
Чи в могили й забрати судилось нам наш переляк,
Що розцвів нам у душах смиренністю "меншого брата"?
Українці мої! Як гірчать мені власні слова...
Знаю добре, що й вам вони теж — не солодкі гостинці.
Але мушу казати, бо серце, мов свічка, сплива,
Коли бачу, як люто себе зневажають вкраїнці.
Українці мої! Дай вам Боже і щастя, і сил.
Можна жити й хохлом, і не згіркне від того хлібина.
Тільки хто ж колись небо нахилить до ваших могил,
Як не зраджена вами, зневажена вами Вкраїна?.." - Віктор Баранов

Пётр Билык   21.02.2023 07:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.