I. 3-ий курс. Гл-3. Парашютные прыжки. Пушки

*** свваулш-77 ***

     Как-то в местной библиотеке попалась мне книжка про самолёты, перевод с книги одного американца двадцать какого-то года издания. Не помню ни автора, ни названия. Книжка совсем небольшая, но очень интересная – в ней так просто и оригинально рассказывалось про самолёт, про аэродинамику, про двигатель, электричество. Аэродинамические силы, действующие на самолёт, там рассматривались как человечки, тянущие за канаты самолёт в разные стороны. Подъёмная сила – это человечек, тянущий самолёт за канат вверх. Сила веса – человечек, висящий на канате и тянущий самолёт вниз. Сила тяги двигателя – человечек, тянущий самолёт канатом за собой вперед. А сила сопротивления – упирающийся человечек, тянущий самолёт за канат назад. Электричество автор сравнивал с водопроводной трубой. Сила тока – это напор воды. Напряжение – скорость струи. Подобным же образом объяснялось и сопротивление тока, и всё остальное. Было всё сразу так понятно, как не было понятно ни в школе и ни в училище, когда изучали на физике электричество. (Много лет спустя выяснил, что это книга американского авиаконструктора болгарского происхождения Ассена Джорданова "Ваши Крылья", перевод с английского, Воениздат 1937г.)
 
    Эту книжку увидел у меня Вассанов. Попросил почитать, а потом сказал, что эта книжка ему очень нужна. И несколько смущённо спросил, не мог бы я сказать в библиотеке, что «потерял» её? Так эта книжка оказалась у него. Через пару лет я узнаю, что эта книжка поневоле окажется причастной к печальной судьбе моего лётчика-инструктора старшего лейтенанта Вассанова Николая Григорьевича, уроженца городка Омутнинска Кировской области…

     На предварительной подготовке жарко, на перерыве идём с Вовенком и Трифоном в «чайпок», хочется попить чего-нибудь холодненького, а там нет ничего холодного, кроме яблочного сока. Берём трёхлитровую банку на троих. И так частенько, - на зубах от яблочного сока уже железо, блин, скрипит.

     В августе прилетели ПДСники, устраивают нам парашютные прыжки. У народа большого желания нет, но прыгать приходиться. Придумали нововведение, - на запаску ставят прибор на раскрытие и теперь после открытия основного купола надо выдернуть из прибора на запаске чеку, чтобы запаска не сработала. Вот Коля Зайцев забыл выдернуть эту чеку и приземлялся на двух куполах, мы с земли ему даже хлопали. Коля требовал, чтобы ему засчитали два прыжка. Андрей Скорик сильно не хотел прыгать, уговорил солдата-ПДСника прыгнуть за него. Прокатило.

     Иногда ходим на канал на рыбалку, слабовато, что-то получается. То ли рыбы в канале мало, то ли мы рыбаки неважные. Лучше получается ходить в сад за яблоками. Далековато, правда, но в воскресенье всё равно делать нечего. Взяли моду по дороге в сад толпой песни орать. Толком никто песен до конца не знает, Валя Макушев со Славой Лопатько начинают, Саня Горошко с Колей Ларским подхватывают, а потом все остальные. Со временем пару песен выучили и в основном их и горланили. Это - «Дождливым вечером» и «Взовьётся в небо истребитель». Орём вразнобой, но громко. Наверное, дурная энергия из нас прёт…

     Просили замполита организовать поездку в Волгоград на Мамаев Курган, но он отмахивается. В одно из воскресений с Кокой Нагорновым переоделись в гражданку и рванули в самоход. Добирались попутками. Мамаев Курган, конечно, впечатлил. Не пожалели, хоть и промотались целый день без обеда.

     Мы летаем только днём. А тут инструктора устроили себе ночные полёты, напросились и некоторые курсанты, посмотреть. Заодно увидели, как наш КЗ (Командир Звена) втихоря взял с собой в полёт на спарке инженера эскадрильи. Да, редко кому из техсостава за всю свою авиационную жизнь выпадает такое. А нашему инженеру повезло. И КЗ наш, молодец, не побоялся, его бы начальство с потрохами съело, если бы узнало. Мы после этого КЗ нашего сильно зауважали.

     Сентябрь семьдесят шестого. Сногсшибательная новость – какой-то Беленко угнал МиГ-25 в Японию! Даже сначала не верится, но появляются подробности, обсуждения. Оказывается, это бывший лётчик-инструктор нашего училища из Сальска, недавно переведённый в боевой полк. Угнал из ПВОшного полка, что базируется в Приморье. Вскоре нескольких наших инструкторов вызвали в Ставрополь, тех, которые учились курсантами вместе с ним в Армавирском училище или летали вместе с ним инструкторами в Сальске. После возвращения из Ставрополя, эти инструктора не особенно делятся тем, зачем их вызывали, но до нас доходят слухи о «беседах с …пристрастием» в особом отделе.

    Из Ставрополя приехал преподаватель с кафедры Авиавооружения, проводит занятия. Оказывается, решило командование устроить нам полёты на стрельбу из пушек по земле, тем более, что здесь рядом арт полигон. Усердно изучаем пушки Н-37 и НР-23. Пушки на МиГ-17 солидные. Одна калибра 37 мм и две 23. Услышал такую цифру – 11 кг, это секундный залповый расход снарядов при стрельбе. Цифра впечатляет. Уже и снаряды привезли. Приехал ЗиЛ-130 с прицепом, полный ящиков со снарядами. Стоит возле казармы с зачехлёнными кузовом и прицепом. Готовимся стрелять.

     Поехали на аэродром знакомиться с пушками «на ощупь». Интересно обслуживаются и заряжаются пушки – техник вставляет специальную ручку в отверстие в носу самолёта, крутит её, и вся эта «артустановка» на тросах опускается из фюзеляжа и висит под самолётом. Вообще-то правильно это называется «опускаемый лафет». Техники теперь могут спокойно заниматься пушками, заряжать снаряды - 40 штук к Н-37 и по 80 штук к НР-23.
   
     Погода стала портиться, часто полёты для курсантов забивают, инструктора летают СМУ «на себя». Вместе с надеждой на хорошую погоду таяли и наши надежды на стрельбу из пушек МиГ-17. Так оно и вышло, -  сначала пропал ЗиЛ-130 со снарядами, а вскоре нам было объявлено, что стрельбы отменяются.
     Готовимся к отпуску, он намечается на весь ноябрь. Написали уже списки, кому куда выписывать проездные требования. Я лечу во Фрунзе.

     Покидаем Мариновку, все вместе едем в Волгоград, там одни едут в аэропорт, другие на ЖД вокзал, а «особая» группа остаётся в Волгограде, - у Васи Криля здесь 30 октября свадьба. Добегался Вася в самоходы… Группа собралась приличная - Моша, Трифон, Коля Зайцев, Слава Балабанов, Лёша Бельков, Слава Лопатько, я и ещё несколько человек. Погода, конечно, не очень радостная, ветер и временами дождь. Кто-то строго сказал Жене Ягину, что свидетель в первый день не должен пить. А Женя как раз был свидетелем. ...Чуть свадьба не сорвалась. Успокоили Женю и - «свадьба пела и плясала».

   Через пару дней разъехались. Я полетел из Волгограда в Грозный, другие разъехались по домам, но «костяк» «особой» группы отправился в Ставрополь к Моше, как договаривались, «погулять» там. Я проведал в Грозном друзей-одноклассников и родственников. Потом автобусом добрался до Ставрополя и присоединился к группе. Здесь были – Вовенок, Юра Обухов, Юра Березин, Володя Пономаренко, ну и Моша. Активно «гуляли», без злоупотреблений. Вполне прилично. Ночевали кто у Моши, а кто у Вовенка, он же местный.

     Наконец, покинул я Ставрополь и автобусом отправился в аэропорт Мин-Воды. У меня уже был билет на Фрунзе, к родителям. Погоды нет, самолёты не летают, аэропорт забит пассажирами. Объявления диктора звучат непрерывно, говорит он одно и тоже, что «…по метеоусловиям, рейс такой-то откладывается на два часа». В этих, непрерывно звучащих объявлениях, меняются только номера рейсов. Пассажиры уже сгруппировались по рейсам, сидят по разным углам аэровокзала. Самые нетерпеливые и те, кто может до своего места назначения доехать на поезде, уехали на вокзал. Так проходят сутки, буквально всё пространство забито людьми, некуда приткнуться. Спят на лавках, на полу, даже на ступеньках лестниц. Я нашёл свободное место в помещении аэропортовской почты в углу. Втиснулся в шинели туда и заснул стоя. Спал я недолго. Разбудила меня сердобольная старушка. Больше я не смог уснуть.

     Шустрые москвичи отбили телеграмму Бугаеву, министру гражданской авиации, тот прислал сюда то ли два, то ли три Ту-154 с подготовленными экипажами и москвичей забрали. Наш рейс кучкуется вокруг чемоданов, наливаем по пять капель за каждый перенос вылета, а переносы частые, через каждые два часа, потому что по правилам Аэрофлота при задержке рейса более, чем на два часа, должны предоставляться гостиница и питание… Остальные пассажиры поступают примерно так же. Первые сутки мы возмущались, вторые сутки стали безразличны, а на третьи сутки каждое объявление диктора вызывало хохот и следовал тост. По истечение третьих суток погода исправилась, и все пассажиры потихоньку разлетелись. Даже где-то …с сожалением.

     Отпуск во Фрунзе пролетел быстро, тем более, что 30-го ноября мне надо быть в Ставрополе на Мошиной свадьбе.
     Свадьба Валеры Махибороды проходила по всем правилам – выкуп невесты, возложение цветов, ЗАГС, ресторан, похищение невесты и прочее, прочее. Мы уже приобретаем опыт в проведении свадеб. А впереди их намечается ещё немало…


* - на фото: - аэр.Мариновка - 21.08.76г. На парашютных прыжках.
Г.Тихонов, С.Дубовой,В.Махиборода, В.Макушев, Г.Чергизов.
Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/01/31/1810


Рецензии
Лейтенантом я впервые прочёл в журнале "Молодая Гвардия" роман Александра Бахвалова "Нежность к ревущему зверю". Он мне так понравился, что за конфеты и шампанское библиотекарше я его потерял. (поскольку в библиотеке было 2 экз.) На мой взгляд это одна и самых глубоких книг о жизни в авиации:

"Женщина в итоге - это то, без чего мужская жизнь теряет всякий смысл, и то, что настоящего мужчину должно тревожить и привлекать до гробовой доски..."
(Андрей Кочергин "Как закалялась сталь 2 и 1/2").

Есть у меня любимая книга, роман Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю». Чтобы её приобрести, я бы отдал любые деньги, какую бы цену мне за неё не назвали. Когда я прочитал её первый раз «зелёным лейтенантом», только выпорхнувшим из гнезда Оренбургского лётного училища, то в своей записной книжке написал аннотацию: «Хорошая книга, но автор несколько переборщил с трагизмом работы лётчиков-испытателей». Потом стали падать мои друзья-однокашники. Первым ушёл из жизни Володя Соломин. Дальний бомбардировщик ТУ-16, где Володя был правым лётчиком, столкнулся со стаей гусей на посадочном курсе, стали два двигателя, самолёт упал в сопки, не долетев до полосы 14 км. Это произошло на Северном флоте всего через три месяца, как Володя приступил к полётам после выпуска из училища и всего через месяц после его свадьбы. Вторым судьба настигла фронтовой бомбардировщик ИЛ-28 на Балтике, пилотировал который лейтенант Валера Гребцов, экипаж, как и в первом случае, погиб в полном составе … Не продолжаю дальше этот печальный список. Самый мой первый рассказ, который я решился опубликовать «Морская авиация как она есть», как раз об этом…

Тогда я второй раз более внимательно прочитал роман Александра Бахвалова и записал уже другую аннотацию: «Отличная книга! Она учит, как надо летать». Спустя два года у меня появилась потребность перечитать «Нежность к ревущему зверю» в третий раз. Вот только тогда для меня стала открываться подлинная ценность этого произведения. Я записал: «Сильнейшая книга, пожалуй, одна из самых глубоких, что написано о профессии лётчика. Она учит, как надо жить»… С тех пор я стараюсь жить как герои этой книги: Лютров, Санин, Гай-Сомари, Долотов и другие… и перечитываю её в среднем раз в году, особенно когда мне иногда бывает тоскливо, и захлёстывает ностальгия по полётам.

В предисловии Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Эдуард Елян, написал: «Нежность к ревущему зверю» - одна из немногих книг, со столь завидной глубиной отображающая непростую взаимосвязь человека и его профессии.

Персонажи книги, описание событий, лётные происшествия – всё это отмечено верностью характеристик, точностью и глубиной обрисовки поведения действующих лиц в изображаемых обстоятельствах».

А почему я сейчас вспомнил об этой книге? Там есть такие слова: «Душевная избирательность сложна. Подчас довольно очень немногого, чтобы проникнуться расположением к человеку, и ровным счётом ничего не нужно, чтобы он вызвал в тебе неприязнь. Достаточно всего лишь однажды дать человеку понять, что ты на его стороне, а ему оценить это, и вам обоим будет легко друг с другом всю жизнь».

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   17.03.2020 17:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василь Василич!
Спасибо за Ваш отзыв! Да, бывают в нашей жизни книги, как "вехи жизненного пути". Я хоть и с самого раннего детства твёрдо знал, что буду лётчиком, но одна книга стала для меня просто "факелом". Это "Вам взлёт" Маркуши. Были и ещё подобные книги, "Балтийское небо", например Чуковского.
С уважением,
Геннадий Чергизов.

Геннадий Чергизов   17.03.2020 19:13   Заявить о нарушении