И снова Кондаков

В ПЛЕНУ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ©

И СНОВА КОНДАКОВ


Подумать только, сколько исторического хлама
несём мы в своём сознании, даже не подозревая об этом. Мы
мыслим привычными категориями симпатий и антипатий
совсем забыв о том, как и почему они возникли, даже
не думая о том, насколько они справедливы.

/Л.Н. Гумилёв - «Открытие Хазарии»/


Бороться с историческими заблуждениями довольно не просто, потому как они обладают значительным запасом прочности и удивительной, подчас необьяснимой с позиций здравого смысла, живучестью. Примером тому может служить миф о рождении академика Никодима Кондакова в селе Русская Халань Чернянского района Белгородской области. Именно об этом устойчивом заблуждении и пойдёт речь в данной статье.


|[ КТО ТАКОЙ КОНДАКОВ ]|  Прежде чем углубиться в суть проблемы, вкратце напомню о том, кто такой Никодим Павлович Кондаков, и чем вызвано повышенное внимание к его персоне. 

Кондаков Никодим Павлович – один из ярких представителей русской науки конца XIX-начала XX века. Историк византийского и древнерусского искусства, археолог. Создатель иконографического метода изучения памятников средневекового искусства. Маститый учёный с общепризнанным авторитетом и мировым именем. Автор множества научных работ и книг.

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Кондаков Никодим Павлович – учёный-историк с мировым именем.
Источник изображения: 
• Действительный член Императорской Академии Наук (1898г.).
• Действительный член Императорской Академии художеств (1893г.).
• Действительный иностранный член Чешской Академии наук, литературы и художеств (1898г.).
• Член-корреспондент Сербской Королевской Академии наук (1901г.).
• Действительный член Болгарской Академии наук (1920г.).
• Почётный и действительный член многих русских и иностранных университетов, институтов, научных обществ и комиссий.

Никодим Павлович Кондаков сыграл крупнейшую роль в систематизации и совершенствовании научных подходов к изучению Византии, поскольку первым смог дать хронологическую схему развития эпох византийского искусства. Важнейшей заслугой Кондакова стала разработанная им концепция истории мировой культуры, которая была последовательно изложена учёным в его многотомном труде «Русские древности». Эта книга в своё время была названа научной общественностью поистине пионерской и всеевропейской по своему значению.

Кондаков Н.П. избирался почётным президентом II Конгресса русских учёных за границей; он награждён более чем 50-ю дипломами научных обществ, университетов и академий разных стран. В 1924 году 80-летие Кондакова отмечалось в Чехословакии (там он жил в эмиграции) практически как праздник государственного уровня.


                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Кондаков Никодим Павлович (в центре) среди друзей, по поводу его 70-летнего юбилея. Петроград, ноябрь 1914 года. Снимок из фондов Санкт-Петербургского филиала архива Российской Академии наук.
Источник изображения:  http://ranar.spb.ru/files/photos/443206.jpg


«Архистратиг национальной русской археологии» - так оценивал и называл Никодима Кондакова его современник, известнейший историк искусств и художественный критик В.В. Стасов.

А знаменитая русская поэтесса Серебряного века Марина Цветаева в письме из Праги в феврале 1925 года, спустя два дня после смерти Кондакова, написала о нём:
- «… в тысячелетиях живущий старик…».


|[ ИСТОКИ МИФА О РОЖДЕНИИ КОНДАКОВА ]  Заблуждение о месте рождения Н.П. Кондакова начало формироваться в культурной среде Чернянского района лет, этак, тридцать назад. Где-то, приблизительно, в 1980-1990-х годах в одном из номеров чернянской районной газеты «Путь Ильича» (с 1992 года – газета «Приосколье») была опубликована статья известного краеведа Павла Ивановича Тупицина об истории села Русская Халань. В этой статье, в том числе, рассказывалось о факте рождения в середине XIX века в Русской Халани младенца Никодима Кондакова, ставшего впоследствии выдающимся учёным в области истории искусства.

О существовании такой газетной публикации позволяет говорить то обстоятельство, что рассказ о рождении будущего академика в селе Русская Халань вошёл в книгу Тупицина П.И. «История Чернянского края». Эта книга была издана в 2017 году и позиционируется автором, как сборник статей, написанных им в разные годы. Да и в видеоматериале белгородской телерадиокомпании «Мир Белогорья», рассказывающем о презентации книги «История Чернянского края» также подчёркивается, что «… Павел Иванович более полувека сотрудничает с районной газетой. ;…; Именно статьи, опубликованные в «районке» в разные годы и легли в основу книги». То есть, практически все краеведческие материалы, размещённые в сборнике (в том числе, о Русской Халани), ранее публиковались в районной газете.

*      *      *

Необходимо отметить, что чернянский краевед Тупицын П.И. не одинок в своей убеждённости в том, что академик Кондаков родился именно в селе Русская Халань Чернянского района. Кроме сочинений Тупицына в районной газете печатались и другие авторские произведения, целиком посвящённые биографии Никодима Кондакова, в том числе, рассказывающие о его русскохаланском рождении.

Так, например, в 1990 году в газете «Путь Ильича» (в номере от 18 августа) была опубликована статья известного вейделевского историка-краеведа Виталия Ивановича Щербаченко В.И. «Академик из крепостных». Чуть позже эта статья, дополненная и расширенная, под названием «Русская Халань и Византия» вошла в сборник «Русская провинция. Вып. 2-й», изданный воронежским Центрально-Чернозёмным книжным издательством в 1995 году.

В 1996 году в обновлённой районной газете «Приосколье» (в номере от 13 января) была размещена статья Г. Нецветайлова «Из крепостных - в академики», тоже повествующая о биографии выдающегося учёного-земляка и о его рождении в селе Русская Халань.

*      *      *

Такой же точки зрения в оценке места рождения Никодима Кондакова придерживаются и определённые научные круги Белгородского государственного национального исследовательского университета. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что участники II Международной научной конференции «Кондаковские чтения: проблемы культурно-исторических эпох» в октябре 2007 года совершили экскурсионную поездку в село Русская Халань, как на «малую родину историка».


                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]| 

Групповое фото участников II «Кондаковских чтений»* и студентов исторического факультета БелГУ в селе Русская Халань Чернянского района. На заднем плане – бюст Никодима Паловича Кондакова. Октябрь 2007 года.
Источник изображения: 
|[ Авторский комментарий ]|---------------------------------------------------------

*«Кондаковские чтения» - это форма международных научных конференций, проводимых по инициативе кафедры всеобщей истории и зарубежного регионоведения Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Чтения проводятся в городе Белгороде с 2004г., один раз в три года. Кондаковские чтения были задуманы, прежде всего, для актуализации имени и работ Н.П. Кондакова на его родине - Белгородчине.

Сама сфера занятий академика Кондакова, как одного из творцов византиноведения в России, позволила выстроить определенный тематический формат конференций – античная классика, Византия, Древняя Русь. В центре внимания авторов материалов, представляемых на Чтениях – жизнь и научно-исследовательская деятельность академика Н.П. Кондакова, равитие его идей.

*      *      *

В связи с тем, что разыскать старые номера газет «Путь Ильича» и «Приосколье» с биографическими статьями об академике Н.П. Кондакове не удалось, рассказ о его рождении и детских годах цитирую по книге Тупицына П.И. «История Чернянского края»:

«Глава 8. Краткий экскурс в историю сёл края. ;…;

5. Русская Халань.

… В 1844 году в семье Кондакова, крепостного крестьянина из Русской Халани, родился сын, окрещенный Никодимом. Впоследствии Никодим Павлович очень многое сделал для развития российской науки и культуры. Н.П. Кондаков, окончив русскохаланскую церковно-приходскую школу, уехал в Москву, где учился во второй гимназии, затем на историко-филологическом факультете Московского университета».


|[ СОТВОРЕНИЕ МИФА ]|  Упомянутая авторами-краеведами в газетных статьях версия о месте рождения академика Н.П. Кондакова в селе Русская Халань была, вероятно, принята к сведению, но до поры оставлена без должного внимания. Ведь в конце 1980-х и на протяжении всех 1990-х лет страна переживала не лучшие свои времена. И на первом месте в те непростые годы стоял вопрос не развития отечественной культуры, но выживания самого нового государства. Однако время шло, политическая и экономическая ситуация в России начала понемногу выправляться. Настал черёд всерьёз задуматься и о культуре, и об истории.

Постепенно стал возрождаться, активно поддержанный областными властями, интерес жителей Белгородских регионов к своим историческим корням и культурным истокам. Вспомнили в Чернянском районе и о Никодиме Кондакове: в начале двухтысячных годов на гипотетической родине Кондакова, в Русской Халани, был установлен памятный бюст выдающемуся учёному. Но одним бюстом дело не ограничилось - версия рождения знаменитого земляка оказалась востребованой и получила своё дальнейшее развитие.

В 2015 году администрация Чернянского района, в целях стимулирования развития культурной среды в сельских поселениях, приняла участие в конкурсе на соискание Грантов Губернатора Белгородской области, направленных на развитие сельской культуры. В качестве стержня чернянского конкурсного прожекта была выбрана фигура академика Никодима Павловича Кондакова. Легенда из старой газетной статьи о рождении учёного-историка с мировым именем в чернянском селе была реанимирована и положена в основу социально–культурного проекта под названием «Создание библиотеки–музея имени Никодима Павловича Кондакова в селе Русская Халань».

В разработке проектных материалов и конкурсной заявки приняли участие 15 человек: сотрудники районных Управлений культуры и образования, краеведческого музея, Чернянской центральной районной библиотеки, редакции газеты «Приосколье», администрации Русскохаланского сельского поселения. В обосновании значимости проекта особо подчёркивалось, что «выдающийся историк искусства ;…; академик Никодим Павлович Кондаков родился ;…; в деревне Халань Новооскольского уезда Курской губернии, ныне село Русская Халань Чернянского района Белгородской области». Стоимость расходов на осуществление проекта была оценена в 250 тыс. рублей.

Руководствуясь тем, что создание библиотеки–музея имени Н.П. Кондакова в селе Русская Халань «будет способствовать развитию интереса у детей и молодежи к истории своего края», с учётом доминирующей на кафедре всеобщей истории НИУ «БелГУ» точки зрения на село Русская Халань как на место рождения Кондакова, экспертно-консультативный совет присудил один из Грантов Губернатора Белгородской области представленному на конкурс чернянцами «кондаковскому» проекту. И 11 декабря 2015 года на территории Русскохаланского сельского поселения состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски в честь Н.П. Кондакова и мини-музея, посвящённого жизни и деятельности этого знаменитого учёного.


                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Фрагмент статьи об открытии в селе Русская Халань Чернянского района мемориальной доски и мини-музея Н.П. Кондакова. Газета «Приосколье», №154 (8960) от 22 декабря 2015 года.
Источник изображения:  http://prioskolye.ru/media/prioskolyeru/d22.indd.pdf


|[ УБЕДИТЕЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ]|  Между тем исследования биографии академика Кондакова Н.П. продолжались. Последовательность этих изысканий была мною подробно описана в статье «Страсти по Никодиму» (в группе «Ольшанская завалинка» на интернет-портале Одноклассники). Поэтому, повторюсь тезисно.

     • Вначале, в январе 2016 года из Государственного архива Белгородской области был получен официальный ответ, гласящий, что в метрических церковных книгах слобод Большая Халань, Чернянка, а так же села Русская Халань Новооскольского уезда Курской губернии «… за 1843-1845 гг. записи о рождении Кондакова Никодима Павловича не имеется».

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Справка из Государственного архива Белгородской области об отсутствии записей, удостоверяющих рождение Н.П. Кондакова. Январь, 2016 год.
Источник изображения:  архив автора.


     • Затем в Санкт-Петербургском филиале архива Российской Академии наук было обнаружено «Метрическое свидетельство о рождении Н.П. Кондакова», выданное его отцу, Павлу Ивановичу Кондакову, Курской духовной консисторией в июне 1854 года. Из содержания Свидетельства следует, что запись о рождении 1 ноября 1844 года Никодима Кондакова и о его крещении (на следующий день, 2 ноября) содержится «… в метрической Новооскольского уезда, слободы Ольшанки, Троицкой церкви тысяча восемьсот сорок четвертого года книге, в 1-й части о родившихся, под №118…».


     • Наконец, в июле 2016 года в Государственном архиве Белгородской области в метрической книге Троицкой церкви слободы Ольшанка Новооскольского уезда Курской губернии за 1844 год была обнаружена подлинная запись о рождении и крещении Никодима Кондакова.

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Фрагмент метрической книги Троицкой церкви слободы Ольшанка Новооскольского уезда за 1844 год. Запись о рождении и крещении Никодима Кондакова.
Источник изображения:  архив автора.

*      *      *

Проведённые исследования и обнаруженные документальные свидетельства позволили с достаточной степенью уверенности утверждать, что село Русская Халань Новооскоольского уезда не является местом рождения академика Кондакова, а родился он в слободе Ольшанка Новооскоольского уезда Курской губернии (ныне село Ольшанка Чернянского района Белгородской области).

Подобные выводы озвучил в своей статье «Родом из Ольшанки» и Александр Пчелинов-Образумов - кандидат исторических наук, начальник отдела использования архивных документов Госархива Белгородской области. Его статья была опубликована в октябре 2016 года на сетевом портале «БелПресса» издательского дома «Мир Белогорья».

Да и вышедшая из печати в 2017 году в рыбинском издательстве «Медиарост» книга «Кондаков» (Н.Л. Ключарёва, под ред. В.В. Горошникова) уже не называет село Русская Халань в качестве места рождения Н.П. Кондакова. Вместо этого в книге весьма уклончиво повествуется, что «… крестили младенца, родившегося 1 ноября 1844 года в Троицкой церкви села Ольшанка, в восьми верстах от Русской Халани». При этом, где же на самом деле родился младенец - не указывается вовсе.


|[ НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ]|  Казалось бы, что открытые публикации новых данных о раннем периоде биографии академика Кондакова должны были подвигнуть работников культуры Чернянского района на корректировку места рождения учёного-земляка. Однако этого, увы, не произошло. В публичном пространстве, подконтрольном администрации Чернянского района, в вопросе определения места рождения Кондакова за два последних года ничего не поменялось.

На сайтах «Муниципальный район «Чернянский район» Белгородской области», «Русскохаланское сельское поселение», «Средняя общеобразовательная школа села Русская Халань», «Управление культуры Чернянского района», «Чернянский районный центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности» по-прежнему утверждается, что родился Кондаков Никодим Павлович именно в селе Русская Халань. Я уж не говорю о нескольких статьях в Википедии, посвящённых истории Чернянсокго района, о сайте «Белуезд.ру. Белгородская энциклопедия», о сайте информационно-аналитической службы Белгорода «Беелгород.ру» - там то же превалирует идея русскохаланского рождения знаменитого учёного.

*      *      *

Игнорировать подобное положение вещей было бы неоправданно. Ситуация, сложившаяся вокруг вопроса о месте рождения Никодима Павловича Кондакова, безусловно, требует прояснения, а значит и повторного критического анализа изначальной версии, положенной в основу мифа о рождении академика в селе Русская Халань. Для выполнения анализа ещё раз вернёмся к описанию начального периода жизни Никодима Кондакова, представленному в статье «Русская Халань» в краеведческом сборнике «История Чернянского края»:

   - «… В 1844 году в семье Кондакова, крепостного крестьянина из Русской Халани, родился сын, окрещенный Никодимом. Впоследствии Никодим Павлович очень многое сделал для развития российской науки и культуры. Н.П. Кондаков, окончив русскохаланскую церковно-приходскую школу, уехал в Москву, где учился во второй гимназии, затем на историко-филологическом факультете Московского университета».

Выделим из этого описания две основные мысли, указывающие (по мнению автора сборника) на пребывание Никодима Кондакова в селе Русская Халань:

   1. - «… В 1844 году в семье Кондакова, крепостного крестьянина из Русской Халани, родился сын, окрещенный Никодимом». [Т.е. - родился в селе Русская Халань].

   2. - «…Н.П. Кондаков, окончив русскохаланскую церковно-приходскую школу, уехал в Москву…». [Т.е. – обучался в церковно-приходской школе села Русская Халань].

Сначала разберём утверждение, касающееся обучения Никодима Кондакова в Русскохаланской церковно-приходской школе (пункт 2).


|[ РУССКОХАЛАНСКАЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА]|  Никодим Кондаков родился в 1844 году. Приблизительно через шесть-восемь лет, т.е. в 1850-52 году, он должен был начать посещать русскохаланскую церковно-приходскую школу (по версии чернянского краеведа).

Но дело в том, что такой школы в селе на тот момент, очевидно, попросту не было! В этом можно без труда убедиться, перечитав историю села Русская Халань, опубликованную на тех же официальных сайтах «Русскохаланского сельского поселения», или Управления культуры Чернянского района, или «Чернянского районного центра народного творчества». Вот как на этих информационных ресурсах описана история возникновения церковно-приходской школы в селе Русская Халань:

   - «До 1870 года в селе школы не было. В 1875 году в село был назначен на службу дьякон Федоровский, который с общественностью села построил первую школу, в которой и преподавал Закон Божий».

То есть, церковно-приходская школа появилась в Русской Халани не ранее 1875 года, когда Никодиму Кондакову было уже ни много ни мало - 31 год! Более того, даже определение - «церковно-приходская школа», в то время ещё не было распространено. Начальные школы при церковных приходах назывались «приходскими училищами». И только с 1884 года, после утверждения императором «Правил о церковно-приходских школах», большинство училищ стали официально называться «церковно-приходскими школами».

*      *      *

Теперь обратимся к литературным свидетельствам эпохи самого Никодима Кондакова. Взять хотя бы книгу «Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования, 1869-1894. Том первый (А-Л)», изданную в Санкт-Петербурге в 1896 году. О Кондакове там пишется:

   - «Кондаков, Никодим Павлович, профессор истории искусства с 1888 года, родился в 1844 г. … ;…; Учился в приходском училище в Москве, затем во 2-ой Московской гимназии, что на Разгуляе…».

Выделю:  - «Учился в приходском училище в Москве…», а не в церковно-приходской школе села Русская Халань Новооскольского уезда.


                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Фрагмент статьи «Кондаковъ» из книги «Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета…», изданной в 1896 году.
Источник изображения:  https://commons.wikimedia.org


Ещё один, чуть более поздний, источник: «Православная Богословская энциклопедия»  - специализированная энциклопедия на русском языке, издававшаяся в Российской империи с 1900 по 1911 год как приложение к духовному журналу «Странник». В XII томе этой энциклопедии содержится статья «Кондаков», посвящённая личности интересующего нас учёного-историка. Автор статьи Ф.И. Покровский – современник Кондакова, довольно подробно рассказывает о жизненном пути знаменитого учёного, о его вкладе в русскую науку и культуру. В статье говорится буквально следующее:

   - «Кондаков Никодим Павлович, доктор теории и истории искусств, заслуженный профессор и ординарный академик Академии Наук, родился в Новооскольском уезде Курской губернии в 1844 г. и первоначальное образование получил в приходском училище в Москве, а потом учился во 2-й московской гимназии, по окончании курса которой поступил в 1861 г. в Московский Университет на историко-филологический факультет».

Выделю:  - «…первоначальное образование получил в приходском училище в Москве…», а не в церковно-приходской школе села Русская Халань Новооскольского уезда.

*      *      *

Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием воспоминания самого академика Кондакова. В 1927 году (спустя два года после смерти Никодима Павловича) в городе Праге, где он, находясь в эмиграции жил и работал в последние годы своей жизни, вышла книга под названием «Воспоминания и думы Н.П. Кондакова». В основу книги легли собственные воспоминания Кондакова о его жизни, учёбе, о становлении его мировоззрения. Книга была подготовлена к изданию учениками и коллегами академика, при активном участии его приёмного сына Сергея Кондакова. Приведу несколько выдержек из автобиографического описания детства и отрочества Никодима Кондакова:

   - «Возвратившись в Москву (естественно, с полугодовалым младенцем Никодимом на руках - Б.С.) в 1845 г., мои родители основались на 15 лет в большой (по тогдашнему) квартире нижнего этажа дома кн. Трубецких на Покровке». ;…;

   - «По домашним соображениям отец решил отдать нас обоих вместе (со старшим братом Михаилом, который был год старше – Б.С.) в приходское училище, хотя я был для него ещё очень молод, да и старшему Михаилу было, кажется, не полных семь лет». ;…;

   - «Два или три года своего учения в приходском училище я вспоминаю с ужасом и истинным отвращением». ;…;

   - «Девяти лет я поступил с братом во 2-ую Московскую гимназию».

Основываясь на этих воспоминаниях, можно построить довольно подробную хронологическую последовательность, описывающую события начального периода жизни Никодима Кондакова:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Как можно видеть, в этой хронологической цепочке абсолютно нет места якобы «учёбе» юного Кондакова в Русскохаланской церковно-приходской школе.

Вывод:  Никодим Павлович Кондаков никогда не учился в церковно-приходской школе села Русская Халань Новооскольского уезда.


|[ ВОСПОМИНАНИЯ И ВЕРСИИ ]|  Рассмотрим теперь первую часть рассказа о рождении Кондакова Н.П. из сборника «История Чернянского края»:

   - «… В 1844 году в семье Кондакова, крепостного крестьянина из Русской Халани, родился сын, окрещенный Никодимом».

На сегодняшний день существуют три основные версии места рождения Никодима Кондакова.

   1. Слобода Халань Новооскольского уезда Курской губернии - по воспоминаниям самого Кондакова. Этой же версии придерживаются и некоторые энциклопедические веб-сайты Украины. [Ныне это село Большая Халань Корочанского района Белгородской области].

   2. Село Русская Халань Новооскольского уезда Курской губернии - по версии авторитетного чернянского краеведа П.И. Тупицына. С ним солидары: известный вейделевский историк-краевед В.И. Щербаченко, работники культуры Чернянского района, а также некоторые представители научно-преподавательского коллектива кафедры всеобщей истории и зарубежного регионоведения Белгородского государственного национального исследовательского университета. [Ныне это село Русская Халань Чернянского района Белгородской области].

   3. Слобода Ольшанка Новооскольского уезда Курской губернии – по версии моей (Бахматова С.В.). [Ныне это село Ольшанка Чернянского района Белгородской области].

Для установления наиболее правдоподобной, из трёх представленных здесь гипотез, попробуем ответить на ряд вопросов.

*      *      *

   Вопрос 1-й.  Мог ли Никодим Кондаков, называя в воспоминаниях местом своего рождения слободу «Халань», спутать её с названием села «Русская Халань»?

Уже лет за сто до рождения Н.П. Кондакова эти населённые пункты имели устоявшиеся и «непересекающиеся» названия. Слобода Халань именовалась как Екатериновка или Екатерининская (Халань тож). При этом первая часть названия - «Екатериновка», употреблялось в основном в официальном делопроизводстве: при обозначении территориально-административного статуса селения, при регистрации земельных отношений, в судебных документах, в картографических материалах и т.п. Вторая часть названия - «Халань», как более короткое и выразительное, очевидно имело хождение преимущественно в народе. Со второй половины XIX века это поселение иногда называли ещё как «Большая Халань».


                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Слобода Екатерининская (Халань тож) на Плане генерального межевания Корочанского уезда Курской губернии. 1785г.
Источник изображения: 

Село Русская Халань также твёрдо «носило» своё цельное имя (без каких либо приставок и приписок в скобках) уже приблизительно с конца 20-х годов XVIII века, т.е. опять же, более чем за сто лет до появления на свет Никодима Кондакова.

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Село Русская Халань на Плане генерального межевания Новооскольского уезда Курской губернии. 1786г.
Источник изображения: 

   Ответ 1-й.  Случайное употребление Никодимом Павловичем в своих воспоминаниях названия «Халань» вместо названия «Русская Халань» исключается.

*      *      *

   Вопрос 2-й.  Какой из 3-х исследуемых нами населённых пунктов наиболее соответствует критериям, указанным в воспоминаниях Кондакова?

Рассказывая о месте своего рождения, Никодим Кондаков называет некоторые отличительные особенности этого населённого пункта:

 
                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Фрагменты книги «Воспоминания и думы Н.П. Кондакова», изданной в Праге в 1927 году.
Источник изображения:  архив автора.


Вычленим из воспоминаний академика особенности описанного им селения и суммируем их в понятный список:

   А)  административный статус – слобода;
   Б)  количество жителей – более трёх тысяч;
   В)  крупный сельский промысел – кожевенный;
   Г)  крупная сельская ярмарка – одна;
   Д)  национальный состав населения – малороссы, «черкасы».

А теперь, примерим «кафтан» этих признаков на «фигуры» исследуемых нами населённых пунктов:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Дабы не быть голословным, проиллюстрирую некоторые ответы в таблице выдержками из старых публикаций конца XIX – начала XX века.


   А) и Б) – Статус поселения и количество жителей:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Слобода Екатериновка (Большая Халань тож) Новооскольского уезда. Фрагмент книги «Труды Курского Губернского Статистического комитет. Выпуск 1». 1863 год.
Поселение – слобода. Количество жителей – 3195 человек (данные по 9-й ревизии на 1850 год).
Источник изображения:  архив автора.

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Село Русская Халань Новооскольского уезда. Фрагмент книги «Курская губерния. Список населённых мест по сведениям 1862 года».
Поселение – село. Количество жителей – 1400 душ (данные на 1862 год).
Источник изображения:  http://elib.shpl.ru/nodes/16868#page/1/mode/grid/zoom/1

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Слобода Ольшанка Новооскольского уезда. Фрагмент книги «Курская губерния. Список населённых мест по сведениям 1862 года».
Поселение – слобода. Количество жителей – 3938 душ (данные на 1862 год). [По клировой ведомости ольшанской Троицкой церкви за 1846 год в слободе Ольшанка числилось 3679 душ обоего пола].
Источник изображения:  http://elib.shpl.ru/nodes/16868#page/1/mode/grid/zoom/1


   В) - Наличие крупного сельского промысла:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Фрагмент книги «Кустарные промыслы Курской губернии. Вып. II». 1886 год. В качестве центров кожевенного производства в Новооскольском уезде называюся слободы Ольшанка и Большая Халань (ещё одно название Екатериновки (Халани тож)). Село Русская Халань в данном перечне населённых пунктов не упоминается. [Данных, более близких к дате рождения Кондакова, разыскать не удалось].
Источник изображения:  https://dlib.rsl.ru/viewer/01003547410#?page=1


   Г) - Наличие крупной сельской ярмарки:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Фрагменты книги «Список существующих в Российской Империи ярмарок. 1834 г.». Среди населённых пунктов Новооскольского уезда Курской губернии, в которых проводятся ярмарки, упоминается слобода Ольшанка (одна крупная двухдневная ярмарка) и слобода Халань (одна крупная ярмарка , «Проводская», и две мелкие местные ярмарки). Село Русская Халань в представленной книге не упоминается. [Это данные на 1834 год – за 10 лет до рождения Кондакова].
Источник изображения:  http://maps.southklad.ru/forum/viewtopic.php?t=1812


   Д) - Украинское происхождение жителей населённого пункта:

О национальном составе жителей слобод Екатериновка (Халань тож) и Ольшанка можно судить по материалам журнала «Русский филологический вестник. Вып. 1 (№ 3)» за 1907 год. В разделе «Труды Московской Диалектологической комиссии» приведены результаты исследований говоров населённых пунктов нескольких губерний, в том числе - Курской.
                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Фрагмент «Русского филологического вестника. Т. 58. Вып. 1 (№ 3) 1907г.».
Екатериновка (Халань тож) и Ольшанка отнесены к категории поселений с «малорусскими говорами». Это означает, что преобладающим населением в этих слободах являются потомки «малороссов», т.е. переселенцев из украинских земель.
Источник изображения:  https://www.prlib.ru/item/678458


Сведения о жителях слободы Ольшанка можно дополнить выдержкой из статьи ольшанского священника Дмитрия Левитского «Описание выделки кож, шитья сапогов и торговли ими крестьян слободы Ольшанки Курской губернии Новооскольского уезда», опубликованной в 1860 году в журнале «Труды императорского вольного экономического общества. Том 1». В статье, в частности говориться:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

О национальности населения слободы Ольшанка. Фрагмент статьи Д. Левитского «Описание выделки кож…». 1860 год.
Источник изображения:  архив автора.


Что касательно названия села Русская Халань, то первая часть этого ойконима «Русская…» недвусмысленно подчёркивает преобладающий национальный состав жителей этого населённого пункта – русские. Русскохаланнцы это потомки служилых людей - выходцев из центральных регионов Русского государства. Их предки пришли на оскольские земли в первой половине XVII века, во времена государственной колонизации Дикого поля. Кондаков же утверждает, что в слободе, где он появился на свет, в подавляющем большинстве жили малороссы и «черкасы» - т.е. переселенцы с украинских земель.

   Ответ 2-й.  На основании анализа сравнительной таблицы и представленных документальных свидетельств можно заключить, что:

     • Слободы Екатериновка (Халань тож) Новооскольского уезда и Ольшанка Новооскольского уезда практически полностью соответствуют всем отличительным особенностям населённого пункта, описанного в воспоминаниях Никодимом Кондаковым, как место своего рождения.

     • Село Русская Халань Новооскольского уезда не отвечает ни одному из критериев, характеризующих место рождения академика Кондакова.


|[ КАК КРЕСТИЛИ НИКОДИМА ]|  Место и время крещения рождённого 1 ноября 1844 года сына Павла Ивановича Кондакова (дворового человека князя Трубецкого) точно установлено и не вызывает никаких сомнений - это Троицкая церковь слободы Ольшанка Новооскольского уезда Курской губернии.

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Архивная выписка из госархива Белгородской области о наличии в метрической книге 1844 года Троицкой церкви слободы Ольшанка записи о рождении и крещении младенца Никодима Кондакова.
Источник изображения: архив автора.


В крестьянской среде того времени бытовало твёрдое убеждение, что новорождённого надо крестить в день его «прихода» в этот мир. Ибо некрещёный ребёнок считался абсолютно беззащитным перед болезнями, сглазом, кознями нечистого. «На некрещённого сглаз и напуск легче находит» - говорили крестьяне. Православные селяне верили в то, что крещение снимет с младенца первородный грех, сделает его невинным перед Богом и поставит под защиту и покровительство Христа. Нередко ребёнка, родившегося ночью, утром уже несли крестить, «пока младенец впервой материну грудь не сосал, некормленный был», так считалось «сподобней для него».

Глава семейства Павел Иванович Кондаков, хотя к тому времени и стал уже городским жителем, но по своему духовному складу был плоть от плоти выходцем из крестьянства, со всей вытекающей отсюда «крестьянской» же моделью его религиозного поведения. «Отец был очень набожный человек…» - так характеризует его Никодим Павлович в своих воспоминаниях. Кроме того, у четы Кондаковых были весьма веские причины для опасений по поводу благополучия новорождённого сына - ведь далеко не все их родившиеся дети выживали (из 11 рождённых выжили только четверо сыновей). Поэтому уже на следующий день после появления младенца на свет – 2 ноября 1844 года,  в Троицкой церкви слободы Ольшанка было совершено Таинство Крещения. Окрещённого младенца нарекли Никодимом.

*      *      *

Но почему родители Никодима, рождённого, как он утверждает в своих воспоминаниях, якобы в слободе Халань (Екатериновка), в которой на тот момент было два действующих храма, оказались в совершенно другом населённом пункте – в слободе Ольшанке, где и крестили своего сына? Для ответа на это вопрос посмотрим на ситуацию несколько с другой точки зрения - с «дорожной».

Являясь жителем Москвы, человеком иногородним, отец Никодима, Павел Иванович Кондаков, не был приписан ни к одному из церковных приходов Новооскольского уезда. Поэтому, о крещении своего сына он мог договориться в любой близлежащей церкви, тем более, имея такой солидный статус «главноуправляющего имениями князя Трубецкого». Предположим…

   Вариант 1-й.  Допустим, что Никодим родился в слободе Екатериновка (Халань тож) (ныне село Большая Халань Корочанского района Белгородской области). Построим таблицу расстояний от этого предполагаемого места рождения до ближайших действовавших, на тот момент, православных храмов:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Особо примечателен тот факт, что в самой Екатериновке (Халани) было целых две действующих церкви: Успенская и Предтечиевская. Кроме того, на основании сведений, содержащихся в справочнике «Курская губерния. Список населённых мест по сведениям 1862 года» и в спецкарте Европейской части России от 1868 года, можно полагать, что и в других, находящихся поблизости от слободы Екатериновка (Халань) поселениях, имелись работающие церкви - в сёлах Лозное, Прилепы, Ковылино.


   Вариант 2-й. Установив ранее, что село Русская Халань не являлась местом рождения академика Кондакова, тем не менее, и для Русской Халани (ныне село в Чернянском районе) построим таблицу расстояний до ближайших открытых, на тот момент, церквей:

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

Анализ обеих таблиц приводит к удивительному заключению: в обоих предполагаемых вариантах рождения, отец младенца - Павел Кондаков, из массы возможных путей выбрал наихудший! Ведь слобода Ольшанка, по сравнению со многими поселениями, отстояла от предполагаемого места рождения максимально далеко: 25(!) км в первом случае (от слободы Халань) и 10(!) км во втором случае (от села Русская Халань). Причём не нужно забывать, что это только путь в одну сторону. А после обряда предстояла ещё и обратная дорога, к тому же - в условиях короткого светового дня.

И это по ухабистому осеннему бездорожью, по первым ноябрьским заморозкам, с ослабленной родами женой, ежеминутно рискуя застудить неокрепшего младенца... Да ещё при этом везти с собой и восприемников (крёстных отца и мать). Ради чего? Свойственно ли такое поведение для «очень набожного» главы семейства, стремящегося как можно скорее покрестить своего новорождённого сына? Конечно же, не свойственно. Да и нет у нас ни малейших оснований сомневаться в благоразумии и рассудительности родителей Никодима.

Объяснение такому необычному решению родителей видится самое простое: Павел Иванович Кондаков мог выбрать в качестве места крещения своего новорождённого сына Троицкую церковь слободы Ольшанка только в том случае, если она находилась максимально близко от места рождения младенца, и путь к ней был наиболее безопасен для здоровья матери и ребёнка.

*      *      *

|[ ТАМ, ГДЕ РОДИЛСЯ НИКОДИМ ]| Такое место, где мог родиться Никодим Кондаков, в Ольшанке было. На западной окраине этой слободы располагалась хозяйственная усадьба князя Юрия Ивановича Трубецкого. Сам князь в усадьбе появлялся крайне редко, предпочитая жить в подмосковных имениях (Спасское-Прохорово или Знаменское-Садки), реже в Москве, иногда в Европе. Ольшанской усадьбой руководил нанятый управляющий. А контроль над работой и доходами всех имений Ю.И. Трубецкого осуществлялся главной конторой, располагавшейся в Москве. Правителем этой конторы как раз и был крепостной дворовый человек, Павел Иванович Кондаков, «…бывший уже в то время главноуправляющим кн. Трубецких по всем их имениям…», «… кристально честный, скрупулёзно добросовестный…», который «… пользовался всю жизнь безусловным доверием князей». В его обязанности входило, в числе прочего, проведение выездных ревизий хозяйственного состояния имений, принадлежащих Ю. Трубецкому. Как пишет в своих воспоминаниях Никодим Кондаков, отец проводил всю жизнь «… в розысках воровства управляющих по отдельным имениям».

И 1844 год не стал в этом смысле исключением. Павел Иванович отправился, как обычно, с ревизионной поездкой, на этот раз в Курскую губернию. Как вспоминает Никодим, «… отец, уезжая на лето для ревизии многих имений, из экономии, не хотел оставлять дома лишнего хозяйства…». Этим и объясняется, почему Павел Иванович взял с собой беременную жену Елену Филипповну и, вероятно, годовалого сына Михаила. Много позже, уже после кончины жены, отец ещё не раз, чтобы не «… оставлять дома лишнего хозяйства…» брал с собой в подобные поездки младших сыновей.

Можно считать вполне естественным, что Павел Кондаков, находясь «… временно, по делам управления имениями кн. Трубецких» - фактически в служебной командировке, на время ревизии княжеского имения остановился с семьёй в служебном жилье, т.е. в Ольшанской же усадьбе Ю. Трубецкого.

Уделю немного времени характеристике этой княжеской усадьбы. Её описания, относящегося к середине XIX века, найти не удалось, хотя известно, что хозяйственная деятельность в имении была весьма разнообразна и доходна – особенно винокурение. Есть краткие сведения, датированные 1902 годом. Во втором томе книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» читаем:

   «В 5 вер. [верстах – Б.С.] к югу от Николаевки [ныне село Орлик – Б.С.] расположено с. Ольшанка, имеющее 2.200 жит. [жителей – Б.С.] Здесь находится имение кн. Ив. Юр. Трубецкого, площадью около 5,5 тыс. дес. [тысяч десятин – Б.С.], замечательное по своему полеводству, скотоводству, винокуренному заводу, одной паровой и 4 водяным мукомольным мельницам».

В архивных документах за 1919 год также встречается перечень построек, находившихся в усадьбе на момент её национализации большевиками:

   «Усадьба занимает площадь 3,75 га на которой расположены: винокуренный завод, барский дом, флигель два этажа, солодовня, бондарная, ледник кирпичный, кузнеца, прачечная, водяная мельница, амбар, конюшня, поварская, казарма, спиртовой подвал, коровник, помещение для коровниц».

Представленные здесь описания, безусловно, свидетельствуют о том, что и в 1844 году, в усадьбе было достаточное количество комфортных жилых помещений, которые мог, без обременения кого бы то ни было, временно занять главноуправляющий княжескими имениями с семьёй.

Вот в этой-то усадьбе и был рождён 1 ноября 1844 года Никодим Кондаков. А на следующий день 2 ноября новорождённого окрестили, здесь же – в слободе Ольшанке. Таинство Крещения совершил священник ольшанской Троицкой церкви Косма Симонович Попов с причтом.

Из всех близлежащих храмов Троицкая церковь находилась от княжеского имения (т.е. от места рождения младенца) ближе других – всего в двух с небольшим верстах. И добраться до неё по наезженной дороге не составляло труда и не занимало много времени. (Следующая ближайшая церковь, Архангельская в селе Проточном, находилась от усадьбы в 7 вёрстах).

                |[=====[ИЗОБРАЖЕНИЕ]=====]|

План-схема взаимного расположения хозяйственной усадьбы князя Ю. Трубецкого и Троицкой церкви слободы Ольшанка Новооскольского уезда. Ольшанская усадьба Трубецких, в которой родился Никодим Павлович Кондаков, до настоящего времени не сохранилась – известно лишь место, где она располагалась.


|[ ПОЧЕМУ ХАЛАНЬ? ]|  Теперь остаётся понять, почему, несмотря на всю очевидность факта рождения в слободе Ольшанке, Никодим Павлович Кондаков в своих воспоминаниях настойчиво утверждает, что родился «… в многолюдной слободе Халани, где отец мой с матерью был временно, по делам управления имениями…»? Попробуем разобраться.

Большинство взрослых людей, как правило, не помнят, что с ними происходило в ранний период их детства – первые шаги, первые слова, ранние детские переживания (включая лица и события). Исследования показали, что в среднем первые события, которые способны вспомнить взрослые, относятся к возрасту трёх-трёх с половиной лет. Все, что было до того, как будто стерто из памяти.

Этот феномен, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства, описан в научной литературе и называется «инфантильной амнезией». Термин этот был предложен Зигмундом Фрейдом ещё более века назад. Причины наличия данной амнезии наукой пока не определены.;
Поэтому сведения о первых годах жизни и месте своего рождения, которые Никодим Павлович приводит в воспоминаниях, являются устойчивой совокупностью мыслеформ, сформированной под впечатлением рассказов родителей и особенно любимой им няньки.

Не вызывает сомнений, что в тот год, и до и после рождения Никодима, семья Кондаковых обязательно посещала малую Родину Павла Ивановича – слободу Екатериновку (Халань), «… откуда он сам был родом…» и где «… у него в это время жила ещё мать…». Отсюда же, из Халани, при отъезде в Москву родители взяли для Никодима няньку - Евдокию (Явдоху). Для четы Кондаковых пребывание в слободе Екатериновке (Халани) явилось, очевидно, более продолжительным и запоминающимся событием, нежели недолгий эпизод с «ольшанским» рождением и крещением младенца. Рассказы и разговоры родителей о посещении слободы Халани бесспорно оказали впоследствии значительное влияние на формирование «детских» воспоминаний Никодима. Кроме того думается, что и нянька Явдоха, которая фактически и занималась воспитанием мальчика первые лет семь его жизни, чрезвычайно, хотя и без корысти, преуспела в генерировании и развитии «халанской» версии рождения своего воспитанника. В результате в сознании ребёнка такая весьма неопределённая фраза, как, например, «ты родился, когда мы были с поездкой в Халани» трансформировалась в устойчивое убеждение «я родился в Халани».


|[ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ]|  На основании изложенного выше материала выводы довольно простые:

     • Село Русская Халань Новооскольского уезда Курской губернии не является местом рождения Никодима Павловича Кондакова.

     • Академик Н.П. Кондаков не имел никаких исторических связей с селом Русская Халань, в том числе не получал в нём начального образования.

     • Слобода Екатериновка (Халань тож) Новооскольского уезда Курской губернии не является местом рождения Никодима Павловича Кондакова.

     • Местом рождения и крещения Никодима Кондакова является слобода Ольшанка Новооскольского уезда Курской губернии.


;; ЧТО ДЕЛАТЬ? ;;  Для исправления заблуждения, касающегося места рождения Никодима Павловича Кондакова, необходимо:

   1. Исключить из публичного культурно-исторического пространства Чернянского района (курируемые райадминистрацией веб-сайты, путеводители, рекламно-туристическая продукция, лекторская деятельность) информацию о рождении Никодима Кондакова в селе Русская Халань.

   2.  Бюст выдающегося учёного и его мини-музей оставить без изменения на прежнем месте - в селе Русская Халань Чернянского района Белгородской области.

   3. Удалить из материалов мини-музея информацию о рождении академика Кондакова в селе Русская Халань.

   4. Разработать и внедрить в культурную среду Чернянского района обоснованную нейтральную концепцию, объясняющую создание мини-музея и установку бюста Кондакову Н.П. в селе Русская Халань не с позиции его гипотетического рождения в этом населённом пункте, а с позиции сохранения и популяризации общекультурных ценностей Белгородчины.

                30 января 2019 года


|[ ПРИМЕЧАНИЕ ]|  В коллаже обложки статьи использованы изображения с веб-сайтов Чернянского районного краеведческого музея (http://chrkm.ru), Института истории Украины (http://resource.history.org.ua) и сайта Макспарк (http://maxpark.com/).


|[ ИСТОЧНИКИ ]| При подготовке статьи использованы следующие источники:

1.  Книга «Воспоминания и думы Н.П. Кондакова».
/Подготовлена научным объединением Seminarium Kondakovianum. - Прага, 1927г. Электронная копия/
Ссылка:  архив автора.

2.  Книга «История Чернянского края».
/П.И. Тупицын. – Белгород, изд-во «Константа», 2017г. Электронная копия/
Ссылка:  архив автора.

3.  Книга «Кондаков».
/Н.Л. Ключарёва, под ред. В.В. Горошникова. - Рыбинск, изд-во «Медиарост». 2017г. Электронная копия /
Ссылка:  http://www.yarkniga.ru/?yk=26&id=126&act=showone

4.  Книга «Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869-1894. Т I, (А - Л)».
/Коллектив авторов. - С.-Петербург, типография и литография Б.М. Вольфа, 1896г. Стр. 337.
Электронная копия/
Ссылка:  https://commons.wikimedia.org

5.  Книга «Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского университета: историческая записка. Академические списки».
/А.И. Маркевич. – Одесса, экономическая типография (б. Одесского вестника), 1890г. Стр 302. Электронная копия/
Ссылка:  http://rarebook.onu.edu.ua:8081/handle/store/2012

6.  Книга «Профессор Никодим Павлович Кондаков: К 30-летней годовщине его учено-педагогической деятельности».
/Е.К. Редин. - С.-Петербург, типография И.Н. Скороходова, 1896г. Электронная копия/
Ссылка:  http://books.e-heritage.ru/book/10072271

7.  Книга «Православная богословская энциклопедия. Том XII» ; Статья «Кондаков».
/Под редакцией Н.Н. Глубоковского. - Санкт-Петербург, типография АО «Слово», 1911г. Стр. 743. Электронная копия/
Ссылка: 
8.  Публикация «Материалы для биографии Н.П. Кондакова».
/Б.В. Варнеке. Публ. И.В. Тункиной. Диаспора: Новые материалы. Вып. IV. Париж - Санкт-Петербург, 2002г. Электронная копия/
Ссылка: 
9.  Сборник материалов Международной научной конференции «Кондаковские чтения IV: античность - Византия - Древняя Русь».
/ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». - Белгород, 2013г. Электронная копия/
Ссылка:  https://istina.msu.ru/collections/7601226/

10.  Книга «Труды Курского Губернского Статистического комитет. Выпуск 1».
/Курский Губернский Статистический комитет. – Курск, типография губернского правления, 1863г. Электронная копия/
Ссылка: 

11.  Книга «Курская губерния. Список населённых мест по сведениям 1862 года».
/Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел. - Санкт-Петербург, типография Карла Вульфа, 1868г. Электронная копия/
Ссылка:  http://elib.shpl.ru/nodes/16868#page/1/mode/grid/zoom/1

12.  Книга «Материалы по исследованию кустарной промышленности в Курской губернии. Вып. 1».
/Земство Курской губернии. - Курск, типография Курского губ. земства,. 1904г. Электронная копия/
Ссылка:  https://dlib.rsl.ru/viewer/01003525239#?page=5

13.  Книга «Кустарные промыслы Курской губернии. Вып. II».
/Составил Н.А. Добротворский. - Курск, Курское губ. земск. стат. бюро, 1886г. Электронная копия/
Ссылка:  https://dlib.rsl.ru/viewer/01003547410#?page=1

14.  Бюллетень научных работ. Выпуск 26 ; «Кустарные промыслы крестьян Новооскольского уезда».
/В.Н. Скворцов, В.М. Чуйкова. – Белгород, изд-во БелГСХА, 2011г. Электронная копия/
Ссылка:  архив автора.

15.  Книга «Список существующих в Российской Империи ярмарок. 1834 г.».
/Министерство Внутренних Дел. - Санкт-Петербург, типография медицинского департамента Министерства внутренних дел. 1834г./
Ссылка:  http://maps.southklad.ru/forum/viewtopic.php?t=1812

16.  Книга «Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей. Т.2: Среднерусская черноземная область».
/Составили: В.П. Семенов, И.П. Семенов, П.П. Семенов, А.П. Семенов, О.П. Семенов, Д.П. Семенов. - Санкт-Петербург, издание А.Ф. Девриена. 1902г. Стр. 521. Электронная копия/
Ссылка: 

17.  Журнал «Русский филологический вестник» Т. 58. Вып. 1 (№ 3) 1907г. (Труды Московской Диалектологической комиссии).
/Под редак. проф. Е.Ф. Карского. - Варшава, типография Варшавского учебного округа. 1907г. Стр. 204. Электронная копия/
Ссылка:  https://www.prlib.ru/item/678458

18.  Статья «Описание выделки кож, шитья сапогов и торговли ими крестьян слободы Ольшанки Курской губернии Новооскольского уезда».
/Д. Левитский. Труды императорского вольного экономического общества. 1860г., Том 1. - Санкт-Петербург, типография торгового дома Струговщикова. Стр. 179. Электронная копия/
Ссылка:  архив автора.

19.  Календарь знаменательных и памятных дат Белгородской области на 2004 год.
/Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Отдел краеведения. Составители: И.В. Медведева, Г.Н. Захарова, Т.Н. Кублова, Е.Н.Зубова. – Белгород, 2008г. – Стр. 83. Электронная копия/
Ссылка:  https://www.docme.ru/download/1197168

20.  Путеводитель «Чернянский район».
/Экономическое управление администрации Чернянского района, Управление культуры администрации Чернянского района, районная газета «Приосколье», МБУК «Чернянский районный краеведческий музей». 2018г. Электронная копия/
Ссылка: 
21.  Метрическое свидетельство о рождении Н.П. Кондакова, выданное Курской духовной консисторией (от 22 июня 1854г.). Копия №4530.
/СПбФ  АРАН. Ф-115. Опись 3. Дело 1. Лист 1).
Ссылка:  архив автора.

22.  Метрическая книга Троицкой церкви слободы Ольшанка Новооскольского уезда Курской губернии за 1843-1947 годы. Часть 1 – «О рождении».
/ГАБО. Ф-138. Опись 1. Дело 140. Стр. 136. Электронная копия/
Ссылка:  архив автора.

23.  Клировая ведомость за 1846 год Троицкой церкви слободы Ольшанка Новооскольского уезда Курской губернии.
/ГАБО. Ф-138. Опись 1. Дело 140. Стр. 333. Электронная копия/
Ссылка:  архив автора.

24.  Научная статья «Создание «Правил о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года и реформа начальных школ Святейшего Синода».
/Т.Е. Житенев – канд. ист. наук – Москва. Электронная копия//
Ссылка: 

25.  Сайт муниципального района «Чернянский район» Белгородской области ; Презентация книги Павла Тупицына «История Чернянского края».
Ссылка: 
26.  Сайт МБУК «Чернянский районный краеведческий музей» ; Презентация книги Тупицына П.И.
Ссылка:  http://chrkm.ru/novosti/219-presentaciom-book.html

27.  Сайт телерадиокомпании «Мир Белогорья» ; Видеоархив ; Новости «Мира Белогорья» 30 мая ; Презентация книги «История Чернянского края».
Ссылка: 
28.  Сайт «Русскохаланское сельское поселение» ;  О поселении ; Историческая справка.
Ссылка: 
29.  Сайт «Русскохаланское сельское поселение» ; О поселении ; Гордость поселения ; Кондаков Никодим Павлович.
Ссылка: 
30.  Сайт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа села Русская Халань
Чернянского района Белгородской области» ; Публикации ; Кондаков Никодим Павлович.
Ссылка:  http://rushalan.ucoz.ru/index/publikacii/0-4

31.  Сайт «Белуезд.ру - Белгородская энциклопедия» ; Сёла Белгородской области ; Чернянский район ; Русская Халань.
Ссылка:  https://beluezd.ru/russkaya-khalan.html

32.  Сайт «Белуезд.ру - Белгородская энциклопедия» ; Известные люди Белгородской области ; Кондаков Никодим Павлович.
Ссылка:  https://beluezd.ru/lydi.html

33.  Сайт Управления культуры Чернянского района ; Муниципальное казенное учреждение культуры «Русскохаланский центральный сельский Дом культуры» ; Историческая  справка села Русская Халань.
Ссылка:  http://upravlenie-kultury.ru/set/150--q-q.html

34.  Сайт Управления культуры Чернянского района ; Выдающиеся люди.
Ссылка:  http://www.upravlenie-kultury.ru/set/69.html

35.  Сайт МБУК «Чернянский районный центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности» ; МКУК «Русскохаланский ЦСДК» ; История села Русская Халань.
Ссылка: 
36.  Сайт «Белгородская государственная универсальная научная библиотека» ; Виртуальный методист ; Проект «Создание библиотеки-музея имени Никодима Павловича Кондакова в селе Русская Халань»
Ссылка: 
37.  Сайт общественно-политической газеты «Приосколье» (Чернянского района Белгородской области) ; Архив номеров ; №154 (8960), 22 декабря 2015г. ; Статья «Достойный финиш в Русской Халани».
Ссылка:  http://prioskolye.ru/media/prioskolyeru/d22.indd.pdf

38.  Сайт Управления культуры Белгородской области ; Основные итоги учреждений культуры и искусства области в 2015 году ; Реализация грантов губернатора области, направленных на развитие сельской культуры.
Ссылка: 
39.  Сайт «Старинные карты» ; Специальная карта Европейской России (десятиверстовка) И.А. Стрельбицкого.
Ссылка:  http://freemap.com.ua/maps/strelbickiy/60.jpg

40.  Сайт «Археология.ру» ; «В тысячелетиях живущий старик». Кондаков Никодим Павлович.
Ссылка: 
41.  Сайт «Санкт-Петербургский филиал архива Российской Академии наук» ; Академик Н.П. Кондаков и его время.
Ссылка:  http://www.ranar.spb.ru/rus/vystavki/id/706/

42.  Сайт «Большая российская энциклопедия» ; Статья «Приходские училища».
Ссылка:  https://bigenc.ru/education/text/3168342

43.  Сайт «Беелгород.ру» (Информационно-аналитическая служба Белгорода) ; Сёла Белгородской области ; Русская Халань.
Ссылка:  http://beelgorod.ru/villages-belgorod-region/page/2/

44.  Сайт «БелПресса» ; Периодика ; Родом из Ольшанки. /Как через 172 года установили место рождения учёного Никодима Кондакова/.
Ссылка:  https://www.belpressa.ru/news/news/rodom-iz-olshanki14989/

45.  Сайт «Институт Практической Психологии и Психоанализа» ; Журнал Практической Психологии и Психоанализа ; научная статья «Некоторые аспекты инфантильной амнезии».
/Грищенко Д.Ю. - психолог, заведующий кафедрой психологии Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института/
Ссылка: 
46.  Сайт «Одноклассники» ; Группа «Ольшанская завалинка ; Статья «Страсти по Никодиму», части 1 - 12.
Ссылка:  https://ok.ru/olshanska/topic/65683101941877


Оригинал статьи находится по ссылкам:

Часть 1-я:  https://ok.ru/olshanska/topic/69355347148917

Часть 2-я:  https://ok.ru/olshanska/topic/69386857775221

Часть 3-я:  https://ok.ru/olshanska/topic/69418596270197


Рецензии
;; ЧТО ДЕЛАТЬ? ;; - Убрать из Википедии информацию о рождении Н.П . Кондакова в Русской Халани . ----выполнено 12.02.2019.

Виктор Лицуков   12.02.2019 10:46     Заявить о нарушении