Жизнь и смерть ЛВЗ

Кострома
Мой знакомый Дима Кузменко недавно сказал: " Я хочу уехать из Костромы, там сплошное болото! Но город никого не отпускает."
Я решила, что дело в названии города. Что же означает слово "кострома"?
Кострома у славян – сестра и жена Купайлы, дочь Семаргла и Купальницы. Почиталась как богиня плодородия, урожая, лета и Солнца, покровительница влюбленных. Являлась стихийным воплощением Воды, созидательной женской первоэнергии. Образ Костромы в культурно-мифологическом мироощущении древних славян был практически неотделим от образа Купалы (Купайлы), ее единокровного брата.
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви.
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.
Древняя легенда гласит, что Кострома и Купала родились в день летнего солнцестояния, после того как небесный страж Семаргл по воле сердца оставил место стражи подле солнечного диска и встретился со своей возлюбленной Купальницей на берегу реки. На день рождения Перун подарил Костроме и Купальнице Цветок папоротника, который те отдали людям, как символ неразделимости мира людей и мира богов. Однако позже Купала пошел вслед за Сирином и пропал в Навьем царстве. Спустя много лет Купала и Кострома встретились вновь, но не узнали друг друга. Они оба были сильны, красивы и полны сил, под стать друг другу. В итоге они поженились (опять же в летнее солнцестояние), а на следующий день, когда богам открылась истина о том, что Купала – брат Костромы, молодые не сумели справиться со страшной вестью и, взявшись за руки, бросились с обрыва в реку.
В итоге Купала погиб, а Кострома стала первой мавкой, странным, прекрасным и одновременно опасным и злобным созданием. В ясные лунные ночи мавка принимала облик прекрасной девушки и у берега реки караулила одиноких молодых парней. Считается, что мавка в каждом из них пыталась увидеть Купалу. Она своей красотой заманивала очередного парня в омут, а там, осознав, что это вовсе не Купала и ей все равно не добиться его любви, она в ярости бросала его на растерзание водяным духам или упырям. Потом долго горевала о содеянном и молила богов о прощении.
По легенде, каждая девушка, которая топилась в реке из-за трагической любви (не обязательно неразделенной) также становилась мавкой. При этом считалось, что от мавок есть лишь одно спасение – острый ум вкупе с хитростью. Парень мог попытаться отшутиться или откупить от мавки, идеальным вариантом считался гребешок – мавки очень любят расчесывать свои длинные зеленоватые волосы.
Кострома почиталась как богиня плодородия, урожая, лета и Солнца, покровительница влюбленных. Являлась стихийным воплощением Воды, созидательной женской первоэнергии. Образ Костромы в культурно-мифологическом мироощущении древних славян был практически неотделим от образа Купалы (Купайлы), ее единокровного брата.
Кострома – это образ трагической, но искренней и нежной любви. Это аллегория девичьей чистоты и природной женственности. Эти черты сближают Кострому с богиней весны Лелей и многие исследователи склонны полагать, что это один и тот же образ. Также Кострома – это символ воды. На берегу реки Семаргл познал Купальницу. Река привела венок Костромы к Купале. Река же и погубила богиню. Вся жизнь Костромы неразрывно связаны с бегущим речным током, неумолимой водной стихией. И это логично, ведь практически у всех древних народов мужское начало олицетворялось огнем, а женское водой – неутомимой и неспешной энергией созидания, которая в отличие от того же огня может не только отнимать жизнь, но и дарить ее. Таким образом, Кострома – это один из аспектов самой жизни, богини первого поколения Живы.
Свадьба Костромы и Купалы, похороны Костромы, ее проводы в Навий мир, последующее воскрешение-преображение, а также встреча с возлюбленным – все это скрупулезно отражено в обрядовых элементах древнерусских традиций, от которых к настоящему моменту не осталось практически ничего.
Кострома и Купала – аллегория двойственной сущности мироздания, сакральная эмблема единства энергий, которые никогда не смогут соединиться, хотя имеют один корень. Огонь, вода и любовь – таковы ключевые понятия тандемного образа древнерусских Ромео и Джульетты. И хотя в этой легенде никто не стремится помешать браку влюбленных, их союз изначально порочен и обречен. Тем не менее, они все равно соединяют свои тела, чтобы потом, через необозримую пропасть времен, спустя тысячи лет страданий, соединить свои души. Уже навсегда.
Вот почему так привлекательна Кострома. Это образ воды и любви. А сама Кострома обладает таинственностью женщины, которая заманивает юношей в омут.
Правильно сказал Дмитрий - болото, из которого не удаётся выбраться. Как и наш соотечественник Иван Сусанин, затащивший поляков на болота,  город заманивает людей в топь.
Нет, это не роман ужасов. Это реальная история, которая произошла в нашем городе, правильнее сказать, в центре Костромы, на ликёро-водочном заводе.

Предприятие легендарное во многих смыслах.

Открыт был завод в 1884 году. Здание можно назвать памятником промышленной архитектуры конца 19 века. Находится завод нескольких шагах от Сусанинской площади, на улице Ленина.
Последнее время завод прославился тем, что стал сугубо убыточным предприятием. Вот такая магия рынка, убыточный завод, производящий водку в России. При Александре III, Николае II, Ленине, Сталине, Брежневе и даже Горбачеве завод приносил прибыль, а при эффективных менеджерах убытки.

Арбузовская ликёрка

В 1990 году произошло резкое снижение влияния однопартийной системы в связи с отменой 14 марта 1990 года шестой статьи советской конституции, которая определяла «руководящую и направляющую роль» КПСС. Российские регионы фактически начали развиваться по модели «парламентской республики». Как результат, первым лицом в регионе стал председатель регионального совета. Большинство руководителей региональных партийных комитетов стремились избраться на пост председателя регионального совета и совмещать обе должности. Так произошло и в Костромской области — после областных выборов в марте 1990 года Торопов стал одновременно и председателем облсовета. А в апреле на выборах председателя облисполкома занимавший этот пост Альвин Ерёмин проиграл секретарю обкома КПСС Валерия Арбузова.
19-21 августа 1991 года во время августовского путча облисполком высказался в поддержку законно избранных российских властей. Валерий Арбузов вышел из КПСС и в сентябре был избран председателем облсовета. При этом он одновременно остался и председателем облисполкома.
На начальном этапе постсоветской истории предполагалось, что выборность региональных руководителей будет вводиться во всех регионах. В августе 1991 года президент России Борис Ельцин обещал скорейшее проведение выборов. На переходный период, однако, был создан новый институт — назначаемого президентом главы региональной администрации (под администрацией понимается орган региональной исполнительной власти). 14 декабря 1991 года главой администрации Костромской области указом президента был назначен Валерий Арбузов (он был единственным кандидатом, предложенным облсоветом).
Летом 1996 года президент Борис Ельцин разрешил властям Костромской области провести выборы главы администрации в декабре. Основным соперником Арбузова стал чиновник из администрации Костромы Виктор Шершунов, поддержанный мэром Костромы Борисом Коробовым и КПРФ. Он набрал большинство голосов  уже в первом туре 8 декабря, а 22 декабря во втором туре выиграл выборы.
Но Валерий Арбузов не умел сидеть сложа руки, поэтому бывший глава администрации Костромской области Валерий Арбузов на ФГУП "Ликероводочный завод" пришел в 1996 году, после того как проиграл губернаторские выборы. Почему низложенный хозяин области закрепился именно на "ликерке"? Мнения на этот счет разные. Одни считают, что просто финал губернаторской гонки случайно совпал по времени с уходом на пенсию директора ЛВЗ Владимира Петрова. Другие уверяют, что совпадений в таких делах быть не может, все было спланировано заранее, мол, другого такого теплого места, как "ликерка", в Костроме нужно еще поискать. Сам же Арбузов просто говорит, что давно хотел поруководить крупным предприятием, например таким, как ЛВЗ. Человек он энергичный. Невысокого роста, крепкого сложения -- "похож" на свою фамилию, каждое утро Арбузов начинает с зарядки. Трижды в неделю по километру проплывает в бассейне. Летом устраивает заплыв на Волге. Для перворазрядника по лыжам и боксу такие нагрузки дело обычное. Арбузов считает, что спортивное прошлое укрепило его здоровье, а голодное послевоенное детство стало школой выносливости.
Преобразования на ЛВЗ костромской винокур начал с туалетов. И комнат отдыха -- они сегодня есть в каждом цехе. Как и директорский кабинет, комнаты отдыха отделаны по европейскому стандарту. Обстановку для своего офиса директор выбирал по каталогам немецких мебельных фирм -- строгую, без излишних наворотов.
Рабочий день Арбузова начинается в 7.30 с обхода владений. Директор проходит по цехам, заглядывает в магазин -- "словом с девчатами перемолвиться", узнать, не надо ли чего. Главный лозунг Арбузова: "Мой завод -- моя семья!".

Из тюрьмы на ликёрку

На ликёро-водочный завод, как ни странно, я попала случайно. До этого я работала в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Возглавляла немногочисленный коллектив лаборатории. До моего рождения там работала моя мама, за год до своей смерти она тоже там работала.
Меня пригласили на мамино место, которое она, как бы, передала мне по наследству. Но это было не моё место. Тюрьма накладывает отпечаток на свободное от работы время. Ты становишься заложником своей работы. Я общалась с врачами, медсёстрами, надсмотрщиками, осуждёнными. Все темы разговоров были о тюрьме и о суме.
Поэтому я решила в корне изменить профиль своей деятельности. И в свободное от лабораторных анализов время начала делать массажи. Сначала делала массажи маленьким детям, давая объявления в газете.
А когда получила необыкновенные результаты, то приступила к взрослым массажам. Я стала делать массажи спины, шеи, общие массажи тела и антицеллюлитные массажи для похудения.
А когда поняла, что мои руки способны творить чудеса, то ринулась на биржу труда, где оказалась нужная для меня вакансия массажиста. Дело было за малым - идти на собеседование к великому и ужасному...директору Арбузову!
Руки тряслись от волнения, язык заплетался от неуверенности. Но оказалось, что меня там ждали. Именно с высшим образованием требовался массажист в медицинский кабинет ликёро-водочного завода.
На самом деле, в моём распоряжении оказался свой оборудованный кабинет!  Оборудование состояло из массажной кушетки, письменного стола с красным телефоном "Samsung", железных стеллажей с медикаментами, маленькой электрической плитки, шкафа для одежды, электро массажера, прибора для магнитотерапии, 3 стула и столик для инструментов при проведении медицинских процедур.
Как я гордилась этим кабинетом! Я гордилась и собой! На деле оказалось, что коллектив меня не воспринимал серьёзно, потому что у меня не было волосатой лапы, не было протекции для работы на ЛВЗ.
Вот по причине моей небольшой значимости меня игнорировали рабочие завода. Но они не игнорировали заведующую отделом кадров, Серого Кардинала ликёро-водочного завода. Она сразу же прибежала на массаж и привела за собой остальных трудяг. Труженики бежали за маленькой, шустренькой Валентиной Михайловной, как солдаты за своим командиром. Никто не знает, как Валентина Михайловна заняла такой высокий пост, но все знают, что все вопросы в государстве под названием ЛВЗ должны решаться только под её непосредственным руководством. Даже директор ничего без её ведома не утвердит и не подпишет.
Вскоре загрузка массажами у меня началась по полной программе. Все хотели получить бесплатную услугу, чтобы укрепить своё пошатнувшееся от непосильного труда драгоценное здоровье.
Стала налаживаться дружба с коллективом завода, но не со всеми и не сразу. Ко мне захаживали охранники, потому что мой кабинет был рядом с проходной завода. Начальник охраны Владимир Иванович, отставной военный, тоже был новичком, как и я. Он по дружески захаживал в мой кабинет, но при этом отличался бдительностью, то есть я находилась всегда под его неусыпным оком. Кто ко мне заходил или от меня выходил уже были в списке начальника охраны. Серого Кардинала ЛВЗ отставной полковник тоже побаивался. Не только побаивался, но и бегал к Валентине Михайловне с отчётами, а может, с доносами на всех подозрительных. Так он выслуживался, внедрялся в коллектив.
Внедрение в коллектив у Владимира Ивановича получалось лучше, чем у меня. Я часто сидела в одиночестве, читая литературу по медицине. Мне было страшно, что могут прийти с какой-то проблемой, а я не смогу помочь, растеряюсь.
Рабочий день на заводе у меня начинался в половине восьмого, потому что я приходила к водителям завода и контролировала их состояние. Для этого я должна была измерять давление у каждого шофёра. А если давление повышенное, то водитель обязан был подышать в трубочку, чтобы проверить его благонадёжность на данный момент.
С этой частью работы я справлялась туго. Все мужики любили поддать, но дома. А приходили на работу трезвые, но с давлением. А когда я им на это указывала, то становилась врагом номер один. Мой одноклассник Валера Кудрявцев, который тоже работал на ЛВЗ,  стал мне даже мстить. Он выпить был не дурак, поскандалить тоже. Я не знала, как от него отвязаться. А он грозил меня убрать с насиженного места, потому что в отличии от меня, волосатая лапа у Валеры имелась.
Почему-то его угрозы на меня не действовали, а только подзадоривали. Некоторые водители, чтобы не попасть ко мне в немилость, задаривали подарками. Всем хотелось работать на хлебном, простите, водочном, месте.
Водочка и спирт лились рекой. У меня в кабинете стояло ведро пищевого спирта. Конечно, в моей работе спирт  - незаменимый помощник ( в качестве компрессов, протирок и обеззараживания). Но часть этой халявы переправлялась и домой, не смотря на бдительность охраны.

Охрана спит, а служба идёт.
В один из холодных весенних дней я шла на работу в компании с механиком одного из цехов. В какой-то момент нашего с ним разговора, Сергей остановился и показал на окна моего кабинета. Оказалось, что там не было стекла. Оно кем-то было при слонено к стене.
Я сразу же побежала к охранникам. Они ничего не видели и не слышали, потому что всю ночь шёл сильный дождь. Собаки, которые охраняли территорию завода, тоже никого не учуяли.
В кабинет я не стала заходить, мы вызвали милицию.
Милиционер сразу поинтересовался, заходила ли я в свой кабинет по приходу на работу. Я указала на печать, кабинет был опечатан и закрыт.
Выяснилось, что из кабинета пропали  - телефон, электрическая плитка, прибор для магнитотерапии и мои....тапочки.
Надо сказать, что вещи из медицинского кабинета так никто и не нашёл, а может, и не искали.
Если уж тапочки украли из медицинского кабинета крупного завода, то медицинский спирт оттуда можно было выносить литрами.
Как-то на мой день рождения пришли все подруги, которых я и звать-то не хотела. Не потому что я недружественная, а потому что кроме спирта в доме есть было нечего. Моя зарплата оставляла желать лучшего. Желать можно, а положить в карман нечего.
Я приготовила простецкую закуску, не думая, что мои девочки будут налегать на спиртное. А они налегли. Потом, правда, слегли, так как закусывали в конце вечера двумя тортиками, которые сами мне и преподнесли.
Были случаи употребления и на рабочем месте. Мне один раз пришлось сопровождать дамочку, которая не только идти уже не могла, но и разговаривать перестала. Об этой любительнице горячительного мне рассказали её сотрудницы, которые так же сообщили, что хоть дамочка и пьющая, но увольнять её не будут, очень крепко сидит на своём месте, хотя и шатается из стороны в сторону по утрам.
Кроме спирта и водочки была возможность выноса и ягод, из которых делались наливочки. Когда ещё была в моём кабинете электрическая плитка, я на ней варила из брусники, клюквы и черноплодной рябины варение. А потом стала просто выносить эти ягоды, чтобы настаивать их дома на спирту.
К девочкам из наливочного цеха я бегала измерять  давление, это было кодовое название того дня, когда к ним поступала ягода. Конечно, ягоду я выносила в сумке, где находился тонометр.
Спад массажей произошёл спустя некоторое время, когда я успела охватить ими весь завод. В свободное время между одиночными массажами я уютно спала на кушеточке.
Валентина Михайловна сразу учуяла, что у меня появилось много свободного времени. Поэтому она издала указ о том, что в день у меня должно быть не менее шестнадцати массажей. Это количество она рассчитала, исходя из восьми часового рабочего дня - на каждый массаж по полчаса.

Чудо-лампы

Но кроме массажей я проводила и процедуры. Сначала магнитотерапию, а когда приборчик украли, то лечила болезных с помощью лампы поляризованного света.
Ученые утверждают, что мы живем в зоне солнечного дефицита. Хотя мы знаем это и без их утверждений: с началом осени большинство ставится жертвой синдрома «солнечного голодания». Не напрасно в советские времена в темное время года проводились курсы профилактики этого синдрома облучением тела широким спектром УФ и видимого излучения. С тех пор, как стало известно о вредном влиянии УФ-излучения, начался поиск других его видов, оказывающих благоприятное воздействие на организм человека: в спектре солнечного излучения ультрафиолетовое составляет лишь 3%, а о свойствах основного, видимого потока, ученый мир еще долго почти ничего не знал.
Венгерские ученые разработали источник света, в котором нет вредного для организма ультрафиолета, но сохранена видимая и инфракрасная часть солнечного спектра. На основе их изобретения в Швейцарии была создана система светотерапии «Биоптрон». Ее активность соответствовала солнечному излучению в средней Европе в летний полдень.
Главное достижение этой технологии, создающей специально поляризованный свет, - оздоровительный биологический эффект. Воздействие однонаправленного потока фотонов проявляется на всех уровнях организма. Это, в первую очередь, восстановление функции поверхностных клеток кожи и слизистых оболочек (местный механизм). Во вторую - это восстановление клеток крови и белков плазмы, которые разносятся током крови по всему организму, оказывая на него системное оздоровительное воздействие. В третью очередь, это активация биологически активных зон и точек акупунктуры, которые «включают» местные и отдаленные защитные, противоболевые, противовоспалительные и другие изменения.
Лампу мне предложили купить представители концерна "Биоптрон". Стоимость прибора зашкаливала, поэтому частному лицу такое лечение было не по карману.
Я обратилась к Арбузову, чтобы он дал разрешение приобрести лампу на средства завода. В кабинете уже была одна лампа, так называемая, лампа Чижевского. Но она ионизировала воздух, а не лечила конкретные заболевания.
Люстра Чижевского создает электростатическое поле. Это ее неотъемлемое свойство. Без этого не возможна работа настоящего ионизатора воздуха.
Конечно, это не удобно, но совершенно безвредно. Человеческое тело состоит из воды в пределах от 55 % до 80 %, которая является проводником.
Поэтому человек не может накапливать статическое электричество. Статика собирается на одежде, прежде всего, на искусственной, синтетически созданной, хотя и некоторые природные материалы способны накапливать статическое электричество. Например, и без ионизации воздуха, можно получить разряд тока, когда резко снимаешь свитер, кофту, или, когда ходишь по паласу, ковру, а потом прикасаешься к холодильнику, батареи отопления и пр.
Люстра Чижевского способствовала ионизации воздуха, но и накапливанию статического электричества, поэтому её можно было включать только в отсутствии пациентов, а не при их наличии.
"Биоптрон" совершал чудеса! После лечения этой лампой очень быстро восстанавливались ткани после травмы - переломы, вывихи, ожоги, порезы, нагноения. Мои пациенты были в полном восторге!
Однажды, ко мне пришёл парень с травмой головы. Он был на грани обморока. Оказалось, что в обморок он и до этого падал от одного вида крови. После воздействия лампой кровь быстро остановилась. Молодой человек уже хотел бежать на работу, но я его спросила:
- Что случилось с головой?
- Упал кирпич из машины мне на голову.
- Сколько пальцев видите? - спросила я, показывая ему один лишь указательный.
- Два.
- У вас сотрясение мозга, вызываем скорую, чтобы вас отправить в больницу.
Это был правильный диагноз, парень быстро пошёл на поправку, получая квалифицированную медицинскую помощь.
Другой случай произошёл с охранником. Он пожаловался, что у него долго не заживает рана на руке. Оказалось, что у этого мужчины был сахарный диабет, при  этом заболевании травмы долго не заживают. После воздействия поляризованного света рана затянулась в первый же день.
Лампа поляризованного света лечила и простудные заболевания, а так же бронхиты, трахеиты и насморк. Иногда я уносила эту чудо-лампу домой, чтобы полечить мою дочь, у которой были частые приступы астмы. Лампа легко выводила астматика из обострения.
Кстати, когда из моего кабинета без спроса унесли мои тапочки, я унесла тоже без спроса лампу "Биоптрон", чтобы полечить домочадцев. Тем самым я спасла чудо-лампу от воров.

Высшее образование не помеха!
Через короткий промежуток времени моего пребывания на ЛВЗ я познакомилась с интересной женщиной. Она получила два высших образования, а работала уборщицей на заводе. Она объясняла это тем, что все её образования не прокормят её и детей. Хотя, дочери были давно замужем, бабушка помогала им и внукам.
Люба выносила небольшие бутылочки с горячительными напитками, чтобы угостить меня в кустах, недалеко от бассейна, в который мы ходили от завода. Потом мы весело плескались в хлорной водичке, чтобы выгулять хмель.
Дочери Любы тоже получили высшее образование, а потом вышли замуж за двух братьев. Старшая вышла замуж за младшего брата, а младшая за старшего.
К сожалению, дети родились в этих двух семьях с умственной отсталостью. Оказалось, что братья являлись носителями гена умственной отсталости. Да и сами папочки закончили только школу, а работали рабочими.
На ликёро-водочном заводе рабочими работали и с высшим образованием, потому что учителя и врачи получали гроши.
Некоторые учителя ушли в торговлю, потому что там тоже они работали с детьми, но работали сами  на себя, открывая ларьки и торговые точки.
У меня тоже есть высшее образование, а работаю я массажисткой и медсестрой. Вот о работе массажисткой я и расскажу поподробнее.

Массаж, как лекарство

Массаж я освоила уже в зрелом возрасте, когда у меня родилась дочь.
Когда же я училась в медучилище, мне несколько раз предлагали бесплатно освоить приёмы массажа. Но в то время я не думала о том, как важен массаж для человека, я себя представляла в другом амплуа, решив заниматься наукой. Закончив медицинское училище с красным дипломом, я без экзаменов поступила в университет на биологический факультет.
Но судьба распорядилась  по другому. Хотя, я начала заниматься исследованиями, работая в консультации "Брак и семья", куда попала почти с университетской скамьи. Вначале я пробила распределение в лабораторию поликлиники недалеко от моего дома, но оказалось, что меня туда взяли ошибочно ( я и там начала заниматься исследованиями по вопросу состава крови у чернобыльцев). Мне предложили перейти во вновь открытую лабораторию, где было место цито-генетика. Я сама закупала реактивы, посуду для лаборатории, привозила методики из подобных учереждений, находящихся в других городах - Ярославле, Иванове и Москве. У меня появились первые результаты исследований, которые были шокирующими не только для меня, но и для самих пациентов. Например, я установила причину бесплодия некоторых молодых женщин, исследовав их кареотип. Оказалось, что они имели неполный набор половых хромосом, так называемый, мозаицизм - часть клеток с Х хромосомой, а часть с 0, то есть без неё.
Я бы и дальше проводила свои исследования, тем более, я стала вводить ещё и метод раннего определения пола будущего ребёнка. Но вот на этой методике и произошёл сбой. Я была уже беременна вторым ребёнком, определила у себя, что будет девочка. У сотрудницы тоже определила верно. Но у беременной третьим ребёнком я допустила ошибку в определении пола. Хотя я и предупреждала, что методика сырая, требует доработки, но заведующая привела свою знакомую для того, чтобы выяснить кем она беременна, потому что у этой женщины уже было два мальчика.
По закону подлости, у этой мамочки родился третий мальчишка, о котором мне и сообщили в роддоме, обвиняя во всём меня, как врача-исследователя.
Пришлось уходить с этой работы в медсёстры. В это время моя дочь стала часто болеть. Как-то мы лежали в больнице с тяжёлым бронхитом, дочке назначили массаж. Медсестра, котрая делала массаж, сказала, что мне надо освоить эту работу самой, потому что девочке без массажа будет хуже. Бронхит астматический может возникнуть всякий раз, когда девочка простудится или заболеет гриппом.
Так это и случилось, ребёнок почти не посещал садик, бронхит потом перерос в астму. Мне пришлось идти на платные курсы массажа.
Когда я училась на курсах, то мне руководитель активно советовал заниматься массажами профессионально, объясняя этот тем, что у меня хорошие руки.
Я в то время о такой работе даже не думала. Но пришлось идти работать массажистом, потому что зарплату задерживали, не было денег на еду.
Сначала я давала объявления в газету. Мне позвонили родители малыша, который в свои шесть месяцев не сидел и не переворачивался. После массажа ребёнок сразу стал переворачиваться и сел.
Через несколько месяцев родители малыша опять позвонили и пригласили на повторный курс, чтобы ребёнок начал ходить. И в этот раз мой массаж помог мальчику. Надо сказать, что этому ребёнку ставили диагноз "даун", хотя внешне он был не похож на даунёнка.
Потом меня стали приглашать к больным людям, перенёсшим инсульт. Своими массажами я их ставила на ноги в прямом смысле этого выражения.
Я не могла никак объяснить такие прекрасные результаты моего воздействия на мышцы путём массажа, но думала, что так происходит у всех, кто получает массаж.
Но один случай всё-таки позволил мне усомниться в этом. Как раз этот случай и произошёл на ЛВЗ.
Одна работница ликёрного цеха обратилась ко мне по поводу своего сына, который получил травмы головы, и его рука повисла, как плеть. Я посоветовала ей привести парня ко мне в кабинет, чтобы начать делать ему массаж.
Молодой человек оказался очень трудолюбивым, он выполнял все мои упражнения, которые я давала ему, чтобы закрепить воздействия массажа. Парень вначале другой рукой укладывал повреждённую руку на массажный стол, было видно, что рука вообще не действует. Оказалось, что это было не только последствие травмы, а эту проблему он имел ещё с рождения.
Я провела несколько серий массажа, повторяя его через каждые три месяца. Через год молодой человек перестал ко мне приходить. Я спросила у его мамы:
- Почему ваш сын ко мне не ходит?
- Спасибо вам огромное. Но мой сын сейчас в Германии.
- Проходит лечение?
- Нет, он там работает.
- Простите, кем?
- На стройке.
- Как? А рука?
- Она у него в полном порядке. Спасибо! Но не рассказывайте никому, потому что он получает пенсию по инвалидности.
- Конечно.
Так я узнала, что мои массажи могут приносить большие результаты. Но люди предпочитают об этом не рассказывать.
Когда я написала статью, в которой рассказала о результатах моего массажа,   и поместила на сайт "Мир тесен", то одна женщина прокомментировала мою историю. Она написала, что много лет занимается массажем, но таких результатов у неё никогда не было.
Многие женщины избавились от лишнего веса, от горба на шее, а мужчины от болей в спине и шее.

Тебе зарплату платят!

С некоторыми коллегами у меня почему-то не сложились отношения. Одним из них оказался водитель Арбузова Сергей Золотов.
Золотов приходил на массаж когда ему это было надо, но не постоянно, а единичными заходами:
- Посмотри! Тут болит! Чего сильно не делаешь? Руки бережёшь? Крема-то не жалей! Не мажь вонючей гадостью, мне директора возить!
- А где спасибо?
- Тебе зарплату здесь платят.
Как-то раз мы ездили в Лунёво на турбазу, чтобы отметить день рождения завода.
Люба, моя подружка по заводу, посоветовала, чтобы я набрала больше всяких медикаментов, потому что все будут следить за мной, наблюдать как я работаю, и могу ли я оказать помощь. То есть эта поездка будет для меня настоящим экзаменом.
Я набрала лекарств, бинтов, антисептиков, взяла стетоскоп, шприцы, жгуты, антиалкогольные порошки. Порошки потом мне очень пригодились, потому что некоторые так назюзюкались, что им стало плохо.
Ещё Люба меня предупредила, чтобы я спиртного в рот не брала. Иначе подумают, что я алкоголик. Моя предшественница была пьющая. Она закрывалась в кабинете на целый день, потому что отсыпалась после возлияний. Однажды, её пытались оттуда выудить - взломали дверь и тогда-то увидели, что она спит беспробудным сном.
Медикаменты мне пришлось упаковать в коробку, которую я с трудом дотащила до нашего автобуса.
Меня, конечно, спрашивали, что такое я набрала. Я честно отвечала, что забочусь о здоровье заводчан, поэтому взяла самое необходимое.
Сергей Золотов на меня смотрел косо:
- Что, подсуетилась? Кто-то посоветовал или сама догадалась?
Я сделала вид, что не расслышала. Зато, Валентина Михайловна похвалила мою предусмотрительность, сказала, что надо всегда быть готовым к неожиданностям.
На банкете я ничего не пила, по сторонам смотрела. Конечно, хотела я отказаться от такой муки - все отдыхают, а я опять как на работе. Но Люба меня опять предупредила, что отказ будет рассматриваться, как отречение от коллектива, а мне необходимо в него вливаться.
Конечно, не все медикаменты мне пригодились, но кое-что пошло в работу - зелёнка, пластырь, аппарат для измерения давления и порошки для снятия алкогольного синдрома.
После поездки я, и правда, влилась в коллектив. Ко мне стало ходить больше народа и не только на массаж, но и "чтобы полечиться".
Для того, чтобы оказывать первую и вторую помощь, нужны были лекарства и мази, которые я закупала в разных аптеках сама. Однажды, ко мне обратилась фармацевт одной из небольших аптек города, она попросила меня заказывать всё необходимое для моего кабинета у них. Чтобы поощрить мои закупки, она предложила небольшой процент лично для меня. Так, у меня появилась подработка.
Иногда меня благодарили и за массаж не только водкой, но и звонкой монетой.
Жизнь стала налаживаться, работа приносила не только удовольствие, но и доход.


Кавалеры приглашают

Очень многие водители стали приглашать меня на различные мероприятия.
Один из шофёров предложил пособирать яблоки в его саду. В этом саду мы бы не только насобирали яблок, если бы не его жена.., которая внезапно приехала отведать сладких плодов.
Один водитель меня даже во время работы отвёз на берег Волги. Я здорово поплавала в прохладной водичке. Но шофёру ничего не обломалось, потому что на берегу было много любителей шашлыков и горячительных напитков. Уединиться было негде.
На заводе появился новый менеджер, который сразу начал проявлять ко мне интерес. сначала он пригласил в китайский ресторан, потом в сауну. Через короткий промежуток времени мы стали любовниками. Хотя, Николай был намного младше меня и давно женат, ему нравилось ухаживать за мной и сподвигать меня на всякие глупости.
Однажды, мы пробирались тайком в общежитие, где жил друг Николая. Нам пришлось перелезать через двухметровый забор, потом лезть по шаткой лестнице на второй этаж. Оттуда нас с треском выгнал сторож, и мы опять проделали обратную дорогу по лестнице, и перепрыгнув через забор, пронеслись по зарослям крапивы.
На следующую ночь Николай пригласил меня пройтись по всем мостам Костромы, якобы это укрепляет любовные отношения.
Один раз я сама пригласила Николая к своей подруге, чтобы провести там ночь. В результате, Николай переметнулся к Татьяне. Но мне это было на руку - очень уж беспокойным оказался кавалер.
Толик, очередной водила, при каждом посещении медицинского кабинета, оставлял небольшой подарок - купюру. Он просто беспокоился, что я его могла не выпустить в рейс.

Начало конца

Оно как-то подкралось незаметно.
Началось всё с того, что ко мне приходила заведующая лаборатории, где проводились анализы ликёро-водочных изделий. Лаборант просила меня сделать ей укольчик, потому что у неё постоянно высокое давление. Заведующая болела за работу, она постоянно ходила к директору и что-то доказывала ему, но у директора была фаворитка - красавица и умница, не имеющая высшего образования, но уже занимающая хороший пост на заводе.
В результате таких вот препирательств заведующей, возмущающейся недоучкой, прикормленной директором, в один из тяжёлых и напряжённых дней, главный лаборант, выйдя из кабинета Арбузова, села на стул в приёмной и больше не встала.
Меня вызвали к больной, но я сразу поняла, что Людмилу уже не спасти. Она была в коме: я убедилась в этом по её плавающим зрачкам.
Конечно, мы вызвали скорую помощь. Но через три дня заведующая скончалась в больнице, не приходя в сознание.
Работа на заводе продолжалась по прежнему, но для меня наступили дни перемен.
Мой кабинет неожиданно перевели из проходной на территорию завода, меня стали тщательно досматривать охранники. Один из водителей предупредил, что моя кандидатура в первых рядах на увольнение.
Я пока не могла понять смысл этих слов, но появилось ощущение тревоги и чувство потери.
А потеряла я сразу и всё. Оказывается, был уже построен уютный кабинетик для дочери Арбузова. Туда сразу забрали все мои чудо-лампы, оставив меня наедине с массажным креслом и переместив мой кабинет в здание администрации завода, в подсобное помещение.
Поток больных и здравствующих переместился в кабинет врача-гинеколога, дочери директора завода. Ко мне приходили те, кто больше мне доверял или кто стеснялся идти к дочке начальства.
Одним из таких стесняющихся был отец главного инженера завода. Он пришёл попросить таблеточку от кашля. Но я сразу догадалась по его виду, что кашель был не простудного характера, а по другой причине. Я стала мерять у него давление, давление было крайне низким. Мужчина признался, что такого давления у него сроду не было. Я догадалась, что снижение давления может произойти в прединфарктном состоянии.
Я сообщила, что вызову скорую помощь. Но мой пациент меня заверил, что его сын быстрее доставит отца в больницу.
Так и оказалось, это был инфаркт, который я сумела продиагностировать вовремя. Хотя, некоторые врачи, имеющие большую врачебную практику, иногда диагносцируют грипп вместо инфаркта.
Однажды произошла убийственная драма - дочь водителя Арбузова Аня Золотова была убита подростком, сыном рабочей ЛВЗ.
Золотовы жили в девятиэтажке на одном этаже с родителями парня-наркомана. Он тайно был влюблён в красивую умненькую девочку, но она не давала никакого повода для притязаний. А молодой человек думал, что Аня просто кокетничает, ломается.
Однажды он позвонил в дверь, попросил открыть, якобы пришёл за дисками. Когда Аня открыла, то он набросился на неё с ножом.
Бедная девочка истекла кровью на лестничной площадке, а наркоман закрылся в собственной квартире.
Для всех эта трагедия стала большим ударом: мама наркомана ушла с завода, потом ушли оттуда и отец Анечки и её мама, которая работала продавцом в магазине ЛВЗ.
Я тоже покинула завод, так как мой массаж никому был уже не нужен, приходило очень мало пациентов.


Рецензии