Маленький, да удаленький

     Второй день дождь лил как из ведра, и свирепствовала гроза. Казалось, солнышко уже никогда не пробьется через сосновые ветки, не согреет этот тенистый уголок тайги, приютивший избушку лесника. Никому не хотелось выходить на улицу. Только дети иногда выбегали покормить собаку или выпустить  кота Тимофея  прогуляться. Дворняжка с гордым именем Цезарь не высовывал носа из удобной теплой будки и во время трапезы не торопился, со вкусом обгладывая  наваристые косточки. При этом зачастую он поворачивался  к предполагаемым зрителям спиной. Так, на всякий случай: вдруг забредет ворона или ёжик. Тимофей в список конкурентов не включался. Он возвращался, как правило, поздно вечером, сытый, вальяжный, как бы нехотя скрёб когтями в дверь: мол, вот я вернулся, неплохо бы теперь попить теплого молочка и  свернуться калачиком на пушистом коврике.
     Игорь вышел покормить Цезаря, но внезапно увидел, что тот, как бы играясь, катает по земле какую-то непонятную штуковину. Мальчик сильно удивился, недоумевая, откуда в недавно убранном дворе могла  появиться эта забава:
    - Странно, деревья еще не сбрасывают листья, все шишки сожжены в печке. Что же это?
    Подбежав поближе, мальчик увидел небольшое пернатое создание без признаков жизни.
    - А вдруг оно живое!
    Он взял птичку в ладошки, чуть-чуть прижал и вдруг почувствовал: сердечко слабо бьется. А это, ведь, самое главное.
    -  Хорошо, что папа дома, он ведь знаком с жизнью пернатых, сколько интересных случаев  часто рассказывал нам по вечерам. Уж он разберется с этой крохотулей  и поможет ей.
     Папа спокойно пояснил:
     - Ты подобрал стрижа. Он просто окостенел.
     - А что это такое, и почему случилось такое несчастье? – спросил сын.
     - Пойдем в дом. Сейчас объясню.
     Усевшись вокруг стола, брат, сестра Людмила и мама  придвинулись поближе к рассказчику, готовые выслушать из уст опытного лесника не просто очередную историю о крылатых животных, но советы о том, как помочь беспомощному стрижу.
     Скажите мне, пожалуйста, как долго человек может голодать?
     Нам в школе говорили: от четырех до шести недель,- авторитетно заметил Игорь.
     - А без воды он может прожить?
     - Нет, это большая проблема,- продолжил мальчик. Если я не ошибаюсь, три-пять дней.
     - А птенцы стрижа, в отличие от человека, выдерживают две недели.
     - Ничего не понимаю,- вмешалась Мила.- Их что, таких маленьких, уже наказывают за что-то?
     - Нет, дорогие мои,- засмеялся отец,- птенцы не люди, у них всё иначе.- Необычное состояние новорожденных малышей  зависит от еды, вернее от ее отсутствия. Птицы эти питаются  своеобразно. Родители, как сачком, ловят  ртом в  воздухе  различных насекомых:  комаров, мух, паучков, бабочек, стрекоз. Любопытно, что они  не глотают их, пока не наберется больше тысячи.  Все эти "пленники" склеиваются слюной, Получается прекрасное лакомство для детенышей. За сутки они проглатывают около сорока тысяч всяческих букашек. При одном условии: если хорошая погода.
    - Не понимаю, причем здесь погода? – удивилась дочка.
    - Если начинаются ливни, дуют сильные ветры, наступает холод – воздушная кормежка исчезает. Тогда, в поисках еды, озабоченные стрижи улетают так далеко от гнезда, что на обратную дорогу им нужна уйма времени. Вернуться быстро они не могут. Но при этом сильно не расстраиваются, так как знают, что малыши впали в спячку.
    - Я знаю, что известные сони – это медведи и сурки. Но что стрижи тоже засони, просто удивительно! - воскликнула Мила.
     Ты многого не знаешь. А барсуки, ежи,  шмели, да и не только они? Умная природа нашла спасение для голодных стрижей: переохлаждение. Все жизненные процессы у них замедляются, температура от сорока и выше опускается до двадцати градусов, а иногда становится равной окружающему воздуху, и они, подобно медведям, впадают в спячку до восстановления хорошей погоды и возвращения родителей. В таком состоянии им не требуется питание. Так может продолжаться  довольно долго.
     - Тогда я не понимаю, как же этот птенец оказался на земле?- удивилась Людмила.
     - То, что безжизненный  стрижонок валялся на земле -  немного необычно. Видимо, в этот период, не успев по-настоящему оцепенеть, младенец испугался грозы и, заметавшись, вывалился из гнезда.
     Беседа затянулась. Пришло время детям укладываться спать. Предварительно они  укутали в ватку пострадавшего, обложили  его тряпочками и поместили в коробку.
     Тимофей, давно вернувшийся со своего промысла, уже ожесточенно царапался в дверь. Оказавшись в квартире, он направился к своему пушистому коврику. Но отец взял его за холку и понес на кухню. Раздался пронзительный душераздирающий крик извивающегося животного. Изолированный котофей еще долго шипел и фыркал, несмотря  на то, что для утешения его поджидала мисочка с молоком. Видимо, еда не привлекла униженного и оскорбленного пушистика. Он не понял произошедшего поворота событий и долго голосил, громко оповещая, что его незаслуженно обидели.
     Неприятное завывание продолжалось и утром, когда любимчика всей семьи безобразно рано вытолкали на прогулку. Он цеплялся, царапался, упирался так, что взрослым пришлось применить силу в виде хорошего пинка. Снаружи, на входной двери остались новые, глубокие борозды от царапин. Чувствовалось, что усатый - полосатый хозяин дома затаил обиду и злость.
      Так случилось, что леснику надо было ехать в командировку. На прощанье он  рассказал детям, как следует кормить необыкновенного гостя:
    - Попросите у мамы творога, яичек и говяжьего фарша. Как следует, смешайте все составные части. Из них надо скатать множество небольших шариков. Это и будет его кормежка. Больше ничего не предпринимайте и ждите моего приезда.
     Получив необходимое сырьё и сделав из него что-то наподобие теста, дети  уселись за стол крутить шарики. Наступил долгожданный момент. Игорь поднес заветную еду к клюву птенца:
    - Приятного аппетита, братец,- улыбаясь, промолвил мальчик.- Но его  питомец был еще очень слаб и пищу не принимал.
    - Наверно, эти изделия для него слишком большие по размеру,- предположил мальчик.- Людмилка, попроси у мамы пинцет. Я буду отщипывать кусочки. Так ему легче будет справиться.
     Идея с пинцетом благополучно провалилась. Маленькое создание не справлялось и с ними.
    - Всё, понял. Пища, наверно, кажется  ему холодной и поэтому невкусной.
    - Дай я ее согрею в ладошках,- попросила Мила.
    Результат – всё тот же. Птенец отворачивался.
    - Да у тебя просто ладошки маленькие и прохладные. Дай сюда то, что мы приготовили. У меня руки побольше и ладошки потеплее.
    Увы, все усилия были напрасны.
    На следующий день новый жилец на радость всем начал подавать признаки жизни. Правда, вкусными  шариками давился, проглатывал с трудом, но не капризничал и от угощения не отказывался. Через некоторое время он так освоился, что стал жадно хватать лакомство вместе с пальцем кормящего. И долго пытался оторвать его, возмущенно вереща и хлопая крыльями.  Дети поняли, что для него все непонятное, что приближается к его клюву, это и есть пища.
     Время шло, стриж повеселел, при виде еды нетерпеливо раскрывал рот, выпрашивая корм, тут же его проглатывал, трепеща крылышками от усердия, постепенно стал набирать вес, распушился. Крылья и хвост буквально на глазах становились длиннее. В коробке чувствовал себя уверенно, правда, всё время сидел, не предпринимая попыток встать на ноги.
     Этим решил воспользоваться Тимофей, давно вынашивающий  ненависть к пришельцу. Он незаметно  выскользнул из кухни, вытянул шею и, стараясь не стучать когтями, направился к ящичку. Встав не задние лапы, злодей  сунул свою любопытную, пылающую гневом, мордочку прямо к голове стрижа. Тот, решив, что  ему принесли новую еду, вцепился клювом прямо в кошачий нос. Мурлыка надрывно взвыл, попытался отбиться лапой. Вот тут-то он узнал, что коготки этой маленькой, якобы беспомощной, птички острее, чем иголки, и способны вызвать жуткую боль. Он завопил нечеловеческим голосом и от страха одним махом сиганул на печь. Дети, услышав пронзительный, душераздирающий крик, рванулись с улицы в дом. Вначале они ничего не поняли: дверь в кухню открыта, пернатый малыш – на месте, а кот сидит на печке и умывается. Только увидев окровавленную  рожицу Тимофея, они поняли: произошло ожесточенное сражение двух бойцов. Победителем оказался   стриж – птаха  не из робкого десятка, животинка маленькая, да удаленькая.
    - Знаешь, братик, пора нашего жильца учить летать, а затем и отпускать на волю,- предложила Мила.
     Игорь помнил наставления отца, но его начали одолевать сомнения. Ведь  поведение подросшего птенца менялось на глазах.  Едва его  вынимали из коробки, он начинал шевелить крыльями, то напрягал  их, то расслаблял, пытался повиснуть на краю ладони. Вечером общим собранием, вместе с мамой, решили все-таки  выпустить   невольника на свободу. 
     На следующий день пернатого "бойца" вынесли на улицу. Цезаря заперли в будке. Оттуда доносилось  чавканье, хрюканье, сопение, фырканье. Пес метался в четырех стенах так, что будка раскачивалась, как корабль во время шторма.  Тимофей в это время всем видом показывал собравшимся,  что у него срочные дела на кухне, и сидел на печи, как приклеенный.
     Дети водворили стрижа  на землю, благословили и приготовились увидеть красивый взлет. Но, к удивлению всех присутствовавших, птенец  даже с места не сдвинулся.
    - Так он же голодный,- сообразил Игорь.- Сейчас сбегаю за едой.
     Взяв тарелочку с шариками,  он попытался накормить любимого воспитанника. Тот молча отвернулся. Вот незадача. Вся компания пребывала в растерянности. Отец, человек знающий,  приедет только завтра. Пришлось всё вернуть на круги своя: стриж – в коробке, Тимофей – на печке, радостный Цезарь  - во дворе, вся семья в недоумении – за столом.
     Наступило долгожданное завтра. Солнышко по-летнему припекало. А вот и машина. Отец вышел радостный, в руках – подарки.
- Что же вы такие грустные, - воскликнул он.- Так долго не виделись, я соскучился. Что случилось?
     - У нас стриж почему-то не хочет летать!
     - И правильно, он меня ждет,- воскликнул папа.- Мы же с ним не попрощались.
     После подробного рассказа о неудачной попытке предложить стрижонку освоить воздушное пространство, лесник улыбнулся и сказал:
    - Не думал я, что вы меня не дождетесь. Я ведь тогда очень торопился и не успел вам сказать главное: в отличие от других птиц, стрижи не умеют ходить и  плавать. У них ноги очень короткие, тяжелую тушку не удержат.  Они никогда не садятся ни  на землю, ни на воду, откуда просто  не смогут взлететь. Им хорошо только на вертикальной поверхности, на отвесной стороне скалы, на высоком дереве или  на краю гнезда. Вот оттуда они смело бросаются в полет.  Зато это самые быстрые птицы в мире. Скорость в воздухе достигает у них сто семьдесят-двести  километров в час. То есть, какая-нибудь тарахтящая в облаках   "вертушка" для них просто не соперник. В небе они проводят всю жизнь: едят, пьют, справляют свадьбы, купаются и спят, даже не садясь на землю.  Поэтому их называют "Дети воздуха".
    - Не понимаю,- удивилась  Мила,-  как можно спать на лету?
    - Ах, как бы я хотел уснуть на лету, такой кайф,- воскликнул Игорь. -  Нет, эти стрижи не дурачки! Пришло время укладываться  в постель, а ты открываешь окно, взлетаешь и  во сне  кружишься в небе, кувыркаешься  или несешься к звездам.
    - Да, это одна из удивительных способностей стрижей,- подтвердил отец.- Спустя всего два месяца после рождения они не только сами кормятся в воздушном пространстве, но и спят на высоте от двух до трех тысяч метров, свободно паря и просыпаясь каждые четыре-пять секунд, чтобы несколько раз взмахнуть крыльями.
     Вот теперь все тайны пернатого питомца были раскрыты. Для убедительности лесник  вытащил его из коробки и поднес к тюлевой занавеске. Птенец тут же зацепился своими острыми коготками за сплетение нитей и весело повис на вертикальной поверхности.
    - Значит,- сказал Игорь, - я так понимаю: чтобы стрижу подняться в воздух, нужен какой-то трамплин, какое-то возвышение.
    - Или,- добавила Людмила,- его надо очень сильно подбросить вверх.
    - Тогда доверьте это ответственное дело мне,- сказал отец.- У меня, наверно, и опыта и сил побольше.
     Лесник поместил  птичку на ладони, и вдруг она начала сильно вибрировать и издавать звуки, похожие на мурлыканье, да такие громкие, что  в проеме двери показалась любопытная  мордочка Тимофея.
    - Не волнуйтесь,- успокоил всех папа,- это наш выпускник  так к полету готовится, мышцы разминает перед стартом. Тем более и погода установилась благоприятная: умеренный теплый ветер и легкие облака.
     И он изо всех сил подбросил стрижа вверх. Тот поначалу кувыркнулся к земле, но где-то в метре выровнялся и пулей ушел в необозримую высь. Через мгновение откуда-то сверху донеслось: "вириииивирии!"
    - Игорешка, это он тебе посылает прощальный  привет, прошептала в восторге Мила.- Ведь ты спас его!
     Так стрижонку была подарена жизнь, а небу быстрокрылый асс полета.


Рецензии