О нем помнят земляки

В октябре  2016 года исполнилось 205 лет со дня основания войскового Певческого хора  преобразованного 70 лет назад в Государственный Кубанский казачий хор. Первым регентом (руководителем) хора назначили Константина Гречинского.   У истоков прославленного, известного теперь не только в России, но и за рубежом творческого коллектива стояли также бывшие регенты войскового Певческого хора Григорий Митрофанович Концевич и Яков Михеевич Тараненко. Они   перенесли во  вновь образованный творческий коллектив  богатые певческие и музыкальные традиции, народный песенный репертуар и свои художественные вкусы, воспитали целую плеяду настоящих ярких талантов. И сами были, безусловно замечательными музыкантами, выдающимися личностями. Сегодня разговор пойдет о Якове Тараненко — уроженце станицы Гривенской.

Гость редакции
Несколько лет назад в «Калининце» о  Якове Михеевиче была опубликована большая, обстоятельная статья «Жизнь посвятил казачьей песне». В ней подробно рассказывалось об основателях Певческого войскового хора (первое время – мужского  ансамбля из восьми человек),созданного по инициативе протоиерея Черноморского казачьего войска К. В. Россинского. Долгие годы  ансамбль состоял при войсковой соборной церкви и исполнял религиозные песнопения. Вернуться к  этой теме предложил внучатый племянник знаменитого гривенца Сергей Тараненко. Он бывший военный, живет в городе Волжском. Еще в начале текущего года он прислал   по электронной почте письмо и сообщил, что может предоставить материалы о Якове Михеевиче. Кстати, благодаря интернету, он читает «Калининец», сохранил для себя статью о знатном своем родственнике. Вскоре пришли и объемные материалы, собранные внуком художественного руководителя хора. Их хватило бы не на одну газетную страницу.
А в августе Сергей сам появился в редакции. Он сообщил, что приехал по договоренности с атаманом Гривенского казачьего общества Александром Васильченко, чтобы  решить вопрос об открытии мемориальной доски своему двоюродному деду. Таким образом он хочет отдать дань памяти родственнику и знаменитому станичнику. Казаки обеспечат организационные вопросы, а он — финансирование.

У него было слабое здоровье
Мы долго беседовали. Гость редакции    сообщил:
- Племянница Якова Михеевича (моя тетка, Ольга Ивановна Балакириева) немало общалась с ним. Она рассказывала, что он  был старшим ребенком в семье сапожника Михея Кирилловича и его жены Анны Михайловны. Кроме него было две сестры Дарья и Мария и два брата Василий и Пётр (мой родной дед). В 1913 году Яков женился на Марии Ивановне Недовесовой - купеческой дочери, которая преподавала   в гимназии. Венчались они в войсковом соборе Александра Невского, который находился в сквере между улицами Красной - Красноармейской, Ворошилова - Ленина. Отец Марии Ивановны дал в приданное дом на Покровке. Мария Ивановна периодически учила грамоте хористов. Но основное ее занятие - уход за мужем (у него было слабое здоровье). Мария Ивановна всегда сопровождала его на концерты, не говоря уже о гастролях. Детей у них не было. Перед войной Яков Михеевич, кроме работы художественным руководителем и дирижёром в ансамбле,   преподавал в Краснодарском музыкальном училище. Бабушка Анна Михайловна, ее дочь Мария  с семьей жили в доме мужа дочери Дарьи (угол улиц Октябрьской и Пашковской).  В августе 1942 года слабый от болезни Яков Михеевич с женой  перебрались жить к его сестрам.  Через некоторое время  Якова пригласили в хор  Ильинской церкви. В июне 1943 года умер  муж  одной из сестер. Больной Яков Михеевич  проводил его в последний путь. А в ноябре его самого не стало. Похороны были торжественные. Отпевал его в Ильинской церкви сам архиепископ.

Род казачий обрывается...
- А мой родной дед Петр Михеевич Тараненко, - продолжил мой собеседник, -  Я  его никогда не видел. И спросить куда он делся уже не у кого. У него и его жены Анны Семеновны было три сына Анатолий, Александр и Виктор - мой отец (1931 года рождения). Есть еще сводный брат Владимир 1936 года и сестра Алла 1941 года рождения.  Петр Михеевич ушел из жизни между 1931 и 1935. Как говорит моя тетя, он умер от сердечного приступа  после раскулачивания. Подробностей в нашей семье никто не рассказывал. На моей памяти его могилу никто не посещал – может ее там просто не было? Думаю, что семья попала в жернова государственных репрессий, ведь была достаточно состоятельной. Наверное, этим объясняется то, что старший сын Петра Михеевича, Анатолий, при получении паспорта взял фамилию отчима -  Стеблина. После службы в армии он остался в Львовской области. У него есть три сына.   Средний сын Петра Михеевича – Александр прожил всю жизнь в Гривенской. У него есть дочь. К сожалению,  он с женой развелся в 70 годах. Бывшая жена с дочерью уехали в Красноярский край. Сам Александр Петрович похоронен на Гривенском кладбище. Младший сын Петра Михеевича – Виктор тоже прожил всю жизнь в Гривенской. У него дочь Галина и сын Сергей (то есть - я).  Виктор Петрович и его жена Александра Гавриловна похоронены на Гривенском кладбище. Дочь Галина (моя сестра) проживает в Гривенской,  а я -  в городе Волжский Волгоградской области. Василий Михеевич Тараненко жил в Краснодаре на улице Седина 25 (в коммунальной квартире вместе со второй супругой Шамхаловой Евой Карповной). Первая его жена рано умерла. У Василия Михеевича остались две дочери 1920-1925 годов рождения (Нина и Надя). Жили они в  Ростове на Дону. Вот я и представил потомство родных братьев Якова Михеевича. И получается я  - последний носитель фамилии Тараненко, так как у меня только одна дочь Светлана. Сергей помолчал. А потом пообещал, что сделает все для увековечивания памяти деда. «Яков Михеевич это заслужил!».
Пел вдохновенно семилетний малец
Из воспоминаний современников известно, что отбор мальчиков в войсковой хор проводился в строго приказном порядке. Регент приезжал в станицу, где по требованию атамана в правление вызывали десять – пятнадцать мальчиков и  им надо было что-то под скрипку спеть.    Иногда мальчиков с хорошими певческими данными забирали в хор даже без согласия родителей. Жизнь юных певчих была нелегкой, нагрузки -  непосильные. Занимался  поиском талантливых мальчиков отбором их   в станицах Кубанской области Григорий Митрофанович Концевич. Он   готовил их не только для войскового хора, а и для отправки наиболее способных, с хорошими голосами певчих в Тифлис (в хор Кавказского военного округа) и Петербург (в Придворную певческую капеллу). Во время одной из поездок опытный музыкант   выбрал из представленных ему казачат  Новонижестеблиевской Яшу Тараненко. Мальчик с удовольствием пел в войсковом хоре,  когда вырос, работал учителем пения в войсковой учительской семинарии, в  1907 году  от Кубанского войска получил направление на учебу в регентское училище.  К счастью, в одном из ведущих хоров России, в Придворной капелле, преподаватель (1837–1839 гг.) знаменитый композитор М.И. Глинка с большим энтузиазмом взялся за вокальное и теоретическое образование малолетних и взрослых певчих. Его идею поддержали М.А. Балакирев и Н.А. Римский-Корсаков. Они открыли общеобразовательные классы для малолетних певчих, где было хорошо поставлено профессиональное музыкальное образование, орга¬низован оркестровый класс, большое внимание уделялось регентскому классу. 
Как только Яков возвратился в Екатеринодар после окончания учебы в регентском училище С. Смоленского,  с первого января 1910 года  его назначили регентом Певческого хора Кубанского войска.  Благодаря  трудам Якова Михайловича,   Певческий хор Кубанского войска  вскоре засверкал  исполнительским мастерством.  Яков Михеевич Тараненко (1885 – 1943 гг.), родился в Гривенской.   Регентом войскового хора  трудился 1909 – 1913, 1917 – 1919 годы. В 1920 – 1921 годах руководил Кубанским Черноморским хором, потом до 1937 года был главным дирижером Кубанского казачьего хора,  с 1937 по 1941 год - художественным руководителем  Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков. Кроме того, он преподавал в войсковой учительской семинарии, музыкальном училище и Кубанской  консерватории, музыкальном техникуме. В 1911 году во время торжеств по случаю 100–летия Войскового певческого хора на Кубани  прошли пышные торжества в Екатеринодаре и Тамани, где как раз состоялась церемония открытия памятника первым запорожцам – переселенцам. Юбилейные концерты, так понравившиеся публике,  проходили под руководством Якова Тараненко. Кстати, Яков Михеевич – автор замечательных музыкальных произведений для хора, особенно похвально в местной печати критики отзывались о его  «Волге». Хочется, чтобы земляки талантливого музыканта и одного из руководителей знаменитого творческого коллектива Кубани помнили о нем и о его заслугах.
Спустя год по инициативе и спонсорской помощи внучатого племянника знаменитого гривенца казаки станичного казачьего общества установили во дворе местной школы памятный камень с мемориальной доской о Якове Михеевиче Тараненко. Теперь каждый школьник знает кем он был и чем прославился.


Рецензии