Пермь

     На очереди в нашем геральдическом путешествии - регион Урала. На полторы тысячи километров, с юга на север, протянулись по территории России Уральские горы - невысокие, но очень значимые; это - природная граница Европы и Азии.
     Ещё в древности Урал знали как Рифейские горы. Ещё раньше, во времена медного и раннего бронзового века, при более тёплом и влажном климате, на Южном Урале существовала предцивилизация, условно названная современными исследователями Аркаим - по посёлку у раскопок города с круглыми стенами. Затем место земледельцев и металлодобытчиков этой исчезнувшей неизвестно как "Атлантиды" заняли в южных районах кочевники, сначала ираноязычные, близкие скифам, а позже - тюркские, предки башкир и казахов. Средний и Северный Урал, Прикамье - часть Предуралья заселили финские племена - охотники и скотоводы, Зауралье - угорские племена.
     Далёкий край, богатый мехами, солью, лесом, рудой и самоцветами, ещё 500-600 лет назад манил к себе русских землепроходцев -разведчиков. После распространения Московского государства на земли Поволжья стал активно включаться в российские интересы и Урал. Всё новые отряды служилых людей и казаков закреплялись по рекам, строили становья и остроги, шли дальше - в Сибирь. А в петровские времена поставили на Урале первые заводы - Алапаевские, Невьянские, Тагильские. И скоро рядом с заводами, притянувшими к себе большое количество и вольных, и подневольных людей, начали быстрее строиться города - Екатеринбург, Челябинск, Пермь...
     Многие города Уральского края почти сразу после своего появления получили гербы. А иногда герб создавался даже раньше города! Так произошло с Пермью и Оренбургом. Конечно, герботворчество на Урале неотделимо от местных промыслов, ремёсел, путей сообщения.
                Пермь
     Нынешнее административное деление на Урале не всегда совпадает с географическими и историческими границами. Ренионы Предуралья и горного Уральского пояса входят как в Уральский, так и в Приволжский федеральный округа, и в Уральский округ входят три региона Зауралья, традиционно относимые уже к Сибири.
     Вот и Пермский край, примыкающий к Уралу, относится к Приволжскому федеральному округу. Но он считался всегда именно основными воротами Урала - главный путь через горы испокон веков лежал от Волги вверх по Каме и далее - по её притокам, начинающимся в горах, таким, как Чусовая. Иначе пермские земли так и называют - Прикамье или Западный Урал. Это - северная часть Предуралья. Тысячу и более лет назад здесь смыкались области расселения коми-удмуртских и югорских племён. На языке коми "парма" - родная, унаследованная страна, или "земля за волоками", или "возвышенная земля, поросшая лесом". Отсюда, вероятно, название "Пермь Великая", "Пермская земля" в обозначении Прикамья и народа - коми-пермяки.  Была и "Пермь Вычегодская" - область расселения коми-зырян на Вычегде.
     Символ Пермской земли появляется уже на печати Ивана Грозного в 1577 году. Это - легко узнаваемый медведь. Происхождения же эта символика, конечно, ещё из дороссийских, племенных, языческих  времён.
     Почитание медведя было чрезвычайно распространено у коми-пермяков, и даже ещё у далёких их предшественников в этом краю - племён неолита, оставивших изображения косолапого на Писаном камне над рекой Вишерой. Самый внушительный зверь лесов олицетворял связь земли и неба, властвовал над миром, считался божеством, которому посвящались капища. Кудым-Ош - прародитель пермяков считался потомком медведя и изображался с медвежьими ногами. Медвежья сила и власть Кудым-Оша - лишь это сделало его в преданиях непобедимым воином, устроителем быта соплеменников, построившим крепость, лодки и добывшим железо... В дальнейшем жрецы-памы представлялись пермякам оборотнями с медвежьими лапами. И даже после крещения коренного населения края чертами медведя продолжали наделять святого Власия, Николу Угодника... А в знаменитой деревянной скульптуре пермяков мишка - чрезвычайно распространённый персонаж. В сказках Пермского края даже жар-птица изломала своё крыло, дерясь с медведем.
     Пермские земли ещё с XII века платили дань Новгороду. В 1379 году священник Стефан начал порученную ему властями Московского княжества и митрополией миссию по обращению в христианство Перми Вычегодской. Через четыре года он стал первым епископом Пермским. Стефан создал пермскую азбуку, строил первые в крае церкви и монастыри, укрепил влияние Москвы далеко на северо-восток. Стефан Пермский - один из самых почитаемых святителей Русской православной церкви. Его культ был принесён его последователями и в Прикамье, где власть Москвы и христианство распространились к концу XV века.
     Итак, на печати Ивана IV можно увидеть идущего медведя, хотя некоторые истолковывают изображение как какого-то другого зверя. Но на покровце царя Михаила 1626 г. медведь изображён вполне внятно и впервые идёт по земле. А в "Титулярнике" Алексея Михайловича медведь уже несёт на спине Евангелие, а сверху добавился крест. Это связано с расширением почитания Стефана Пермского.
     Согласно словам Стефана:"...Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари" - символом просветителя и его миссии стало Евангелие в окладе.
    И вновь прочитаем стихи из "Титулярника" 1672 г.
      Медведь природою толсто мясом ся рождает,
      Ни образа, ни узов не изображает.
      Матка лижет языком зверя, составляет
      знак, якъ в раи Бог Адама творил, памятает.
   ...Пермско, почитай и Евангелие,
      Якъ тебе приказали предки все святые.
      Храни закон, соблюди царские уставы
      от земного жития до небесной славы.
    В середине XVIII века пермский земельный герб имел такое обоснование: "дикость нравов здешних обитателей, коим возсияло христианское просвещение". К тому времени - в гербе для Пермской провинции Сибирской губернии 1710 г. и Знамённом гербовнике 1730 года - герб уже получил чёткую расцветку, по которой медведь, как ни удивительно, стал белым (серебряным)в красном поле, хотя сохранил облик бурого мишки, только двинувшись в другую сторону. Самых убедительных объяснений этого два: легенда о том, как землепроходцы искали в Перми Великой серебро и слава края как центра добычи соли - Соль-Камская, "пермяки - солёные уши". Плюс ещё то, что по правилам геральдики на финифть (красный цвет) можно накладывать только металл (серебряный цвет), а не бурый или тёмный. Соответственно Евангелие стало золотым, крест - серебряным.
    Этот герб на знамени имели полки всей пермской земли - он не был городским. Первые гербы городов в крае в середине XVIII века были учреждены для Чердыни, Соликамска, Кунгура, Оханска и Осы. В гербе Кунгура был и земельный медведь в верхней части. Оригинальные символы в этих гербах целиком отражают то, чем богаты города: солеварня у Соликамска, "охани" - рыбные орудия у Оханска, рог изобилия с плодами земледелия у Кунгура, лес на горе и лось, поражённый стрелой, у Чердыни а у Осы улей с... пчёлами, а не осами - здесь башкиры варили мёд.
    В 1780 году по указу Екатерины II при Егошихинском заводе на Каме был образован губернский город Пермь. В 1783 году гербом города был утверждён без изменений земельный с описанием, где о медведе и Евангелии под крестом вновь сказано: "первое — дикость нравов обитавших жителей, а второе — просвещение через принятие христианского закона".
    Герб Перми остался до 1917 года без изменений, только в 1859 году добавили  в обрамлении корону и две кирки с Александровской лентой. Кирки означали край добычи полезных ископаемых, которым прежде всего стал Урал.
 
    В 1967 году был поднят вопрос о возрождении пермского герба. Появились варианты: признанный медведь, над ним - раскрытая книга (конечно, не Евангелие), вместо креста - пятиконечная звезда. В 1969 году  принят куда более сложный герб. "Исторический" красный щит с медведем и книгой (без других символов) оказался небольшим и внизу. "Пермяки издавна утверждали культ медведя. Это ярко выражено в древнем искусстве городов Прикамья. По геральдической символике медведь - это сила, добродушие, предусмотрительность, а книга, раскрытая над ним, отражает культурные традиции края" - так объяснялся герб, изображённый на фоне ленты. Основной щит стал трёхцветным - сине-красно-зелёным, цветов флага РСФСР и природных богатств края - лесов и рек. А в центре оказался памятник 1920 года участникам восстания в пригороде Перми Мотовилихе в 1905 году. Это было тогда характерно - вспоминали "революционные традиции", как признак правильности советского пути, несмотря на осуждённые уже "перегибы". "Вокруг центрального символа герба - золотое сияние, которое характеризует Пермь как центр высокоразвитой энергетической промышленности и машиностроения. Герб содержит в основном пермские мотивы и может принадлежать только городу Перми".
    Герб образца 1783 года был восстановлен в 1993 году. Есть в последние годы и "большой" вариант, где у герба - пожалуй, единственный в России "деревянный" оклад в духе народных промыслов с деревянными кирками, короной и двумя дополнительными медведями-щитодержателями. Герб "Три медведя"... Кстати, идущий медведь - часть современного герба и города Кудымкара, который был до 2005 года столицей Коми-Пермяцкого автономного округа, ныне вошедшего в Пермский край.
   Вот что пишут о пермском гербе современные поэты:
    Так, со времён Перми Великой.
    Незыблем и неколебим,
    Был герб - Медведь с волшебной Книгой,
    Победно Крест парит над ним...
               -----
    От Бога герб наш дикий, медведянский
    Венчает крест и Библия...
                (Олег Каршин."Город пермяков")
    Между прочим, в 2013 году журналисты провели опрос жителей города Чайковский о том, что за книгу несёт в гербе региона и его центра на спине медведь и что это символизирует. Лишь около четверти ответивших более или менее уверенно предположили, что это -  Евангелие или Библия. Другие ответы: "я не знаю", "может, просто книга, которая символизирует книгу", "лучше, чтобы это был учебник истории родного края", "может, местный свод законов, изданный Строгановыми", "какое-нибудь старинное писание"... Заодно кто-то выразил недоумение, что медведь в гербе - белый: "По логике медведь должен быть не белым, а бурым".
    Но медведь, конечно, в наши дни ещё и "поселился" в центре Перми. В 2006 году у здания Законодательного собрания края и филармонии открылась скульптура "Легенда о пермском медведе" В.Павленко и О.Кривошеиной. Медведь идёт, как в гербе, и, по мысли скульпторов, это соответствует вековым представлениям иностранцев о том, что "по улицам городов в России ходят медведи..." Только где Михайло Потапыч, острят пермяки, потерял Евангелие?


Рецензии