Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1

Общие замечания

Данная серия материалов задумывалась мною давно и даже начинала частично реализовываться. Например, я постарался прокомментировать кое-что в пособии по шахматному всеобучу, изданному в Челябинске школой Кибизова.
И в отношении данной Программы – «Динозавры учат шахматам» я уже дал ряд комментариев и советов для педагогов и родителей.
Понятно, что это всё народ старательно не читает.
Как раз на этот счёт я беспокоюсь менее всего.
Аристотеля и Теофраста не читали 600 лет.
Шестьсот лет!!!
А теперь только их из тех времён и читают.
И перечитывают.
Потому что первоклассно было проработано!
Многим молодым да ранним кажется, что они уже всё знают и понимают.
Понятное заблуждение.
Как раз вот в этой серии мне предоставляется микроскопическая возможность хоть чуть-чуть приоткрыть завесу над тайнами реальной педагогики.
Программу «Динозавры…» - так я буду именовать её здесь  в дальнейшем – написал гроссмейстер.
Причем мы здесь имеем дело с переводом на русский язык.
Так что я отношусь не непосредственно к тексту программы, а к переводу.
Программа – одна из немногих – обладает рядом несомненных достоинств, и используется мною в работе уже пятый год – то есть с момента, когда я впервые переступил порог «Снежинки».
Но гроссмейстер – и это я постараюсь раскрыть подробно – всё-таки гроссмейстер игры в ортодоксальные шахматы, но не гроссмейстер дошкольной и школьной педагогики. И именно из-за переоценки своих пониманий он многих моментов в программе недоработал, хотя часто стоял на пороге больших открытий.
Моя задача – с одной стороны на примере развёрнутого анализа Программы – показать и её блестящие находки и её чудовищные провалы, с другой стороны продемонстрировать юному преподавателю принципы реальной шахматной педагогики при работе «на потоке» с большим переменным контингентом в условиях необходимости именно всеобщего обучения.
Мои замечания можно и игнорировать.
Ничего страшного: десять-пятнадцать лет своих практик приведут вас к пониманию написанного ниже и без траты времени на прочтение моих стариковских заметок.
В любом случае я желаю Вам и вашим подопечным всяческих успехов, здоровья и процветания.

Вот что, по идее, должно было бы быть предпослано к каждой страничке этой серии публикаций:
Автор комментария не считает себя во всем правым
Автор комментария полагает большинство моментов дискуссионными
Автор комментария относится исключительно к тому, что явлено, а не к своим домыслам  относительно материала.
Автор комментария старается просто показать, что и как именно может быть использовано в занятиях на потоке в дошкольном образовательном центре.
Автор комментария тешит себя слабой надеждой, что новые программисты с большим вниманием отнесутся к этому исследованию и используют его в своих проработках собственных программ.

Работа строится так:
Название рефлексии:
Урок и номер кнопки в баре кнопок, расположенном на «ленте» под окном
Сначала я привожу стартовую иллюстрацию по кнопке – то есть изображение стартового момента
И под ней – строгое название Занятия и текста программы на данной кнопке
В Приложении ниже я даю пример полной расшифровки Программных уроков темы «Ладья»

Приложение:
Расшифровка текста комментариев к уроку «Ладья»

Ладья 1
Давай посмотрим внимательно на ладью.
Ладья имеет форму замка, точнее – башни.
И действительно! Некоторые иногда её так и называют: «Башня»!
У каждого игрока в начале партии по углам доски стоит две ладьи.

Ладья 2

Ладьи могут двигаться только по прямой вперёд, назад или в сторону на столько полей, на сколько тебе хочется
Но ладьи не могут перепрыгивать через другие фигуры.
Посмотри: белая пешка блокирует ладью и не даёт ей взять ферзя.

Ладья 3
Но ладьи не могут перепрыгивать через другие фигуры.
Посмотри: белая пешка блокирует ладью и не даёт ей взять ферзя.

Ладья 4

Ладья берёт чужие фигуры в том направлении, в котором она движется.
Вот ладья берёт пешки, двигаясь прямо на те поля, где стояли пешки.
Запомни: ладьи могут двигаться и брать фигуры только вверх, вниз или вбок.

Ладья 5

Ну что?
Ты поняла, девочка?
Какую фигуру белая ладья может взять первой?
Кликни на эту фигуру.

Верно, девочка!
Всегда только вверх, вниз или вбок.
А теперь: какую следующую фигуру может взять ладья?
Кликни на неё!

Фантастика!
Ты великолепно справляешься с этим!
А что может взять ладья теперь?

Отлично, девочка! Отлично!
Но, может, ты видишь ещё какую-нибудь возможность для взятия фигуры?

Ого!
Тебе удалось расчистить всё!
Наверное, тебе стоит стать учителем!

Ладья 6

Я полагаю, сейчас самое время поиграть.
Используй свою ладью, чтобы собрать конфеты, двигая на поля, на которые твоя ладья может ходить.
Но будь осторожна!
Ужасные голодные хищники
Больше всего на свете они любят поедать вкусные ладьи.


Продолжения:

Номера в заголовках - порядковые номера кнопок в красном баре внизу экрана, при  нажатии которых возникает комментируемая позиция.

Оглавление. http://www.proza.ru/2019/02/07/232

Вступление 1A.  http://www.proza.ru/2019/02/05/196
Вступление 1B.  http://www.proza.ru/2019/02/05/463
Вступление 1C.  http://www.proza.ru/2019/02/05/504
Вступление 1D.  http://www.proza.ru/2019/02/05/581
Вступление 1E.  http://www.proza.ru/2019/02/05/187

Вступление 5, 6, 7. http://www.proza.ru/2019/02/04/1977

Ладья 1. http://www.proza.ru/2019/01/30/2224
Ладья 2. http://www.proza.ru/2019/01/31/236
Ладья 3. http://www.proza.ru/2019/01/31/222
Ладья 4. http://www.proza.ru/2019/02/05/2220
Ладья 5. http://www.proza.ru/2019/02/05/2248
Ладья 6. http://www.proza.ru/2019/02/05/2271

Конь 1. http://www.proza.ru/2019/01/31/1245
Конь 2. http://www.proza.ru/2019/01/31/1474
Конь 3. http://www.proza.ru/2019/02/01/2174
Конь 4. http://www.proza.ru/2019/02/02/141
Конь 5. http://www.proza.ru/2019/02/06/2211

Слон 1. http://www.proza.ru/2019/01/31/1952
Слон 2. http://www.proza.ru/2019/01/31/2027
Слон 3. http://www.proza.ru/2019/01/31/1619
Слон 4. http://www.proza.ru/2019/02/02/2196
Слон 5. http://www.proza.ru/2019/02/03/89
Слон 6. http://www.proza.ru/2019/02/04/157
Слон 7. http://www.proza.ru/2019/02/04/200

Ферзь 1. http://www.proza.ru/2019/02/01/219
Ферзь 2. http://www.proza.ru/2019/01/31/2165
Ферзь 3. http://www.proza.ru/2019/02/01/247

Король 1. http://www.proza.ru/2019/02/01/1089
Король 2. http://www.proza.ru/2019/02/01/1440
Король 3. http://www.proza.ru/2019/02/01/1663

Пешка 1. http://www.proza.ru/2019/02/05/1591
Пешка 2. http://www.proza.ru/2019/02/01/1856

Играть!  http://www.proza.ru/2019/02/08/213


Рецензии