Томас Гейнсборо. История. Голубой мальчик

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Джонатан Баттл – «Голубой мальчик» (1770)

Немного о художнике.
Английский живописец и рисовальщик, крупнейший представитель английской школы портретной живописи XVIII века Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Садбери (Саффолк. ) в семье торговца мануфактурой. Уже в 10 лет он начал писать пейзажи.
Когда ему было тринадцать, Томас Гейнсборо упрашивал отца отправить его из городка Садбери в Лондон - учиться на художника.
К счастью для Гейнсборо и для всех любителей портретов и пейзажей, отец нехотя, но согласился. Гейнсборо был обучен рисовать в стиле легкого французского рококо.
Преломив полученные знания через свое собственное видение, Гейнсборо нарисовал много шедевров, включая знаменитого "Голубого мальчика" (1770).
В 1746 году Гейнсборо женится на Маргарет Барр. У них рождается две дочери.
В поздний период творчества Гейнсборо создает свои лучшие пейзажи («Водопой»; «Повозка, едущая на ярмарку»; «Вечерний пейзаж со скотом, прудом и хижиной»).
Пейзажи он исполнял «для себя». Создавая пейзажи, Гейнсборо почти не использовал натурные наблюдения. Он строил на столе небольшой макет из камешков, веток, песка, кусочков мха и тому подобное, а затем воспроизводил его на холсте.
Художник неоднократно обращается к своему излюбленному мотиву — парный портрет в пейзаже («Утренняя прогулка» («Портрет У. Хэллета с женой»)).
И в портретных работах мы нередко видим использование в качестве фона видов природы, словно предопределяя «созвучие» настроения моделей портретов и состояния окружающего их пейзажа. Гейнсборо обладал исключительным даром передачи сходства и настроения модели, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Таков портрет лэди Джорджианы Кавэндиш. Судьбы принцессы Дианы и герцогини Девонширской, девушек из семейства Спенсер, которых разделяли два века, трагически похожи. Генсборо создал также галерею портретов людей творческих профессий — музыкантов, актеров, композиторов.
Портрет Сары Сиддонс - портретный шедевр Гейнсборо. Ее портреты писали и Рейндолдс, и Лоуренс. Однако, пожалуй, только Гейнсборо удалось увековечить облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Желтый шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей у нее на коленях.
Гейнсборо скончался в Лондоне 2 августа 1788 года от рака горла.

 «Голубой мальчик» (англ. The Blue Boy, также переводится как «Мальчик в голубом») – 1770, San Marino (California), Huntington Art Gallery.
Этот портрет широко известен.
Мальчик позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм аристократа, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Голубой цвет - один из любимейших цветов палитры Гейнсборо - обогащен здесь тончайшей игрой разнообразных рефлексов, перекликаясь с тонами и сумеречного неба, и темной порыжелой листвы, и коричневой почвы под ногами, создавая великолепную красочную симфонию.
Необычайно тонко написано лицо мальчика с его живым неуловимым выражением, как бы изменяющимся у нас на глазах. Мы награждаем этот образ аристократизмом и утонченностью, и даже некоторым высокомерием, полагая, что перед нами отпрыск какого-то знатного рода XVIII столетия. Гейнсборо и играет со зрителем, выдавая сына торговца скобяным товаром, Джонатана Баттла (Jonathan Buttell) за аристократа, причем аристократа минувшей эпохи. Мальчик на картине одет в костюм, подходящий, скорее, для героев Ван Дейка, живших за сто лет до того, как был написан этот портрет.
Герой портрета, Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.
Картина - это не только портрет, но и историческое исследование. Художник одел молодого человека в костюм, датирующийся приблизительно с 140 лет прежде, чем портрет был нарисован.
Этот тип костюма был знаком через портреты великого фламандского живописца, Энтони ван Дейка (1599-1641), кто был жителем в Англии в начале 17-ого столетия. Гейнсборо очень восхищался работой Ван Дейка.
Джонатан Баттл (1752 - 1805) был сыном богатого торговца железом в Сохо, Лондон.
Он был энтузиастом музыки; Иоганн Кристиан Бах, одиннадцатый сын Иоганна Себастьяна Баха и придворный музыкант в Лондоне, итальянский виртуоз Феличе Джардини и композитор Карл Фридрих Абель жили в его ближайшем окружении на Греческой улице в Сохо.
Среди друзей Баттоллс также посчитал художника Томаса Гейнсборо, которого встретил в
1760-х годах в Бате.
Гейнсборо поддержал предпочтение молодого Джонатана музыке и книгам, особенно после смерти его отца в 1768 году.
После того, как Гейнсборо отправился в Лондон в 1774 году, дружба усилилась. Еще в Бате Гейнсборо завершил в 1770 году портрет 18-летнего Баттла, который позже стал всемирно известным под названием «Голубой мальчик» (немецкий мальчик в синем); он показал молодого человека в синем костюме 17-го века.
Когда художник умер в 1788 году, Баттолл организовал свои похороны. Джонатан Баттл первоначально успешно занял дело своего отца; В 1796 году он обанкротился и должен был продать картину, которая была в его распоряжении до тех пор.
Примерно в 1809 году картина находилась в коллекции графа Гросвенор (Гросвенор) и его наследников, пока в 1921 году она не была продана художнику-ювелиру Джозефу Дювену ....
. .... который, в свою очередь, продал ее американскому первопроходцу железной дороги Генри Эдвардсу Хантингтону. В стране были протесты против экспорта картины. До того, как картина была отправлена в Соединенные Штаты в 1922 году, она была выставлена на короткое время в Национальной галерее в Лондоне, где ее увидели 90 000 человек.
Цена в 182 200 фунтов стерлингов была в то время самой высокой, когда-либо заплаченной за картину.
Картины художника можно посмотреть на сайте  https://gallerix.ru/storeroom/1638714093/








 


Рецензии