Кузнечик

        Зовут его Кузнечик. За глаза, конечно, все его так называют. А на самом деле величают его Александром Владимировичем Заваляйко. Он ведь заместитель директора. По воспитательной работе.  Не ахти, какая должность. Тем более, в техническом учебном заведении. Но воспитательная работа и тут, какая-никакая, должна  проводиться. Опять же: общежитие, патриотизм, и прочая всякая нравственность.
        По правде говоря, директор держит этого человека в замах  исключительно потому, что Александр Владимирович Заваляйко мужчина.
        -Нехорошо, - говорит директор, - когда в техническом заведении в руководстве одни  бабы. С пацанами, - говорит, - должны мужики управляться.
         Вот ведь повезло человеку! Взял и родился мужиком. И за это тебя прямо в заместители директора!
          Он прав, конечно, наш директор. Но только с Заваляйко он сильно промахнулся. Ну, какой из него мужик? Так, Кузнечик!
          Кузнечиком прозвали его за то, что очень уж похож этот человек на вышеназванное насекомое  своим умением скакать в сторону от всего и от всех.
          Скажем, готовится какое-нибудь массовое мероприятие. И весь колледж в ходе подготовки на ушах стоит от бурной деятельности. И все при деле, каждый добросовестно выполняет свой фронт работы. Но вот понадобилось что-то согласовать в  своем фронте со всеми остальными. Человек бежит к заму, который отвечает за все мероприятие в целом. Прибегает к кабинету зама, а Кузнечика нет на месте. Человек бегом в актовый зал. Там тоже нет. Спрашивает у людей:
          - Где Заваляйко?
          - А кто его знает? Мы сами его с утра ждем.
Вытаскивает человек из кармана телефон, набирает номер Кузнечика, а телефон противно заявляет, что «абонент недоступен». «Да куда же, черт возьми, пропал этот Кузнечик, чтоб его птицы склевали! Дело стоит, а он, как сквозь землю провалился!» Но тут человека осеняет мысль, что, должно быть, Кузнечик у директора сидит, важные вопросы согласовывает. Мчится бедолага к директору. У секретарши спрашивает, тут ли Заваляйко?
          - Нет, сегодня он тут не появлялся. Директор сам его раз десять спрашивал.
           Потом человек метелит в методкабинет, в преподавательскую, в бухгалтерию, в библиотеку, забегает по пути во все кабинеты, где может быть замдиректора, наконец, опять возвращается к воспитательскому кабинету. Нет Кузнечика нигде – и все тут! Ускакал. А куда? Никто не знает.
           Бывает еще лучше. В пятницу, скажем, рассылает Кузнечик всем классным руководителям телефонные сообщения о том, что должны они вместе со своими группами  в субботу  быть в актовом зале в 11-00 часов на встрече с воинами-интернационалистами. Явка строго обязательна. Ошалевшие от счастья классные руководители в спешном порядке хватаются за телефоны. Сначала они по очереди пытаются вразумить бестолкового зама, объясняя ему популярно, что, во-первых, невозможно в такие короткие сроки собрать на мероприятие группу. Тем более в выходной. Многие студенты по станицам разъехались. А во-вторых, и сами классные руководители несколько иначе распланировали свои субботние дела, чем предлагает Кузнечик. Уставши спорить с начальством, классные руководители пытаются достать по телефону кого-нибудь из студентов.
           На следующий день, в субботу, классные руководители с жалкой кучкой студентов, проживающих в городе, появляются к 11-00 в актовом зале. Там за длинным представительским столом одиноко скучает плюгавенький мальчишка в форме из числа бывших выпускников. А Кузнечика нет.
           - А где Заваляйко? – спрашивают у бывшего студента.
           - Не знаю никакого Заваляйки, - робко ответствует  бывший студент. – Тут военрук  заходил только что. А больше никого не было.
           Все понятно. Ускакал Кузнечик. Но не обижать же мальчишку. Классные руководители рассаживают ребят в первом ряду и встречу с воинами интернационалистами проводят сами.
           Упаси боже готовить с Кузнечиком какие-нибудь документы! Скажем, планы, отчеты, приказы, акты – ну, и так далее. Если вы с этими делами свяжетесь с ним, то непременно проклянете тот день и час, когда вы взялись за эту работу, когда связались с этим человеком и когда, вообще, появились на свет. Дело в том, что Кузнечик по своей природе – великолепный мастер по угроблению всякого стоящего дела. А если это дело еще необходимо оформить на каком-нибудь носителе (бумаге, альбоме, диске, флешке), то тут ему равных нет. Не было, и не будет никогда!
           Начнет он дело с того, что постарается всю работу свалить на вас. Вы будете собирать материалы, фотографии, тексты, цифры, факты. Потом вы все это систематизируете, наберете текст на компьютере, распечатаете и перекачаете на диск или флешку. И вы будете сидеть над этим делом неделю. А потом  все это в готовом виде принесете Кузнечику в кабинет. Он взглянет на ваш труд мельком и, сказавши: «Я потом посмотрю. Мне сейчас некогда», - отправит вас восвояси, не проявив никаких знаков благодарности.
           Потом еще неделю вы ждете отзыва на ваш труд. Ни гу-гу! Наконец, вы идете к заму в кабинет (где его, как всегда, не бывает) и совершенно случайно вылавливаете его в коридоре:
          - Ну что, вы читали  мой отчет?
          -  Какой отчет? Ах, да, отчет! А вы разве уже сдали мне отчет?
          - Ну да! Я и флешку свою вам оставила.
          - Ладно, я посмотрю у себя
Через неделю вы опять вылавливаете Кузнечика.
          - Отдайте мне хотя бы мою флешку!
          - Да что вы ко мне пристали, в конце концов? Неужели вы  действительно полагаете, что тот бред, который вы мне предоставили, можно назвать отчетом? Потом я вам флешку верну.
          Через месяц  на педсовете Кузнечик горделиво демонстрирует педагогическому коллективу через диапроектор ваш отчет. Объявивши, разумеется, себя автором.
          В самом обиженном состоянии после педсовета вы подходите к Кузнечику с одним вопросом:
          - Как вы могли так бессовестно воспользоваться моими трудами?
Не моргнув глазом, Кузнечик простодушно ответствует:
          - Но вам же это дело нравится. И я вас, между прочим, не заставлял.
Ускакал Кузнечик.
          Флешка, надо полагать, испарилась сама собой.
          Видит бог, я не имею никакого морального права наводить на человека напраслину.  Хотя бы из уважения к должности. Я считаю, что ради собственного здоровья и здоровья своих детей, не стоит гневить небеса подлой клеветой. И потому я не стану делать какие-либо заявления голословно. Я просто попытаюсь представить вам живописно, как, примерно, проводятся у Кузнечика   всевозможные мероприятия.
          Сначала Кузнечик получает указание. От директора. В устной форме или в письменном виде. Происходит это, примерно, вот так.
          Выходит директор из кабинета и обращается к секретарше:
          - Будьте добры, пожалуйста, пригласите ко мне в кабинет  Александра Владимировича!
          Секретарша поднимает трубку и звонит Кузнечику. У него телефон, как всегда, отключен. Она  делает вторую попытку, третью. Наконец, посылает к нему   в кабинет гонца. И гонец, как правило, не находит замдиректора. Тогда секретарша идет к директору и  объявляет ему, что никак не может достать Александра Владимировича.  Директор взрывается:
          - Как это, не можете? Это, что, иголка в стогу сена? Или я должен сам бросить все дела и пуститься на поиски? Чтоб  Заваляйко немедленно тут был!
          Теперь на поиски заместителя пускается полколледжа. Наконец, Кузнечик отыскивается. Выпучив от страха глаза, он прибегает к директорскому кабинету. Директор занят. У него люди. Кузнечик присаживается на краешек дивана и ждет.
          - Мне сказать, что Вы пришли? – спрашивает секретарша.
          - Нет-нет! – машет руками Кузнечик. – Я подожду.
          И он терпеливо ждет: десять минут, пятнадцать, полчаса. Из директорского кабинета доносится шум жарких дебатов.
          - Может, я, того, после зайду? – робко вопрошает Кузнечик. Поднявшись, он направляется к двери. Но тут выходит директор.
          - Что же вы тут сидите? – сердито гремит он. – Я вас полдня жду. И люди ждут. А вы  где-то прохлаждаетесь. Я сам вынужден без вас решать с людьми  ваши дела!
          Они оба заходят в кабинет. Директору неловко перед присутствующими за своего зама. И потому он торопливо сует Кузнечику поступивший из министерства приказ с положением о проведении ежегодного Месячника военно-патриотического воспитания.
          - Вот! Читайте и выполняйте! – И выпроваживает всех из кабинета.
          Не обративши никакого внимания  на своих коллег, которые только что у директора обсуждали проблему проведения месячника, и нигде не задерживаясь, Кузнечик прибегает в свой кабинет и закрывается там на ключ. Минут десять он сидит в состоянии полного ступора и тупо пялится в документ. Он понятия не имеет об этом самом ежегодном месячнике. Он вообще впервые в жизни сталкивается с таким явлением. Он никак не может врубиться, какое отношение этот месячник имеет к нему?
          Наконец, мысли проясняются, и Кузнечик вспоминает, что в прошлом году в это же самое время такой месячник в колледже проводился. А кто его проводил? Да те самые, которые только что у директора были! Ну, вот пусть они и теперь проводят.
          Кузнечик вздыхает облегченно и, сунув документ в какую-то папку, отправляет ее в стол.
          В дальнейшем целый месяц этот месячник  достает заместителя директора. То директор требует от него план проведения, то классным руководителям почему-то необходим график проведения классных часов, посвященных военной тематике, то появляются какие-то люди и предлагают свои услуги, то информации  на сайт отправляй. Замучили замдиректора вконец все эти мероприятия!
          Вот недавно, представьте себе, явилась, откуда ни возьмись, бабулька. Она, видите ли, вдова. Героя. Ну, что с того? Пусть даже этот Герой учился когда-то в колледже.
          Заваляйко, между прочим, в глаза никогда не видел этого Героя. Ах, он погиб оказывается? Царство небесное! А что ему от нас нужно? Ну, да, ему-то, конечно, ничего не нужно. Согласен, нужно студентам. Почтить память – дело святое. Нет-нет, сам Заваляйко ничего никому не должен. К тому же, и в плане нет этого мероприятия. Ах, студенты  сами хотят. Он не против, пусть чтут, или, как там, чтят - запутаешься, черт возьми! Нет, пусть историки проводят все эти мероприятия. А Заваляйко  патриотическим  воспитанием  не обязан заниматься. Он замдиректора, а не какой-нибудь там преподаватель. Не солидно заместителю директора митинги всякие и прочие массовые сходняки проводить.
          И не проводит. Попросту говоря, смывается куда-нибудь.
          В спортивном зале, к примеру, начинается торжественное открытие краевых военно-спортивных соревнований. «Слово для приветствия имеет заместитель директора колледжа Заваляйко Александр Владимирович!»
          А где Александр Владимирович? Александр Владимирови-ич! Куда делся?   Ведь был, вроде, где-то тут недалеко. Ах, простите, гости дорогие! Срочно вызвали Александра Владимировича! Пусть кто-нибудь другой выступит!
          Александр Владимирович в это время сидит у себя в кабинете взаперти и радуется тихо: «Здорово я их всех обвел!»
          Опять ускакал Кузнечик.


Рецензии