Динозавры учат шахматам. Ладья 1

Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
http://www.proza.ru/2019/01/30/2105


На иллюстрации видны все шесть кнопок урока (красного цвета под доской)
При запуске программы или "прокрутке" именно на этой - первой - кнопке появляется изображение на иллюстрации и звучит комментируемый текст, приводимый полностью в первой части комментария.

Произносимый текст:

«Давай посмотрим внимательно на ладью.
Ладья имеет форму замка, точнее – башни.
И действительно! Некоторые иногда её так и называют: «Башня»!
У каждого игрока в начале партии по углам доски стоит две ладьи.»

Комментарий:

А
«Давай посмотрим внимательно на ладью.»

На экране возникает изображение диаграммы с четырьмя ладьями!
То есть ребенку предлагают посмотреть на ОДНУ ЛАДЬЮ, а демонстрируют сразу ЧЕТЫРЕ!
При этом сам урок «Ладья» предполагает, что именно на нём малыш знакомится с представлением Ладьи.
Каким чудом трёхлетний малыш, или семилетний не малыш, никогда ранее не видевший ладью сможет распознать на экране, активно разрисованном множеством объектов, что именно тут является тем, к чему ему надлежит присмотреться?
Зачем произносить текст: «Давай посмотрим», когда сам процесс возникновения нового объекта на экране уже предлагает смотреть!
Почему автор убеждён, что запустивший программу смотрит НЕВНИМАТЕЛЬНО?
Зачем вообще произносить первые четыре слова из пяти?
На мой взгляд сильнее, точнее, надёжнее демонстрировать на экране ОДНУ ЛАДЬЮ крупно – и БЕЗ ДОСКИ! – и произнести одно единственное слово:
- Ладья!
Произнести акцентировано, жестко, точно, ясно, с восклицанием.

B
«Ладья имеет форму замка, точнее – башни.»

Именно под одним изображением можно было бы давать такие сопровождения, но…
Первое Правило:
«На занятии не должно быть ничего лишнего!»
Мы вводим понятие «ладья». Строго говоря начинаем формировать пока ещё только «представление» предъявляя «ощущение», а точнее зрительный образ объекта очищенный ото всего постороннего.
Вообще всё предложение здесь явно лишнее, неуместное, затрудняющее восприятие малышом важного, основного, главного.
Малыш впервые видит ладью.
И не нужно отвлекать его от созерцания.
На первом этапе знакомства – ОДНО СЛОВО, ОДНО ИЗОБРАЖЕНИЕ, ОДНА ФИКСАЦИЯ!
Это очень близко к первоигре: одна фигура, один ход, одно поле.
Если ребёнок уходя с занятия унесёт в себе новое слово «ЛАДЬЯ» это колоссальное достижение!
Более чем достаточно!

Для «просвещённых» - вообще «башня» - «тауэр», «тура».
И, поскольку к нам шахматы попали минимум двумя путями (присмотритесь к гербу России! Там двуглавый орёл смотрит в две стороны. Вот с обеих сторон они к нам и попали. Потому у нас двойные наименования почти для всех участников сражения: «король-шах», «офицер-слон», «ладья-тура», «королева-ферзь», «всадник-конь».
Именно вот это «тура» и имеет ввиду автор, но переводчик здесь несколько формален.
В любом случае ребенку в данном случае это абсолютно лишнее, мешающее усвоению главного, замечание.

C
«И действительно! Некоторые иногда её так и называют: «Башня»!»

Вы уже должны сами догадаться, как я буду ругаться дальше!
Сидит трехлетка на уроке.
Смотрит этот «мультик».
И вдруг с экрана несётся:
«И действительно! Некоторые иногда её так и называют…»
Вы вникните в ситуацию малыша.
Я не уверен, что ребёнок понимает смысл этого замечания.
Причём здесь «И действительно!»
А оборот: «Некоторые иногда её так и называют» - шедевр!
Зачем всё это малютке?
Мы собираемся познакомить его с Ладьёй?
Или мечтаем сверкнуть бездной начитанности?
У меня задача на занятии – представить ему именно Ладью.
А это образ, это форма фигуры, формула хода, формула взятия.
То есть необходимо освоить массу сложнейших «подробностей»!
Нельзя терять ни мгновения на избыточную вербализацию.
А мы ему вместо ясного яркого сильного образа представляем четыре изображения вместо одного на фоне роты других изображений и пригоршни слов, из которых он вряд ли понимает половину и еще должен каким-то чудом понять, что это всё о Ладье – каковая есть пока чисто виртуальное понятие.

D
«У каждого игрока в начале партии по углам доски стоит две ладьи.»

А это вообще не имеет отношения к теме занятия!
Мы сейчас демонстрируем ладью или способность произносить перед группой ребёнков группы непонятных для них «словов»?
Но некоторые из сидящих деточек  этих «словей» ранее не слышали.


Примечание: ссылаться на Комментарий удобно, например, так: "Ладья 1D"

Все кнопки темы "Ладья":

Ладья 1. http://www.proza.ru/2019/01/30/2224
Ладья 2. http://www.proza.ru/2019/01/31/236
Ладья 3. http://www.proza.ru/2019/01/31/222
Ладья 4. http://www.proza.ru/2019/02/05/2220
Ладья 5. http://www.proza.ru/2019/02/05/2248
Ладья 6. http://www.proza.ru/2019/02/05/2271


Рецензии