I. 2-ой курс. Гл-6. Первый чемпионат ПВО

    Как обычно, утром пошли в баню – кое-кто и пошёл в баню, остальные разбрелись по Кореновску. Взяли штук пять лодок, искупались, и стали потихоньку собираться. В 11часов собрались 12 человек и пошли пешком на пляж. Видели инструктора Щелкунова, он проезжал на мотоцикле. На пляже видели ещё одного инструктора Коняшова. Расположились на берегу, врубили маг, искупались. Валезнев с Лёвой привели двух девчонок. Стали бросать друг друга в воду. Пришёл Балабанов с родителями. Кто-то сказал – «За нами!» Обернулись – на пляж въезжает ГАЗ-66. К нам подошёл Кондратенко, сказал, чтобы мы собирались. Сели в машину и двинулись. Крагель «сорвался» сразу – у него слишком много грехов, чтобы попадаться и на этот раз. Перед автопарком «сорвался» и Артюхов. Построили эскадрилью, Пронин не нашёлся даже что сказать. Нет ещё пятерых, стали их ждать, искали и ждали. Пришли они к ужину.

      После завтрака Пронин взял меня и Кукуева выкладывать посадочное «Т» - прилетает самолёт с инструкторами. Засели за Термодинамику, сегодня должны закончить. Препод приехал ненадолго. Прилетел самолёт, наши инструктора не прилетели. Только Сидоров с женой и дочкой.
   ТРД (Теория Реактивного Движения) кончили. Весь день кое-как «кантовались», завтра полёты во вторую смену. Все с ума по сходили на почве шахмат -  ни одной минуты доска не бывает свободной. Особенно «зверствуют» Зверев и Лёва.
      С Саней Горошко и Мишей Бочковым печатали фотки, отослали и нашим в Холодногорск. Отдал одну большую фотку Элки в полёте Ноздрачёву. Сегодня не летаем – не прилетели Осецкий и Капаев, загораем. Пушкин своим самоходчикам объявил сутки ареста каждому.

     Кондратенко говорит, что комэск сказал ему, чтобы он отвёз нас купаться в понедельник или вторник и, если бы мы сами не ушли в воскресенье, то нас повезли бы.
      Осецкий собрал всех нас. В классе аэродинамики. Разбирался с воскресными похождениями. Объявил Ткаченко, Макушеву и Гвозденко по трое суток, остальным – неувольнение до конца месяца.
      Приехал новый инструктор лейтенант Ершов. Из госпиталя вернулся Николаев, Зайцев вылетел впервые после апреля, что-то у него не получилось с переводом в Холодногорскую эскадрилью.  Сильный ветер, летали по второму варианту, самостоятельных нет – дымка, видимость до трёх километров. Лёва два раза по возвращению из зоны пролетал аэродром, летел в Платнировскую.

     У меня сегодня крайние круги. Ветер встречный, посадка на оборотах. Во втором полёте после четвёртого разворота установил положенные обороты, а скорость не падает, убрал совсем, снова не падает, всё время 250, а должно быть 230. На выравнивании – 230, когда должно быть 200. Оказывается, я закрылки выпустил не полностью. То есть во взлётное положение.
     На старте наши пашут, «квадрат» решили заасфальтировать, вот и обкладывают кирпичом. Солдаты привезли откуда-то спелые абрикосы.
     Наконец-то сдал карту Пронину, вернее – наконец он принял. Инспектор написал рапорт начальнику училища о том, что «летать он хочет, но в армии не продержится, так как слишком много несправедливости». Хочет отдать лично Голодникову, когда тот прилетит сюда. Сейчас Инспектор то в наряде, то - моторист.

     До завтрака нас всех собрал Карпов в летнем клубе и рассказал, что произошло в Аджикабуле, в полку Армавирского училища:
     - Молодой инструктор, лейтенант был в зоне с курсантом первого курса, выполняли штопор. Инструктор ввёл самолёт в штопор, курсант стал выводить. Инструктору показалось, что самолёт не выходит из штопора, он стал выводить сам, снова не выходит. Инструктор даёт курсанту команду катапультироваться и катапультировался сам. Курсант пробует управление, самолёт к этому времени вышел из штопора сам, управление действует, он доложил РП, зашёл на посадку и сел!

     У меня сегодня три заправки по 13-му Упражнению. Когда КЗ узнал, что я уже отлетал это упражнение и сдал зачёт штурману, пошёл в штаб переделывать плановую. Сегодня я должен был лететь уже сам. Но, плановую не изменили, оставили так.  В южной зоне с Зайцевым из пикирования я слишком сильно потянул и долго не отпускал ручку – на какое-то время в глазах потемнело. В последней заправке сделали штук восемь штопоров, я себе даже руку сбил.
     На подъём пришёл дежурный, нашёл дневального, заставил его объявить подъём. Дежурный ушёл, эскадрилья спала ещё ровно час.
      До ужина кое-как перекантовались, Духота на улице страшная, температура +36 градусов, никакого ветра. Я заступил дневальным, стою с двух часов ночи до шести, но «стою» - это скорее нечто символическое. Дневальный днём к тумбочке подходит только из-за телефона, а ночью…

     Наши пошли на танцы, не взяли «самоходчиков». Вернулись с танцев примерно в одиннадцать часов. Сапа сразу лёг спать – «тёпленький», остальные – «подогретые».
    Кукуев откуда-то узнал, что Филипенков, которого в прошлом году списали, собирается поступать в училище ГВФ на штурмана. Меня запланировали на понедельник на допуск в зону с КЗ и две заправки «сам».
     Дежурный – молодой литер, техник с третьей эскадры, приходил в половине второго ночи проверять личный состав. Не досчитался одного, разбудил Рудольфа, выяснил, что двое в отпуске. Я просидел четыре часа у транзистора, в четыре часа снова пришёл дежурный. Только что пришёл Глотов в гражданке. Днём духота, все разбрелись. Сухой притащил откуда-то ведро абрикос, все столпились у ведра и жуют. Завтра полёты в первую смену, я вылетаю в зону.

      Первая заправка с Капаевым, дали западную зону, что-то у меня замкнуло и я вместо того, чтобы вводить в пикирование с горизонта, вводил с угла 20 градусов. Потом на посадке вместо шасси выпустил закрылки полностью. Капаев выпустил меня. Полетел я в десятую зону, взял курс, прошёл время, оглядываюсь и не могу найти центра зоны. Пока я виражил, РП запросил мои действия и дал команду пройти минуту с курсом 90 – я был между 9-ой и 10-ой зонами. Занял зону, потом всё было нормально. Следующая заправка – в 11-ую зону, шёл уже туда не по курсу, а по автотрассе.
     Прилетел Ивлев, начали съезжаться спортсмены. У нас будет проводиться первый чемпионат ПВО по самолётному спорту на Л-29. Теперь каждую лётную смену будут забирать у нас как минимум час. В Слепце в субботу разломали самолёт на «козле». Сегодня в Холодногорске курсант Алексеев отбил носовую стойку. Нам почти всем дали контрольные круги. Завтра я лечу с Осецким в зону и два круга, потом сам две зоны.

      Сегодня спортсмены тренируются, выполняют пилотаж над точкой. Потом ходили по маршруту с выходом на точку на высоте 200 метров. Я летал в 11-ую зону и в 9-ую. В девятой я был один раз и давно, думал, что найду не сразу. Но ничего, нашёл.
     Лёве вложили в подушку утюг, он «икру метал». КЗ обещал проводить проверки с инструкторами, сегодня «присутствовал» Бочарников, проверялись два раза.
     Славка Овчинский прислал из Холоднаря письмо, делится новостями – Кот получил капитана, но мечтает о двух просветах (это майорские погоны). Серенков на посадке «пытался» поломать самолёт, но не получилось.
     Со Шманёвым летаем на одном самолёте. Три заправки подряд летали в 11-ую зону. На переруливании на 107-ом самолёте пробили пневматик, невезучий самолёт – в Слепце у него же движок встал. Шеф с Борькой Гуриным ходили на колхозный «стан», принесли абрикосы, теперь Трифон поехал на тягаче туда же. Инспектора и Макушева отвезли на губу, выйдут в воскресенье.

     С утра погнали на полосу, маркировали, пошёл дождь. Егор Петрович, это прапорщик, комендант аэродрома, хотел, чтобы мы ещё и за третью эскадрилью пахали, но мы послали его подальше.
     Осецкий проводил наземку по штопору, что-то слишком много внимания в последнее время штопору. После обеда проводили предварительную. Я сидел часа три, не отрываясь – нарисовал район полётов в радиусе 300 км, штурманский план, расписал «козла», взмывание.
     Прилетел Ли-2 - привёз спортсменов, Капканщикова и Иноземцева – инспектора ПВО. Будет здесь проводиться Первый Чемпионат ПВО по самолётному спорту. Осецкий разрешил идти в кино. Идём на «Последний патрон» - на летнюю эстраду. Пронин сказал:
     - Кто не сдаст район в радиусе 300 км, до завтрашних полётов, летать не будет.
Сдают уже сейчас.

     С утра слышны какие-то взрывы. Все окна заняты – орлы наши занимаются «дралоскопией», рисуют район полётов. Это, когда накладывается лист бумаги на карту, всё вместе прижимается к стеклу и карандашом рисуется на листе характерные ориентиры с просвечивающейся карты. 
     У меня сегодня полёт парой и по маршруту. Взлетели первыми спортсмены и Иноземцев. Над точкой облачность – спортсменам полёты забили. Первая заправка – я с Зайцевым, Вовенок с Прониным, он летит на допуск. У меня первый полёт парой, такое ощущение, что впервые в воздухе – так необычен этот полёт. Пронин всё время машет нам руками – принижение. И, чтобы мы отошли подальше. Полетел с Зайцевым по маршруту, на месте первого поворотного – какой-то карьер. Прилетели и сразу же третья заправка – летим парой.  Я с Зайцем ведущие и Вовенок – сам. Вовенок подходит близко, Заяц кроет его, чуть ли не в истерике, машет ему кулаком. Мы сделали только один круг, РП нас погнал на посадку – испортилась погода. Самолёты с ЦЗ перегоняли своим ходом. Кто успел, тот «захватил» самолёт.

      Капканщиков отстранил от полётов Шефа, Здатченко, Швеца и Ларского – для того, чтобы они что-то там нарисовали?! Нас всех отправили на «der Pachotа». Наши пробивают культпоход. Кондрат говорит:
     - Идите, но только до 21.30.
Наши всё-таки ушли, в казарме осталось нас человек восемь.
     Вернулись наши где-то к десяти часам. Сапа пришёл с разбитой губой - «познакомился» где-то с гражданскими. Приволокли Трифона, он очень «спокоен» и сразу лёг спать. На улице был дождь, но они «организовали» у ДК танцы.
     На завтраке Трифон выпил и мой кефир, говорит, что после «вчерашнего» помогает. Сегодня «хозяйственный день», готовим территорию к Чемпионату. Вечером пробовали организовать культпоход – ничего не вышло.
     Сегодня прилетело три самолёта: «Пчёлка», Ил-14 и Ан-2. Парашютисты будут прыгать во время соревнований. Ну, а после соревнований – и мы попрыгаем. Из училища прилетели курсанты-штурмана, четыре человека – привезли авиамодели. 
     Капаев после ужина забрал с собой пятнадцать человек на полосу размечать ВПП на «зелёнке». Начали с одного конца – ширина 40 м, пока пришли к другому концу, ширина оказалась 30 м. Переделывали уже затемно.

     Прыгали парашютисты, делали затяжные прыжки, фигуры разные. Потом за Ан-2 на верёвке таскали Анцупова.
     С утра у спортсменов облёт самолётов. Всё наше второе звено – мотористы. Встали на полчаса раньше и двинули на аэродром. Снова готовятся парашютисты. Я сегодня иду на кухню дежурным, завтра – второе июля - открытие Чемпионата, а я буду торчать в наряде. Приехал из Холодногорска Хабик (Хабибулин), сразу дневального «вздрючил». Заставил мыть всю казарму. Прилетел зам командующего истребительной авиации ПВО. С ним прилетел сын маршала Савицкого с адьютантом, будет поступать в училище.
     Без двадцати пять начпрод пришёл и разбудил меня, на кухне все сейчас ходят на задних лапках. Сапа с двух до шести «караулит» на аэродроме три МиГ-17. Их пригнали сюда из Тихорцка на Открытие Чемпионата.  В 8.30 открытие Чемпионата. Из Кореновска повалил народ, понаехало машин. Над трибунами прошёл МиГ-17 из Тихорецка, за ним ещё пара, над самой трибуной выпустили сигнальные ракеты. Потом прыгали парашютисты. Прыгали с плакатами, с горящими шашками. Один прыгал с тремя парашютами - выпускает один, отцепляется, от него, выпускает другой и так далее. Таскали Анцупова за Ан-2 «на верёвке».
     Начались соревнования, гражданские стали расходится. На кухню приехала машина, загрузили закуску, на складе взяли три ящика водки.

     Узнали новость – в Ханкале утром при полёте по кругу в районе второго разворота упал самолёт. Обломки самолёта нашли, курсанта нет. Это пока всё, что известно. Курсант первого курса.
     Приезжал к нам эстрадный ансамбль из станицы Платнировской – репертуар скудноват, но парни весёлые.
    Ночью немного попечатал фотки в каптёрке. Сегодня заканчиваются соревнования. Уже определились победители Чемпионата. Нас повели к трибуне принимать участие в награждении, в качестве зрителей.

     Чемпионом Первого Чемпионата ПВО по самолётному спорту стала команда Ставрополя. В личном первенстве победил капитан Шепилов с третьей эскадрильи. Ни одной медали не взяли спортсмены из Кази-Магомеда (АВВАКУЛ). Лётчики из Сальян заняли второе командное место. Иноземцев и ещё несколько человек получили звание «Мастер спорта СССР». Вручили грамоты почти всем начальникам нашего сбора «за отличную подготовку и проведение соревнований». Лейтенант Картуз получил кубок от местного райкома ВЛКСМ – «Самому молодому участнику».


* - на фото: - аэр.Кореновск - 02.07.75г.  Открытие Первого Чемпионата ПВО по самолётному спорту.
Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/01/30/1160


Рецензии
Интересно, что было тому инструктору, который выскочил, а курсант остался и вывел самолёт? Кстати, в Германии был случай, когда к-р звена по фамилии Кожар и его лётчик ушли в зоне из совершенно исправной спарки МИГ-15...

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   01.03.2020 20:10     Заявить о нарушении
Уважаемый, Василь Василич!
Точно я не знаю, что было с инструктором, но не думаю, что его наказали. Помню разговоры о том, что правильно сделал, - чего сидеть и уговаривать. Ведь, возможно самолёт и вышел из-за изменившейся центровки послу ухода инструктора. Такие случаи были. У нас в полку был случай на Як-28П, когда при затягивании в пикирование, лётчик давал команду оператору на катапультирование, тот не прыгал, погибли оба.
Случай про Кожара помню. Там была безадресная команда - "Пожар. Прыгай".
С уважением,
Геннадий Чергизов.

Геннадий Чергизов   01.03.2020 20:54   Заявить о нарушении