О кержаках с Нижегородщины

  Сударыня, староверы и старообрядцы - это разное.
Православные староверы не являются христианами.
Старообрядцы - это праведные (не православные!)
христиане, о чём я пишу в своём романе "Уход".

Здравия Вам и Света (просвещения).
Юрий Николаевич (Огонь Вед, Ведогонь)

Кержаки – этническая группа русских староверов. Это православные славяне дохристианской веры. В молитве обращаются к своим предкам и богам. Название - кержаки -  происходит от названия реки Керженец, впадающей в Волгу. На Нижегородщине были исконно русские земли. Люди жили по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые староверы  в России пенсию от государства не берут.

Преследуемые староверы бежали в Сибирь и на Алтай от царских и церковных преследование. После раскола Православной Церкви  Никон начал строить роскошные храмы, а на это деньги собирал  с верующих. Многие христиане не приняли  нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона – свои, у церковного хора было своё песнопение, и всё это они делали  отдельно. Время службы затягивалось, а у верующих людей было своё хозяйство, работать надо было в любое время года, чтобы выжить большим семьям. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно. Для поднятия экономики разрешили монахам в монастырях заниматься виноделанием, а где – вино, там нарушалось повсеместно благочестие. Христиане, не принявшие нововведения Никона, отошли от его церкви, стали называться старообрядцами.
 
Некоторые верующие из бедных кержацких семей приняли новую веру и церковные обряды Никона. Им деваться было некуда. Их стали называть «поповцы». Часть  богатых кержаков - промышленников остались верны старой вере, но так как они делали большие пожертвования на строительство храмов и церквей, то их не притесняли, закрывали глаза на их вероисповедование. Других же, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно. Праведные старообрядцы и православные староверы подвергались гонению на Руси и уничтожению.

Когда расправились с ними в  близлежащих  к Москве губерниях, очередь дошла до тех  мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов.  Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Кержаки бежали из родных мест, пытаясь скрыться от тяжести двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.

Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую губернию, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения староверов, убивали, сжигали заживо даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места. С Урала расселились по всей Сибири, дошли до Алтая и Дальнего Востока.
 
Ко времени эпохи Екатерины II значительная часть староверов  жила в районе современной Белоруссии и Украины, тогда это были земли Польши. Екатерина II, поскольку она заботилась о том, чтобы в государстве Российском поднять экономику, чтобы как-то жизнь улучшилась, была за то, чтобы переселить староверов из этих земель. Из-за границы переселить на многие пустующие земли России, в частности, Сибири. В 1763 году в сентябре она выступила в защиту староверов и старообрядцев. И вскоре после этих событий было издано несколько государственных манифестов, которые предписывали призывать, а в отдельных случаях, и понуждать староверов и старообрядцев переезжать в Россию. Им обещались какие-то льготы. И с того момента, с середины 60-х годов XVIII века (1764, 1765, 1766) началось переселение.
 
Значительная часть населения семьями либо отдельными деревнями была переселена в Сибирь, в частности, на Алтай. В Сибири к тому времени уже были староверов, которые как бы спонтанно сюда переселялись, бежали от гонений, притеснений. Они эмигрировали, бежали на Алтай с нижегородских пределов, противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь — «расейским» (российским).

Когда пришёл к власти Николай I, то началась эпоха  притеснений, гонений, обложения налогом. И тогда староверы и старообрядцы вынуждены были здесь уже скрываться, бежать в горную часть Алтая, шла миграция по всему Алтаю. Строили дома, жилье, храмы строили, часовни, занимались земледелием. Причем интересно, те исследователи, которые бывали в тех временах, поражались той скорости, с которой осваивались эти все некогда целинные земли. Некоторые гражданские чиновники цинично признавались: «мы думали, что вы здесь сдохнете, а у вас так все развилось: хлеба хорошие, даже лучше чем у остальных». И причем, у старообрядцев был интересен статус: они не имели статус ссыльных, хотя они фактически были ссыльными, а были государевы люди. Но все равно действовал принцип кнута и пряника: с одной стороны были какие-то льготы, а с другой стороны шло притеснение, старообрядцы были раскольниками, дискриминировались со стороны светских властей.

В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром. В результате советских преобразований общества  (атеизм, коллективизация, индустриализация, раскулачивание и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к общерусскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом.
 
Вообще-то старообрядцы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько безпоповских толков, то есть старообрядцы не приняли попа  в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы, это – приспособленцы, культработники от религии.

Все старообрядцы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском  языке. В ней прописано всё: кому,  что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье умерла самая старая бабушка. Оказалось, что эта книга больше никому из родных не нужна. Её пытались продать, но покупателей нет. Принесли книгу мне, назвали цену. Может быть, она и стоит столько, но у меня денег таких нет.

Даже в наше время старообрядцы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. В селе Алтайское заехали на базар, на заимках которого живут кержаки, но старообрядцы в этот день свои продукты не привозили. Они ведут домашнее хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают, но  общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения. Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. В наше время соблюдается у старообрядцев строгость во всех отношениях. Есть среди них поэты. Умение сочинять стихи – талант данный Богом, но воспевать любовь между людьми запрещено. Можно писать стихи, но только о природе, о птичках, о голубом  небе или о временах года.  А стихи и мысли о любви к человеку как бы загрязняют душу.

Староверы кержаки ведут и сейчас достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. Одним из таких правил считалось обязательное  перекрещивание стакана, при принятии его из чужих рук (в стакане могли обитать злые духи), также считалось обязательным после мытья в бане перевернуть тазы (в которые, также, могли поселиться «банные черти») и мыться исключительно до 12 часов вечера. Причём кержаки верили не только в Святую Троицу православной церкви, в их религии сохранились домовые, «банные черти», водяные, наяды, лешие и другая нечисть.

Мне нравятся у староверов их нравственные устои в жизни; чтобы ничего такого не было, что могло бы развращать душу, нельзя пускать грязные мысли в голову.  Староверы утверждают, что человеческое тело способно к регенерации. Если человек живёт по совести, правильно питается, знает истинные ценности, хранит традиции предков, то его сознание чисто, и может восстанавливать все органы и ткани, что приводит к хорошему здоровью и долголетию.

 Прошли столетия. Кержаки староверы впоследствии практически полностью ассимилировались  из-за общего происхождения. А позднее кержаками стали называть всех староверов и старообрядцев в противовес «мирским» — приверженцам официального православия.

Моя мама, Екатерина Михайловна Иванова (Черепанова), родилась 3 декабря 1915 года в Быстром Истоке, на Алтае. Её отец, Михаил Иванович Черепанов, был из семьи староверов кержаков ветви Филиппа Черепанова, прародители которого приехали на Алтай с Нижегородщины.

Род идёт от Василия Дмитриевича Черепанова, прибывшего в Быстрый Исток в 1763 году  в возрасте 43 лет вместе с 25-летним сыном Фёдором. В селе Быстрый Исток в то время насчитывалось  28 мужчин и 21 женщина. Среди них в переписи значится глава семьи - Василий Дмитриевич Черепанов, прибывший из Окутиной (Акутихи). В 1759 году он числился в росписи деревни Окутина. Можно сказать, что семья староверов кержаков добиралась до быстрого Истока через Акутиху.
 
Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, по архивным документам считаются «старожильческим населением».
 
Журналистка Надежда Владимировна Лисицына (Черепанова) сделала выписку жителей Быстрого Истока (за 1917 год) с фамилией Черепановы. Вот, если в переписи перед фамилией Черепановы написано «старожил», значит, кержак старовер. Здесь значится и  одна из ветвей нашего рода.

Список

1.Черепанов Александр Алексеевич – переселенец, землекоп: 2 члена семьи;

2. Черепанов Александр Фёдорович – сторожил (3 члена семьи, КРС – 2, свиней – 1, душевых наделов пашни – 1;

3.Черепанов Алексей Фёдорович –  плотник из Пермской области, 1901 г.р. – (членов семьи – 2, лошадей – 3, КРС 1, овец 2);

4.Черепанов Андрей Гаврилович – сторожил (8 членов семьи, 2 лошади, 2 коровы, 6 овец, 1 свинья, наделов пашни 2);

5.Черепанов Арефий Лазаревич – старожил (2 члена семьи, КРС 2, 1 надел пашни);

6.Черепанов Борис Филиппович – старожил, 1849 г.р. (5 членов семьи, 6 лошадей, 1 КРС, 4 овцы, 1 свинья, 4 надела пашни);
Прадед Надежды Владимировны Лисицыной (Черепановой)  прожил 104 года. Я была знакома с ним, хорошо помню его. Он был родным дядей моего деда, Михаила Ивановича Черепанова.

7.Черепанов Гавриил Тимофеевич (правильно – Филиппович, дед Виктора Ивановича – хирурга в Быстром Истоке) – старожил (7 членов семьи, 3 лошади, 1 КРС, 2 овцы);

8.Черепанов Григорий Алексеевич – старожил (6 членов семьи, 3 лошади, 1 КРС, 2 надела);

9.Черепанов Иван Филиппович – (брат Бориса Филипповича и мой прадед) – старожил (11 членов семьи, 4 лошади, 4 КРС, 2 овцы, 3 свиньи);

10.Черепанов Иуда Иванович – (сын Ивана Филипповича) – старожил (5 членов семьи, 1 надел пашни, батрачил на хозяина);

11.Черепанов Лазар Моисеевич – старожил (9 членов семьи, 4 лошади, 8 КРС, 10 овец, 4 свиньи, 2 надела пашни);

12.Черепанов Максим Николаевич – старожил (9 членов семьи, 4 лошади, 4 КРС, 5 овец, з свиньи, 3 надела);

13.Черепанов Осип Афанасьевич (правильно – Астафьевич – был отцом моего учителя Николая Иосифовича в Акутихе) – старожил (7 членов семьи, 4 лошади, 3 КРС, 12 овец, 3 свиньи);

14.Черепанова Анастасия Косьяновна – переселенка (5 членов семьи, 1 лошадь, 3 коровы, 5 овец);

15. Черепанов Пётр Григорьевич – старожил (6 членов семьи, 1 корова, 2 надела пашни);

16. Черепанов Архип Егорович – переселенец украинец из Воронежской губернии, 1899 г.р. (4 члена семьи).

В поисках членов рода исходящего от Василия Дмитриевича Черепанова прошли годы. Мне помогли в этом мама, Екатерина Михайловна, Надежда Владимировна Лисицына (Черепанова), внуки Иуды Ивановича Черепанова. Сначала я написала и издала книгу «Корни», было найдено 150 потомков моего прародителя. В книге «Религия и жизнь потомков Черепановых» значилось на картине «Древо рода» уже 225 потомка по разным ветвям. После издания книги, я отослала её родственникам по адресам, которые сообщили мне желающие узнать информацию о своих предках из рода старовера кержака Филиппа Черепанова и его брата Дмитрия Черепанова. Со временем нашлись  новые потомки, поэтому сейчас пишу другой вариант книги, в которую войдёт новая информация. Сюда же войдёт достоверная информация из Интернета о православных староверах кержаках.

На фото Древо Рода Черепановых.


 


Рецензии
Были ужасные гонения на людей, живущих богу угодной жизнью. И от кого гонения? От хякобы верующих людей в Христа, за душой от Христа ничего не впитавшие. Тихий ужас!!!
Вот и дожили до однополых браков, На дворе новые Содом и Гоморра.

Василий Рябов Слабов   24.03.2024 16:08     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик. Однополые браки были и в древние времена. Всё повторяется на новом уровне, в более жестокой форме. Рада Вам.

Алифтина Павловна Попова   24.03.2024 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.