Без мамы. Глава вторая

Продолжение. Начало в гл.1  http://www.proza.ru/2019/01/29/723

После  мамы  у  нас  началась  другая  жизнь.  Надо  было  каждый  день  топить  печь,  кормить  скотину,  доить  коров - вся  эта  работа  досталась  моей  старшей  сестре  Нюре   и  братьям  Ивану  и  Фёдору,  а  я  лишь  держала  большую  подвесную   лампу  на  дворе,  она  мне  казалась  очень  тяжёлой. 
Так  прожили  мы  месяца  два. 

Однажды  отец  собрал  нас   и  сказал,  что  скоро  к  нам  придёт  мама,  что  он  был  на  кладбище,   разговаривал  с ней,  она  очень  соскучилась  и  хочет   домой.   Мы,  младшие,  поверили  и  очень  ждали  этого  дня.  Правда,  на  улице  нам  говорили: «Ваш   отец  женится,  приведёт  чужую  маму.»

Наступил  месяц  май,  стало  тепло,  распускались  весенние  цветочки.  У  нас   в  доме  свадьба.  Наготовлено  много  всякой   стряпни,  еды,  даже  красное  вино.   На  улице  раздались  крики: «Свадьба  едет,  свадьба!»   Я  выбежала  на  улицу  и  увидела  несколько  лошадей  наряженных  цветами.  Народ   со  всей  деревни  сошёлся.  Все  идут  в  дом,  садятся  за  столы. 

Я  не  спускала  глаз  с  невесты,  понимая,  что  это  не  мама,  не  мама,  не  мама!   Нас,  младших,  проводили  на  печь,  дали  нам  пирогов  и  конфет.  Мы  как-то  отвлеклись,  но  вдруг  с  улицы  бежит  Федя  и  кричит: «Это  не  мама,  не  мама,  уходи!  Ты  не  мама!»  Его  подхватили  какие-то  дедушка  и  бабушка,  стали  уговаривать,  а  он  долго  плакал,  никак  не  мог  успокоиться,  а  потом  и  вовсе  убежал  куда-то  и  долго  не  приходил  домой.
 
Позже  я  узнала,   что  эти  дедушка  и  бабушка  теперь  будут  нашими,  не  родными,  но  наречёнными  жалельщиками.  Мне  так  хотелось,  чтобы  мама  пожалела  нас  и  спросила: « Как  вы  жили  без  меня?»   Почему-то  я  очень  ждала  этих  слов,  но  она  не  сказала  их  ни  в  свадьбу,  ни  после,  не  пожалела,  не  приласкала   никого  из  нас,  даже  самого  маленького  Бориску.  Он  же  тянулся  к  ней,  но  вскоре  тоже  понял,  что  это  не  мама.   
 
Жизнь  наша  постепенно  налаживалась.   Отец  со  старшими  братьями  много  работали  и  в  поле,  и  в  мастерской,  и  на  пасеке.  Мать  и старшая  сестра  убирали  скотину,  ухаживали  за  огородом,   я  мыла  посуду,  собирала  в  саду  яблоки,  резала  их  для  сушки. 

Осенью  я  пошла  в   первый  класс.  Начальная  школа  была  в  нашей  деревне,  а  учительница   Антонина  Александровна  Агуреева  была  родом  из  Пестяков.   Учительница  мне  очень  нравилась,  я  её  хорошо  помню.  Учёба  давалась  мне  легко.

Зимой  1931  года  наша  семья  попала  под  раскулачивание.  Я  помню,  как  у  нас  забирали  нажитое  имущество:  швейную  машину,  перину,  подушки, зеркало,  одежду,  самовар.   Со  двора  увели  всю  скотину:  коров,  лошадь,  овец,  забрали  всё  зерно,  есть  нам  было  совершенно  нечего.   

Отец  очень  горевал,  а  мать  всё  кричала: « Его  добро  берите,  а  моё  не   дам,  не  дам,  не  трогайте,  не  имеете  права!»   Я  не  понимала,  почему   у  нас  надо  брать,  на  чём  же  мы  спать  будем  и  что  будем  есть?  На  другой  день  приехал  тарантас  и  какие-то  люди.   Они  взяли  отца,  завернули  ему  за  спину  руки  и  увезли.  Мы  плакали,  а  мачеха  собрала  в  узелок  свои  пожитки  и  ушла  от  нас.

Прошло  около  двух  недель,  отец  вернулся  домой,  вступил  в  колхоз,  привёз  мать,  а  в  июле  у  неё  родилась  девочка,  назвали  её   Ирина.  Эта  девочка  и  стала  моей  полной  нагрузкой.  Родители  много  работали,  уходили  рано,  возвращались  поздно,  все  домашние  дела  были  на  мне    и  маленькая  сестрёнка  тоже.

Осенью  школу  в  деревне  закрыли,  всех  учеников  перевели   на  Белую  Рамень,  это  в  2-3  километрах  от  нашей  деревни.  В  3  классе   моим  учителем  стал  Иван  Иванович  Варламов.  Я  хорошо  помню  его:  невысокого  роста,  коренастый,  средних  лет,  носил  очки.   

Из-за  домашних  дел  я  часто  стала  пропускать  школу,  он  не  раз  приходил  к  моему  отцу,  они  долго  разговаривали,  я  слышала  их  разговор: « Вашей  девочке  нельзя  пропускать  школу,  она  отстанет  от  класса,  она  бы  могла  хорошо  учиться,  девочка  смышлёная»,    на  что  отец  виновато  оправдывался: « А  куда  же  младших  детей  девать?»

 Мачеха  постоянно  твердила  мне: «Не  в  учительницы  тебя  учить,  строчить  надо,  да  себя одевать,  на  отца  не  надейся!»   К  тому  времени  строчить  я  уже  умела,  меня  ещё  мама  научила,  как  мне  помнится,  лет  с  четырёх. Уроки  я  стала  пропускать  чаще,  а  вскоре  и  совсем  школу  забросила. 

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2019/01/31/571


Рецензии
Очередная тяжёлая жизнь. Да и жил ли когда-то наш народ сладко?
Бабушка рассказывала, что когда, в полдень, её отец и братья шли с поля, бедняки только просыпались. Вот таких трудяг и раскулачивали.
С уважением,

Лариса Малмыгина   20.02.2020 19:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!
Мама всегда удивлялась, почему отца, который всё нажил своим трудом, раскулачили, и каждый раз добавляла: большой дом под железной крышей, четыре окна по лицу-это была веская причина, чтобы причислить хозяина к классу врагов народа...
С уважением,

Эльвира Гусева   20.02.2020 22:10   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.