Организация ночлега в велопоходе

Мы расположились на нашей велобазе в дачном массиве неподалеку от села Русская Лозовая, что под Харьковом, и с удовольствием слушали неторопливый рассказ  нашего друга, бывалого велотуриста Сергея о его  многочисленных велопоходах. Сегодня он нам рассказывал о том, как правильно организовать ночлег в велопоходе . Итак…

«Велогараж» с сигнализацией и другие вечерние хлопоты.

Велосипеды на ночь ставятся боком один к другому, для компактности чередуя багажники и рули. То есть руль одного велосипеда располагается над задним багажником другого. Между собой всех «коней» «стреноживают» велозамком с длинным тросом (это один из Основных Законов Ночлега) или даже пристегивают, скажем, к дереву. Плюс замыкают на обычные велозамки по два-три велосипеда между собой – особенно крайние велосипеды.

«Велогараж» располагают так, чтобы его было видно из входа, по крайней мере, одной палатки. Если их несколько и место позволяет поставить «походную недвижимость» по кругу входами одна напротив другой, то велосипеды, застегнутые на замок, размещают посредине этого круга, не загромождая при этом входы в палатки. В дополнение к велозамкам сверху на веломашины ставят своеобразную ночную сигнализацию. То есть после ужина расставляют на них пустые консервные банки. металлические миски, кружки с ложками, пустые котелки и другие «шумные» предметы.

Тогда при попытке местных злоумышленников ночью украсть, допустим, велосипед пустая тара упадет, создаст шум и разбудит мирно дрыхнущих без задних ног велотуристов. И сон в летнюю ночь не превратится в «шмон в летнюю ночь». Правда, украсть могут котелки и прочую ценную «велосигнализацию». Рюкзаки прячут от дождя в застегиваемых тамбурах палаток, а топор дежурные кладут под полиуретановый коврик у входа в свое застегнутое походное жилище.

Если для всех велорюкзаков в палатках или тамбурах места не хватает, то рюкзаки оставляют пристегнутыми к багажникам велосипедов. Предварительно из велорюкзаков вынимают все ценное, застегивают все клапаны и карманы, после чего накрывают полиэтиленом от дождя, закрепив его, скажем, эспандерными резинками, дабы пленку ночью не сорвало ветром.

Продукты за пределами палатки оставлять нежелательно, чтобы запахом не привлечь диких и домашних животных. Они могут с удовольствием (или без удовольствия) переполовинить туристские запасы, даже если для этого придется разорвать зубами и когтями стенки велорюкзаков и их карманы. Например, в одном из пустынных велопоходов высшей категории сложности некая «несознательная» лиса в безуспешной попытке добраться до харчей не постеснялась ночью разорвать зубами даже стенку походной «опочивальни»! Другими словами «Тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать!».

Ну вот, с велосипедами и продуктами разобрались, поужинали, помыли посуду, почистили зубы, поболтали у костра – пора спать. Наверное, следует уточнить, что именно входит в понятие «поболтали у костра», поскольку даже такая «болтовня» должна приносить пользу.

Скажем, дежурные должны услышать от завхоза какие именно общие харчи (крупы и прочее), находящиеся в их рюкзаках, и в каком количестве они могут и должны использовать утром для приготовления завтрака на всю группу.

Казначей должен отчитаться перед группой за каждую потраченную накануне копейку из общих денег.

Руководитель должен подвести промежуточные походные итоги и обсудить с участниками похода задачи и планы группы на завтра. Если надо, он может тактично и доброжелательно провести краткий «разбор полетов» прошедшего дня (без разносов и угроз «убить провинившихся!»). Как известно, окончательный разбор похода проводится после путешествия, где каждый член группы будет иметь возможность в тактичной форме всем высказать всё, что посчитает нужным.

А пока что руководитель, «не расчехляя хлебальник» и не повышая тона, может шутливо и по-доброму указать на ошибки или промахи тех, кто «нечаянно или чаянно вылез из оглоблей» (предварительно начав с положительных качеств участника), выступить справедливым третейским судьей в недоразумениях между участниками, обязательно похвалить отличившихся и исправившихся и т.д. И непременно подбодрить неуверенных в себе и уставших туристов.

При этом не надо скупиться на добрые слова, нужно замечать даже самые мелкие причины для похвалы (особенно у новичков), пусть даже это будет аванс. А уж отмеченный добрым словом (которое, как известно, и кошке приятно) участник «будет постараться» оправдать доверие и хорошее к нему отношение. Лучше лишний раз похвалить, чем обругать! (И не только вечером, но и в течение дня).

И вообще – при взаимоотношениях всем участникам похода важно помнить, что лучше лишний раз улыбнуться, чем огрызнуться. И что гораздо выгоднее вовремя разрядить обстановку шуткой, чем ответить на колкость еще большей грубостью. Иными словами, будьте взаимно вежливы! Все просто – не поступайте с другими так, как вы не хотели бы, чтоб поступили с вами. А все ваши добрые дела и поступки рано или поздно возвратятся к вам же десятикратным добром!

Сон в летнюю ночь (не по Шекспиру).

Как правило спать ложатся ближе к 22 часам, но если назавтра предстоит штурм перевала и подъем назначен на 4 или 5 часов утра, то отбой может быть и в 20 часов. Когда «птички затихают в саду и рыбки засыпают в пруду» тушат костер  и все идут «на горшок», затем ложатся в «люлю». Спят обычно головами к выходу из палатки (если выход один и расположен в торце «опочивальни»), чтобы можно было ночью, не вылезая из спальника, выглянуть из палатки и убедиться в наличии велосипедов в ночном велогараже. И не просто спят, а иногда параллельно занимаются сушкой постиранных вечером вещей (если в этом появилась крайняя необходимость).

Например, носки можно до утра высушить внутри спальника, скажем, положив их сверху шерстяного свитера себе на грудь (поскольку шерсть даже мокрая греет). А коврик под спальным мешком в сочетании со спальником – это утюг и сушилка. Допустим, постиранную и выкрученную веломайку вы кладете вечером в расправленном виде на пенополиуретановый коврик, сверху – спальник, а в него залезаете сами. К утру веломайка сухая и даже выглажена в некоторых местах. Правда, спальный мешок в тех же местах влажный.

Мокрая обувь быстрее высохнет, если внутрь натолкать газет или бумаги (например, туалетной), которая легко впитывают влагу, а затем повесить обувь на сквозняке. Затем через некоторое время вместо намокшей бумаги нужно натолкать сухую. А на ночь кроссовки лучше спрятать от дождя в застегнутом тамбуре либо за неимением такового – под полом палатки у входа.

Иногда ваш драгоценный сон может неожиданно прерваться ливневым дождем. О том, что на улице ливень вы легко догадаетесь по льющемуся под ваш спальник потоку воды. Поэтому, если, проснувшись ночью в палатке, вы вдруг обнаружите, что лежите не только в спальном мешке, но еще и в воде, не пытайтесь убедить себя, что это сон. Скорее всего, сие означает, что в результате продолжительных дождей уровень воды в речке значительно поднялся, и вода затопила продуваемую ветром отмель или островок, на котором вы расположились на ночлег, спасаясь от комаров.

Как правило, бессонницей в походе никто не страдает, ибо после целого дня педалирования сон приходит очень быстро и считать про себя верблюдов нет смысла (Велоюмористы советуют, что лицам, страдающим бессонницей, дабы заснуть в два раза быстрее, нужно считать по два верблюда сразу. ). Лучшая колыбельная песня – успокаивающий шум горной, горно-таежной или таежной реки.


Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252


Рецензии