Кто такой Раб Божий?

   Одна из моих корреспонденток написала мне: Раб Божий – это всё равно раб! Не вижу смысла в устаревшей терминологии, зачем выкручивать из нее по капле оправдание и образность, не соответствующие истинному определению слова "раб".

Вот что я ей ответил.
Уважаемая Д…!
Рискую снова навлечь на себя Ваш гнев, но всё-таки хочу объяснить Вам, что выражение «истинное определение» не имеет смысла. То есть, оно означает, что в каком-то сообществе принято такое понимание, связанное с привычным контекстом. И не более того.
Попробую рассказать Вам об одном из контекстов выражения «раб Божий», который позволяет осознать современная наука. Не удивляйтесь, ведь для христиан наука – это один из путей познания Славы Божьей.
Бог христиан обладает абсолютным, а потому непознаваемым Совершенством и Величием, поэтому расскажу лишь о своих, по-человечески ограниченных  ассоциациях, связанных с этим словом. – Во-первых, я думаю о величии созданного Им Мироздания. Моё слабое воображение не способно представить расстояние в 150 миллиардов световых лет. – Таков, примерно, размер доступной человеческому исследованию Вселенной. Для меня и планета Земля очень велика, ведь в день я могу пройти 20, максимум – 30 км. Грандиозны и прекрасны горы и океаны, величественны степи, леса и пустыни. Но любое, представимое мной расстояние, которое я могу одолеть с помощью самых совершенных технических средств, свет преодолевает за сотые доли секунды. А тут свет идёт 150 млрд св. лет. – Вот это масштаб! Каковы же звёздные системы, Галактики и Метагалактика? Как неисчислимы загадки их, какие невообразимые тайны совершенства скрывает их природа? Как подумаю об этом, просто дух захватывает!
Но современные космогонические теории говорят о том, что наша Вселенная – это всего лишь малый пузырёк Мироздания. Инфляционная модель Андрея Линде изображает нашу Вселенную как маленькую ягодку на огромной грозди, состоящей из других Вселенных, с другими физическими и прочими законами, с другим пространством и временем, с бесконечным количеством и разнообразием форм. Сколько их, этих Вселенных? – Бог весть!
Но Мироздание беспредельно и в глубину! По гипотезе Фридмана, каждая мельчайшая частица (каждый электрон или, допустим, нейтрон) может являться представлением в нашем мире целой Вселенной, т.е. входом в другую Вселенную, такую же величественную и сложную, как наша. А в тех Вселенных, которых столько, сколько электронов в нашем мире, может быть, тоже частицы скрывают в себе подобную глубину? Ограничена ли эта невообразимая «матрёшка» Вселенных?
То, что написано выше – это лишь малый фрагмент открывающейся картины. Есть множество теорий, заглядывающих в глубину Мироздания, они могут обогатить наши представления не только о физическом мире, но и  биологическом и психическом.
Вы спросите – а при чём тут, собственно, Бог? – Везде в Мироздании, во всех его областях, чувствуется единая системность, удивительная согласованность, сочетание свободы и случайности с законосообразностью. Везде чувствуется единая Воля Творца…
Есть ли термин, достаточно уничижительный, чтобы описать физическую ничтожность человека в этой немыслимо громадной и сложной постройке? – Если Земля – это невидимая пылинка, то что же такое человек? Но как возвышает человека Дух и Разум, дарованный ему Господом! Подумать страшно, я причастен к великому Творению Божию, я способен осознавать Величие Господа и Славу Его, даже служить Ему могу! Даже стать соработником Его могу! А могу не стать и пребывать в состоянии ниже всякого рабского…
И этот Величайший из Великих, Сам Господь Бог вочеловечился! Он принял Крестную муку за нас, чтобы указать на Путь к спасению, и Он продолжает страдать каждый раз, как мы сбиваемся с этого Пути! – Это являет мне опыт христианской веры…
Вот о чём я думаю, когда со слезами радости говорю: Господи, я раб Твой недостойный и грешный! И «раб» здесь – это слово благодарности. Благодарю Тебя, Господи, за великие неисчислимые дары, которых Ты удостоил меня!

Январь 2019


Рецензии