Наука и религия

Все-таки меня очень волнует проблема антагонизма науки и религии. С давних времен и по сей день не прекращается этот глубокий в своей основе конфликт. Вера и знание как бы не могут сойтись, по заверениям скептиков и атеистов ты либо веришь и значит отбрасываешь разум, либо же опираешься на факты и используешь логику. Сама наука, по мнению ее поклонников, должна решать все важные проблемы бытия самостоятельно, а потому не нуждается ни в какой вере и иррациональном истолковании мира. Позитивизм делает упор на строго рациональной методологии познания, где мы должны оперировать фактами. По мнению позитивистов, наука является надежным и достоверным способом познания мира. В позитивизме наука ставится даже в некий противовес  духовным и иррациональных методам исканий, а интеллектуальное знание как бы устанавливает свой диктат над всем духовно-экзистенциальным и душевно-чувственным. Современные апологеты строго научного метода познания мира всячески  насмехаются над религией, настаивая на том, что наука дала миру все блага прогресса, а религия будто бы только подавляла разум человека и не давала ему вздохнуть свободно. Истоки этого взгляда на религию идут еще со времен эпохи Просвещения, когда философы-материалисты ниспровергали божество и церковь ради торжества свободного разума человека. «Бог умер» - подвел итог всему этому Ницше, так как уже во всю шествовал нигилизм и материализм. Хотя, я бы сказал, что на место антропоморфного бога люди поставили новых идолов – Власть, Капитал и Секс. Люди захотели всего лишь предаться безграничному потреблению и отбросить все границы, которые им ставила до этого религия. Вера в науку и неминуемый прогресс с завершением истории неким «райским концом» суть новая форма религии. Утопии идеального мира стали пытаться воплотить в жизни и пролились реки крови для их реализаций. Воинствующий атеизм и идея высшей расы неких сверхчеловеков пролили в итоге гораздо больше крови, чем христианство во времена инквизиции и ислам во время завоевательных обращений «неверных» (джихад). Наука была поставлена на службу определенным высшим целям, где человек мог быть использован как средство и напрочь отвергались морально-этические ограничения. Если в Средние века наука и философия были послушными служанками господствующей тогда теологии, то затем обе переметнулись служить новым идолам – идее нации, «супер-людей», диктатуре пролетариата и прочим. Сейчас все поставлено на службу бесконечных желаний массового потребителя, который поклоняется вещам. Если в глубокой древности царил тотемизм и фетишизм (вера в силу амулетов, талисманов, дух предков), то теперь люди стали верить в «успех», маркетинг, гороскопы, политику, национализм , а также магию и оккультизм. Да и возник так называемый «товарный фетишизм», то есть господство вещественных отношений в жизни людей, стирание человечности и чуткости, взгляд на другого человека как на заменяемый товар. О каком уж тут рациональном мире мы говорим, если до сих пор есть войны и голод, эпидемии и экологические катастрофы.

Наука сама по себе нейтральна и не дает гарантий того, что будет улучшать мир во всех аспектах. Да и нет у науки именно такой задачи, так как ее призвание именно в познании мира и его законов. Этические вопросы как раз поднимает философия и религия в ее изначальном смысле. Если отбросить мифологию и отдельные устаревшие моральные догмы, то религия в целом учит нас любви, состраданию, умеренности и воздержности. Я не вижу тут никаких противоречий с наукой, просто  это разные области человеческого бытия. Та же психология как «наука о душе» по сути изучает внутренние конфликты человека, его субъективный мир, в то время как естественные науки изучают внешний мир объектов. Наука не ставит вопрос о смысле жизни человека и не пытается на него ответить, а лишь предлагает разные методы познания внешней реальности. Психология, философия, религия и этика ставят вопросы о свободе воли, личных границах, экзистенциальных проблемах и взаимоотношениях между людьми. Вот, например, искусство уже как бы опирается на чувственно-душевную сферу человека, оно не дает какие-то факты и не заставляет смотреть одинаково объективно на творение художника. Да и обладание знаниями еще не означает, что вы стали человечнее. Важно учить людей пониманию и осознанности, целостно смотреть на мир и самостоятельно искать ответы. Искусство дает нам эстетическую пользу, религия – этическую, наука - интеллектуальную. А вот философия уже вбирает  в себя все и ставит проблему бытия человека, его место в мире, а также учит житейской мудрости. Научная философия ищет новые пути в научной сфере, в то время как религиозная философия как бы выходит из догмы определенной религии , она ставит общечеловеческие этические и метафизические вопросы. В диалектике Гегеля вначале идет борьба, а затем происходит снятие конфликта путем синтеза. Скорее всего зачатки этого синтеза духовного и материального мы видим в искусстве, а также в свободных духовно-философских поисках, то есть именно в творческой деятельности человека.

Таким образом, через философию, психологию и искусство мы ощущаем как бы снятие конфликта между религиозным и научным мироощущением, ведь нами задействованы все наши сферы интеллекта, чувств и, конечно же, интуиция. Современный экзистенциальный вакуум люди пытаются заполнить новомодными эзотерическими сказками, верой в магию и спиритизмом. Человек нуждается в вере, как  и в знаниях. Можно знать сколь угодно много о мире, но это лишь песчинка перед вечностью, всегда нами непознанной и загадочной. Вопрос в том, будет ли у нас гуманистическая религия, где не будет жестких догм , а также деления на "верующих" и "неверных". Упор должен быть сделан на космическом мироощущении и личной ответственности человека за свою судьбу. Наука не ставит экзистенциальные вопросы и не обращается к отдельно взятому человеку, это делает как раз религиозная философия и экзистенциальная психология. Я считаю, что наука должна служить благородным гуманистическим целям, где человек не средство и не приносится в жертву ради счастья будущих потомков. Биологизм , фрейдизм и социальный дарвинизм должны быть отброшены, а человек должен рассматриваться как весьма сложное существо, обладающее своим уникальным внутренним миром. Религия может как стать оружием в руках фанатиков, так и мощной объединяющей духовной основой для всего человечества. Глупое отбрасывание религий как многовекового опыта приводит лишь к новым формам фетишизма или нигилизму, так как опустошенный внутри человек желает скорее закрыть свои духовные проблемы чем-то извне, как правило зачастую используя уже готовые преподносимые ему «духовные товары на выбор» . Нигилизм провозглашает некий идеал гедонистичного человека, которому все позволено и все разрешено, этика и эстетика попираются как «ненужные святыни», мешающие смелым экспериментам нового «человекобога». Вывод такой, что если раньше люди подавляли свой разум из страха перед могущественными божественными силами и сверхъестественным, то теперь они воздвигли себя на место ниспровергнутых ими идолов, а также деньги и вещи в целом. Но все это глупости, не имеющие никакого отношения к подлинной сути религии и вопросе о бытии Бога. Человек просто оказался вначале испуганным ребенком перед непонятными ему силами Матери-Природы, затем в более старшем возрасте стал остро нуждаться в некоем небесном отце-попечителе, а потом вдруг захотел бунтовать против авторитетов и как подросток стал своевольничать, ставя себя в центр всего (отсюда инфантилизм и эгоцентризм). Когда же человечество повзрослеет, то духовное и материальное не будут превозноситься в ущерб другому. В будущем  во всех аспектах  нашего бытия (науке, религии, философии, искусстве) мы будем уже вполне осознанны, конфликты сгладятся, откроются новые горизонты.

_______________________

Мир вам и добра! С уважением, ваш автор.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Владимир!

С нескрываемым интересом прочитал, точнее "просмотрел", несколько Ваших статей. Вывод: затрагиваемые Вами проблемы важны и своевременны; освещены они логично и убедительно; самостоятельность мышления - Ваш мощный потенциал, он гарантирует предстоящие успехи и, уверен, не только на поприще курьера или историка.

Доброго Вам пути.

Михаил Михайлович Рожин   10.03.2019 18:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! Благодарю за ваше внимание к моим статьям и добрые пожелания!

Владимир Савельев 1   10.03.2019 19:12   Заявить о нарушении
Извините. Присоединяюсь к пожеланию.
К Владимиру:
Прочёл свежий Ваш текст Ленин о национальном и колониальном...
понравилось направление мысли, устремляющее к опоре на уже имеющиееся понятия, простые.

Если и другие так научатся - было бы хорошо. Если сможем объяснять социальное языком 19 века-тогда и будет выполнение критерия о понятности. В языке того века всё есть.

Мой сборник Триз... стал ценить больше именно за возможность научиться понятной простой логике.
Успеха.

Георгий Сотула   19.10.2019 01:28   Заявить о нарушении