Загадка моей семьи часть 6

Как я писал в 5-й части, что расследование закончил не оправдались и похоже мне от этого не избавится так как меня преследует постоянно какая то напасть. Я еду отдыхать или, что то делать и мне постоянно (уже в течении 2-х лет) попадаются места связанные с Воронцовыми и Воронцовыми - Дашковыми. Да отец мне много рассказывал про этот род и что мы к нему имеем отношение.  это доходило до того, что я их просто ненавидел (как мой младший сын сейчас), но в данном случае пойдет рассказ о поместье в Быково Раменского района Московской области в которое я попал случайно.
Начинаю свой рассказ с того, что в октябре 2018 года был приглашен на свадьбу в город Ростов на Дону. Под конец свадьбы моя двоюродная сестра пригласила всех родственников кто пожелает к себе в загородный дом в Подмосковье. После небольшого совещания среди родни, я понял, что к ней приедет три семьи в том числе и наша. Приехали домой в Армавир и сразу заказали билеты на самолет в Москву и обратно. В итоге 30 декабря мы были в Москве, а точнее в селе Зюзино.
31 декабря решили скупиться и поехали на автомобиле в сторону МКАДа, при возвращении обратно, я увидел указатель «Быково 3,5 км».

5-го числа уговорил сестру заехать туда на пол часа и вот мы в Быково.

Меня поразило, что на территорию парка на автомобилях заезд запрещен, а на входе висит баннер с изображениями лиц бывших во дворце, но Иллариона Ивановича портрета не было, а сверху написано «Дворец Воронцовых –Дашковых». Далее по дорожке мы дошли до дворца, мы шли по прекрасному заснеженному парку. При подходе к дворцу я был поражен, что он построен в европейском стиле. На входе во внутрь проход был запрещен и обтянут лентой типа «Зебра» с надписью ведется реставрация. Замок находится на возвышенности и выложен из красного кирпича с двумя башнями, а по центру на самом верху расположен герб. Я начал внимательно всматриваться и меня поразило, что на гербе по обе стороны отсутствуют лошади, а без них герб похож на Воронцовский, но не полностью. Мы с женой начали его рассматривать и вдруг жена меня поправила и указала, что на небольшом расстоянии от герба находятся две лошадиные головы. Тогда я с ней согласился, что это герб Воронцовых - Дашковых.  Мы обошли дворец, а с обратной стороны  было много народа и люди катались на санках, санях – таблетках и всем, что можно катались с довольно большого пригорка. Моего младшего сына как подменили, вначале он не хотел идти и посмотреть дворец, но когда он увидел пригорок и какая то женщина предложила ему, что то вроде санок. Мы его не могли забрать, ведь для нас жителей Кубани такое обилие снега большая редкость.
С обратной стороны я начал рассматривать дворец. На верху в центре тоже был установлен герб и тоже без лошадей, четко были видны две башни, а под гербом находился балкон, он стоял на четырех колоннах и на этих колоннах его как бы поддерживали четыре нимфы. После катания мы пошли погулять по прекрасному парку, где чувствовалась ухоженность и красота Подмосковной природы. По парку гуляло много народу в основном на лыжах.
Мне до глубины души приятно, что такая жемчужина России сохранена, но жаль, что я не побывал внутри.
Приехав домой, я заинтересовался этим дворцом так как отец мне о нем ни когда не рассказывал. Про Новотомниковский, Алупкинский и где то под Питером и другие мой дедушка и отец мне рассказывали (Новотомниковский косвенно, они рассказывали мне , что в Тамбовской губернии. В последствии я вычислил по документам которые мне достались по наследству) , но про Быково никогда ( о Быково, я узнал из интернета когда начал расследование после операции моему младшему сыну). Вот я и решил выяснить почему из рассказов моих предков про этот дворец ни чего не было сказано.
  Я начал свое расследование. Вначале наткнулся, что данная территория когда то принадлежала Дмитрию Донскому. Потом в 1704 году Петр первый подарил эти земли малоизвестному дворянину Иллариону Воронцову и сохранялись за Воронцовыми до Екатерининских времен так как в этот период они попали в опалу, но здесь похоже маленькая неточность, а в смысле как могла Екатерина вторая подарить имение принадлежавшее семье Воронцовых.
Вот в чем собака зарыта? А все оказывается довольно просто, у Иллариона Воронцова было три сына Роман, Михаил и Иван. Старшего и младшего сыновей мы трогать не будем. Возвышению и обогащению семьи помогли  заслуги второго его сына — Михаила Илларионовича, способствовавшего восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. Женившись на Анне Скавронской (двоюродной сестре императрицы), породнился с царским домом. Так вот Елизавета Петровна сильно покровительствовала Михаилу и известно много случаев, что он свои дома и поместья прогуливал. Вначале Елизавета выкупала и дарила их обратно Михаилу Илларионовичу, но это не могло быть постоянно и она придумала такой вариант. Она выкупала земли и дома, но ими продолжал пользоваться Михаил, то есть официально (документально) все принадлежало царской семье, а формально этими угодьями пользовался Воронцов. Так вот после смерти Елизаветы Петровны в 1861 году земли и строения отошли царственной семье в данном случае Екатерине второй и она  в 1762 году Быковские земли пожаловала М. М. Измайлову — участнику переворота 1762 года и московскому главнокомандующему. В этот период Измайлов на этой территории начинает строительство дворца, характерно то, что дворец стоит на возвышенности, но эта возвышенность не природная, а искусственная. Измайлов приглашает для строительства замка двух архитекторов В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, которые построили величественный двухэтажный дворец на искусственном холме.
При исследовании возник вопрос как же дворец достался Воронцовым и Воронцовым – Дашковым? Ответ очень прост, у самого М.М. Измайлова детей не было, а когда умер его брат Иван он взял на попечение себе его дочерей Авдотью  и Ирину (Арина). Авдотья вышла замуж за князя Голицына, а Ирина за графа И.И. Воронцова. По наследству имение Быково перешло Ирине и ее мужу Иллариону Ивановичу Воронцову. Ее муж умер в год рождения их единственного сына Ивана.
Небольшое отступление, когда Екатерина Романовна Дашкова (в девичестве Вороцова) потеряла своих детей и род князей Дашковых престал существовать. Она решила, что бы кто то из ее братьев добавил приставку – Дашковы, но два брата ее так любили, что на отрез отказались. Вот тогда и пригодилась Ирина Ивановна Воронцова, Дашкова предложила добавить к фамилии Воронцовы приставку Дашковы и большое наследство. В 1807 году с соизволения императора Александра первого Ирина Ивановна приняла (за своего ещё несовершеннолетнего сына) предложение княгини Е. Р. Дашковой присоединить к своей фамилии фамилию Дашковых и именоваться впредь графом Воронцовым - Дашковым. Благодаря этому после смерти княгини Дашковой в 1810 году Иван Илларионович получил и большую часть её наследственных имений.
Итого получается, что владелец поместья Быково становится Иван Илларионович Воронцов – Дашков. Его сын Илларион Иванович в 1855 году приглашает в усадьбу архитектора Бернара де Симона, который частично переделывает дворец и делает величественные интерьеры, который дожили и до нашего времени. В это период  на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом «Semper immota fides» (лат.«Вечно непоколебимая верность») без двух лошадей по бокам.
Последним владельцем Быкова был Николай Ильин — инженер-путеец. В 1874 г. Ильин приобрел у Воронцовых - Дашковых эту усадьбу.
Вот так проведя небольшое расследование, я выяснил почему мне мои предки не рассказывали про это имение и этот прекрасный дворец в окрестностях которого жители Москвы и Московской области любят проводить выходные дни.
31.01.2019 г.
С.Б.Кононенко


Рецензии