Всё не напрасно

Мои невыдуманные истории

Татьяне Алексеевне Мариной посвящается


Гуляли как-то с племянницей сентябрьским вечером, болтали о разном. Неожиданно она говорит: «А не съездить ли тебе в Алмату? Там в горах есть школа йоги, занятия ведёт классная женщина. Альпинистка, автор методики детоксикации. В Интернете её нашла». О, Небеса! При чём тут йога? Какая женщина? В мои планы это вовсе не входило, я уже  и так потихоньку осваиваю  начальные асаны этой  древней системы оздоровления. Но есть один нюанс.  Племянница имеет на меня необъяснимое магическое влияние. Бросит невзначай странную идею, и вскоре я  начинаю  её реализовывать.


Прошло месяца полтора после того разговора.  Вдруг до боли в сердце захотелось в Алмату – город, где прошло детство. Как-то поздним вечером, когда моё Сознание угомонилось, «свернулось калачиком», чтобы отдохнуть от дневной суеты,  на подиум вышло Подсознание и ка-а-а-к заработало!  А у меня дел по горло, отпуск не предвидится, давление скачет – ну какая Алмата, какая йога! Если только на недельку на новогодние каникулы…Дня два-три йога, а потом  вниз, в город, в кафе с подружкой, шопинг, кино.


Подсознание с Сознанием боролось недолго. Вскоре я как бы «случайно» оказалась на вокзале и также «случайно» купила билет на скоростной поезд «Тальго». Ночь в пути – и 29 декабря  буду на месте. Странно, конечно, не в моих правилах встречать Новый год вдали от дома. Да ладно, один раз живём, всё надо испытать.


Время пролетело, пора в дорогу. Собран огромный рюкзак. Он такой настоящий, с разными отделениями. С множеством карабинов и надёжных ремней. Приобретён был когда-то для длительного путешествия по Индии, а теперь вот поедет в горы Заилийского Алатау. В него с успехом могла бы поместиться вся моя жизнь. Когда на вокзалах и аэропортах я появлялась с этим грузом на спине, соотношение моего роста и величины рюкзака было явно не в мою пользу. А, может, наоборот, в мою! Всегда находились люди, искренне предлагающие свою помощь по перемещению  этого  серого великана.


Так случилось и в этот раз. Только я предъявила документы проводнику поезда, он кликнул своего напарника: «Талгат, помоги даме занести вещи в вагон!». («Дама» и рюкзак – ха-ха-ха), Талгат помог.  В купе ввалился сначала мой рюкзак, а потом уже я. Не успев сказать традиционное: «Добрый вечер!», я услышала эмоциональные возгласы пассажиров: «Вот так встреча! Ура! Мы едем вместе!». Это была моя хорошая приятельница. Ирина с дочерью ехала в Алмату, чтобы затем  всей семьёй лететь на новогодний отдых в Таиланд. Видимся с ней мы не часто, но все встречи случаются при неординарных обстоятельствах и запоминаются надолго. Вот как и эта. Пообнимались, порадовались, познакомились с четвёртым пассажиром – двухметрового роста красавцем Андреем,   сотрудником департамента по чрезвычайным ситуациям (возвращался домой после успешной зашиты диплома в нашем политехе). Нормальная компания. Хорошо пообщались и улеглись спать.


В казенных местах заснуть получается редко. Так было и в этот раз. В разгар ночи я вдруг поняла, что поезд стоит. Странно, он же скоростной, идёт до конечного пункта без остановок. Может, переезд на пути, ждём встречного? Хотя вряд ли, никаких стоянок для этого маршрута  быть не может. Решила узнать всё у проводников. Пассажиры безмятежно спали. Дежурный вежливо пояснил, что по непредвиденным техническим обстоятельствам поезд ненадолго остановлен, для паники повода нет, и посоветовал вернуться в своё купе.


К утру народ начал просыпаться. Возникло массовое волнение – почему поезд стоит? По громкой связи начальник состава объявил, что ночью сошел с путей товарняк, груженный углем, и преградил всё движение. Жертв нет, идут восстановительные работы. Как только они завершатся, поездам будет дан зелёный свет. И тут началось. Впервые я видела такую позорную беготню представителей сильного пола. С разных вагонов мужчины бросились в вагон-ресторан, скупая всё, что попадало на глаза. Особенно повезло пиву, чипсам, кириешкам, мясным бифштексам, бутербродам и воде. С битком набитыми едой пакетами они расползались по вагонам, довольные, что обхитрили всех остальных, Ужасная картина!   Как же, как можно сидеть в купе и поедать ресторанную пищу на глазах  своих растерявшихся в ситуации соседей. Чуть позже начальник поезда озвучил свое решение –  вся еда и питьевая вода, которая имеется в ресторане, отпускается только матерям с детьми, беременным женщинам и диабетикам. Учитывая статус поезда – скоростной – пассажирам не было нужды впрок запасаться перекусом на эту поездку: ночь в дороге – и мы на месте. А случилось, как случилось.


Волнения пассажиров усилились, когда стало понятно, что отсутствует сотовая связь. Многие уже реально  не успевали на международные рейсы. Девушка из соседнего купе плакала навзрыд – её родители улетят в Эмираты без неё. Но больше всех расстроился Хирург. Он успешно провёл в нашем городе уникальную операцию и возвращался домой, где его ждал пациент с тяжелейшей патологией. На 11 часов была назначена операция с  участием Хирурга и он просто места себе не находил от  невозможности что-то изменить.


У кого-то неожиданно ожил телефон, его срочно передали Хирургу. Тот  так кричал по телефону своим коллегам, что все пассажиры замолчали вмиг, как по команде. «Наркоз не давать!!! Наркоз не давать!!! Операцию отложить! Состояние больного – под особый контроль!». Потом Хирург  стал призывать проводников срочно открыть ему дверь: он пойдет пешком до ближайшего населённого пункта, найдёт машину, там будет связь, вызовут вертолет. Больной накануне доставлен в больницу из далёкого селения, ждал своей очереди около года. У него редкий сложный диагноз, откладывать операцию нельзя!  Все наши проблемы на его фоне стали выглядеть совсем незначимыми. А за окном бескрайние снега, воет ветер, метель. Никаких полустанков, никаких накатанных дорог – сплошное белое покрывало до самого горизонта.


Проводники, не поддаваясь общей панике, вежливо отвечали, что в чрезвычайной ситуации, подобно нашей, двери блокируются автоматически, выход из вагонов ради безопасности пассажиров категорически запрещен. И  убедительно просили всех занять свои места. Постепенно страсти улеглись: не конец  ведь жизни, тепло, светло и не так уж голодно.


Вылеты всех, кто опоздал, перенесут на следующие рейсы, с родителями девочка встретится на день позже. И Хирург проведёт важную операцию чуть позже. Пошли в ход весёлые анекдоты, поскребли по сусекам попутчики – кто орешки в кармане нашёл, кто ржаные хлебцы – всё на общий стол.


Неожиданно «за бортом» появились мужчины. Стучали в двери, просили открыть. Оказалось, что перед нами стоит пассажирский поезд, обычный, не такой комфортабельный, как наш. Люди просили принять женщин с маленькими детьми, т.к. в их составе при длительной остановке сразу отключается отопление и вода на исходе. А за окном минус 20! Конечно, руководство поезда приняло правильное решение – дети были распределены по вагонам нашего «Тальго».


Когда окончательно рассвело, мы увидели, что происходило «за бортом». Огромное количество мощнейшей техники,  важные чины в каракулевых папахах и с большими звёздами на погонах. Ремонтники, монтажники, ЧСники, солдаты, железнодорожники, Скорая помощь, пункт горячего питания. Когда и как это всё было доставлено сюда – невозможно понять. Командиры ходили вдоль  пассажирских составов и разными жестами, мимикой подбадривали нас. Мол, потерпите, дорогие, мы делаем своё дело. Все будет хорошо! И микроклимат быстро изменился. Пассажиры стали улыбаться в ответ, посылать «на волю» крепкие рукопожатия, типа «Мы с вами!». Вот это правильно, это по-нашему! И ещё – мы-то в тепле, соглядатаи. А они – на жгучем морозе, на колючем ветре, не лезут греться в свои теплушки. Берегут рабочих, меняют через каждые полчаса бригады, чтобы замёрзнуть не успели.


И вот наш поезд вздрогнул, деликатно так, полунамёком. Мы даже не сразу поняли, что поехали. Медленно, осторожно. Перед нами – панорама событий: искорёженные вагоны, вырванные «с мясом» колёсные пары, груды угля, огромные лохмотья рваного металла. И люди в оранжевых и зелёных жилетах. Такие приветливые, улыбаются нам, руками машут. Трогательно до слёз. Пассажиры прилипли к окнам, кричат слова благодарности аварийщикам, машут руками – друзья навеки! Генералы-начальники – по стойке смирно и руки под козырёк. Справились!  Профессионалы! Путь открыт!


Как только появилась связь, пострадавшие отпускники созвонились со своими тур-операторами и получили гарантии своего вылета ближайшими же рейсами. Хирург назначил  на вечер отложенную операцию. А те, кто скупил еду в ресторане, так и не съели её. То ли  проголодаться не успели, то ли стыдно стало. Такие вот дела.


Доехали до пункта назначения почти как герои. С теми, кого приняли под свой кров холодной зимней ночью. Даже расставаться было жалко, маленькая жизнь прожитая вместе.


Сосед по купе Андрей с легкостью закинул мой рюкзак на плечо и сказал: «Довезу вас в вашу Бутаковку. Скоро ночь, такси в горы не поедет, а частники с малым приводом не потянут. У меня здесь на стоянке внедорожник стоит. Без проблем доедем. Заодно новогоднюю Алмату покажу. Красота такая!».  И довёз.


Школа йоги разместилась в горном ущелье,  в маленьком строении, прилепившемся к магазинчику. Место моего проживания встретило холодом и темнотой. Из всех коммунальных благ - только холодная вода. Полигон для бурной деятельности! Познакомилась с  главным человеком в этой избушке, организатором и автором методики оздоровления души и тела Татьяной. Через неё нашла телефоны хозяина - Степана, строго с ним поговорила и через 2 часа он и мастер на все руки Анатолий стояли передо мной с опущенными головами.


Жилище, похоже, давно не видело адекватных постояльцев. Но пришлось заставить себя поверить в лучшее. Анатолий разложил в гостиной три ящика бесценных инструментов. Расставил железные банки из-под консервов с большими свечами в моей комнате,  и так стеснительно развёл руками – чем богаты.


«Отличное начало – иронично подумала я. - В поезде хоть тепло было». И пошла знакомиться с территорией.


Мама дорогая, красота какая вокруг!!! Прямо под окнами нашего самостроя журчит ручей, как потом оказалось, с родниковой водой. Вокруг настоящие горы, тянь-шаньские ели, мягкие снега. Через 20 метров – речка Бутаковка. Прозрачная, с хрустальными берегами, неторопливая такая. Мостик деревянный и большой белый фонарь. Не приснилось ли всё это великолепие? Не приснилось.  Посёлок уходит далеко вверх,  в предгорье. Микс старых простеньких домиков и шикарных усадебных комплексов. Чистейший воздух, тишина-а-а-а. Над моим «номером» живёт Татьяна. Приезжает в горы на время тренингов, проводит консультации по йога-терапии, работает с тяжелыми больными.

«Домой» я вернулась с надеждой на тепло. Но, увы, тепла не было. Впрочем, как и света. Анатолий со знанием дела возился с титаном. Вот ситуация! Ночь на дворе, незнакомый мужик колготится в подсобке, холодина. Но так не хочется скандалить. Принимай, дорогая, эту ситуацию, как жизненный урок. Для чего-то ведь она дана!


Прошла в свою комнату, а там… Штук десять импровизированных подсвечников с мерцающим светом. На столике голубая чашечка с блюдцем, термос с кипятком, незамысловатые чайные угощения и два огромных яблока апорт. Вот так Анатолий!


Я достала вторую чашку из серванта  для него. И мы поужинали вместе. Дальше наши с ним пути разошлись. Он пошёл в бытовку делать дело, я – спать. К утру по батареям побежало тепло. Титан грел воду, В прихожей горела контрольная лампочка. Анатолий спал в ванне на огромном чабанском тулупе.


Рано утром меня принял дружный йоговский коллектив в свою семью. Татьяна строго огласила порядок жизни и питания. Налила в бокал тёплую воду, кинула туда ломтик лимона и назвала это моим ежедневным завтраком.


Всё здесь было не так, как на «большой земле». Обязательное сыроедение, строгое вегетарианство, медитация, випассана (когда в заданное Татьяной время – ни слова, ни звука), долгие кропотливые занятия, отработка новых асан, ежедневные прогулки в горы. И множество открытий.

При освоении  Сарвангасаны я ощутила то, что мы так легко произносим, придавая этой фразе переносный смысл. Перевернуть всё с ног на голову! Самостоятельно стойку на голове делать не могла из-за физической неподготовленности и дикого страха изменить точку опоры. А когда при поддержке Татьяны сделала это, слегка лишь приблизившись к правильному исполнению асаны, меня охватила дикая паника – где верх, где низ? Где правая рука, где левая? Команды Татьяны не доходили до моего мозга. Я тихо молила: «Верните меня назад, верните назад». Тогда и поняла, что такое перевёрнутое сознание.


К вечеру от эмоциональных и физических нагрузок так устала, что про еду забыла напрочь. А ночью  в окно начали барабанить три пьяненьких мужичка. Возмущались, почему дверь в домике заперта. Почему не играет музыка. Я пыталась угомонить их так же через окно. Напрасно. Мужички требовали Верку или Софку. А когда поняли, что я не та и не другая, устроили засаду на крылечке и начали исполнять очень уж «народные» песни. Татьяна примчалась на помощь, сказала что-то певунам на понятном им языке  и применила успешно пару приёмчиков по удалению непрошенных гостей. Это были местные  знаменитости, справиться с которыми могла только она.


А на следующий день приехали остальные участники семинара, мы все перезнакомились и полюбили друг друга. На новый год  запускали китайские фонарики в Поднебесье, веселились, пели под гитару песни, поднимали бокалы с родниковой водой! Счастливые мгновения!  В первый день нового года забрались на гору, в костре на снегу сожгли все свои печали. Радовались, как дети и ощущали себя свободными, как птицы. Даже представить было страшно, что вскоре мы разлетимся, как эти же самые птицы, по своим насиженным гнёздам, вновь вернёмся в рутину, в комфорт и бытовуху. Но тогда мы верили, что это ощущение свободы и чистоты останется с нами на всю жизнь.

Домой возвращалась всё тем же «Тальго», в двухместном купе. С верхней полки в первую же минуту свесился молодой паренёк: “Good evening! Do You speak English? Where are You from? Good night!”. Ну и еще несколько таких же дежурных фраз. Юноша – американец, учится в Астане, давно мечтал побывать на Медео. Вот и съездил туда покататься на горных лыжах. Вежливый неназойливый короткий разговор. Похоже, мы оба очень боялись выплеснуть наружу яркие впечатления и эмоции, которыми каждый подпитался в  Алматинских горах. Потому не произнесли больше ни слова. Випассана. Полное погружение в себя. Ещё одна награда судьбы.



Фото автора 


Рецензии
Перечитал ещё раз. Живое и убедительное повествование. Очень похожее поведение "людей" пришлось наблюдать в жизни при зимнем ДТП. Описания зимних красот алмаатинской природы, родниковой воды, воздуха всколыхнули ощущения давнишнего зимнего отдыха в Коктеме!
Рецензию женщины считаю некорректной.

Григорий Семенов 2   27.02.2024 10:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.