Посвящение тем, кто в 41-м...

(отрывок из полного посвящения сестре)

                Посвящается жёнам военнослужащих и их детям, родившимся
                перед самой войной и, конечно же, моей маме и сестре, которая 
                родилась 7 июня 1941 года на Западной границе.


Летним днём 41-го года
В пограничной тревожной тиши
Вдруг раздался девчоночий голос,
Голос маленькой новой души.

Тут для счастья немногого надо –
Мама с папой – и счастья сполна.
Но у детства, как глыбой, преграда -
Впереди начиналась война.

Дочь в охапку, одёжку – и в кузов,
Муж рукой помахал и… - «в ружьё!».
Сколько ж жён так с границы вернулось,
Оставляя любимых…, жильё…

Мчась под бомбами, сколько осталось?
На полуторках, в минных полях,
От десанта фашистов скрывалось,
Без еды и с детьми на руках?

Жены, жены военных с границы!
Вам, кто встретил войну с первых дней,
Посвящаю я эти крупицы
Слов о вас и о маме моей.

Как в товарных вагонах, без полок,
Без соломы на голом полу,
С грудничками… Как путь ваш был долог.
Да к тому же ещё не в тылу.

А в тылу – не у тёщи с блинами.
Где бомбёжки, а где-то их нет,
Всё не скажешь – сейчас я о маме, 
О судьбе тех, особенных, лет.

Как довольствие не получали:
Пограничным войскам не впервой
«Брать на грудь» все отчизны печали.
Им, сознательным, всё не впервой.

Примостив на коробки ребёнка,
За станком целый день простоять,
Покормить, поменять все пелёнки…
Нынче, завтра… опять и опять…

И на хлеб обменять на базаре
Всё, что в доме возможно собрать,
И домашние хлопоты справить,
И лечить заболевшую мать.

Но, ведь, годы идут – подрастает
Та девчонка, на ножки встаёт…
Вот и снег уже скоро растает,
В ясли бабушка внучку ведет.
               
Ну а мама - к станку: жить-то надо.
Фронту всё – пересилим войну.                Эх, ребёнку бы дать шоколаду –
Где калорий набраться ему?

Все очистки собрав от картошки,
Подсушить -  даже этому рад.
Да ребёнку давать понемножку:
Кушай, детка, вот твой шоколад.

Письма с фронта от брата и мужа…
Кто их ждал, тем и месяц, как год.
А с письмом даже стужа – не стужа.
Кто так ждал, тот, конечно, поймёт.

Но не письма приходят, бывает -
Похоронки приносят беду.
Брат погиб на далёком Дунае
В боевом предпоследнем году.

Муж. Когда ж, наконец, он вернётся?
Ждут и тёща, и мать, и жена.
Дочка папу не скоро дождётся:
Он на фронте, он там, где Война.

Вот и снова весна. 45-й.
Возвращаются люди домой.
Но приехал лишь осенью папа.
Я забыла тебя – мой, не мой?

Помню твой шоколад, настоящий!
Только есть я не стала его:
Мне бабулин привычней, хрустящий,
Да и горечи нет у него.

Снова счастье, и снова дороги.
Хоть по карте с указкой ходи.
Зелень парков и зданий пороги.
И Германия вновь впереди.

А потом вновь война, только меньше.
Украина, Бандеры края.
Папа с мамой, а вместе нам легче,
Рядом с ними, конечно же, я.
                ***


Рецензии