Вайнахское гостеприимство

"Сборник сведений о ТIирой-Мохке". Дуки Р. 2018 г.

"В дом, в который не входит гость, - не войдет и благодать" говорят Вайнахи. Д. Шерипов писал: "чувство гостеприимства всосалась в кровь и плоть каждого чеченца. Все для гостя, кто бы он ни был. На последнее сбережение чеченец покупает фунтик сахару и осьмушку чаю и сам абсолютно ими не пользуется, а держит специально для гостя. Чеченец, когда ему нечем угостить гостя, чувствует себя крайне сконфуженным и чуть ли не опозоренным". Шерипов, 1929.

В Итум-Калинском и Галанчожском районах долго сохранялся такой обычай. Если гость не трогал ножом ни головы, ни грудинки - это означало: "положите мне голову и грудинку в сумы на дорогу". Шкура зарезанного барана считалась собственностью гостя, и он мог её затребовать при отъезде1.

Между тем, на госте тоже лежало немало обязательств, о них необходимо помнить, а главное - знать и исполнять. "Если по обычаю любой приезжий или гость в какой-то мере принимался как верный друг, кунак, свой человек, то обычай требовал и от приезжего верности хозяину, в гости к которому он хотя бы раз приходил и "хлеб-соль" которого отведал. Например, приезжий путник, раз вошедший в чей-либо дом переночевать и пользовавшийся согласно обычаю правами гостя этого дома, при повторном проезде должен был ночевать опять у него же, а не в другом месте. Если он случайно изменял такому обычаю, то с него, согласно старинному обычаю, полагалась в качестве штрафа одна коза. Штраф этот, обычно из приличия, платит не гость, а новый хозяин, к которому путник пришел в гости"1.

Хозяина вызывали по имени или окликом, без его приглашения входить не только в дом, но и во двор - считалось делом весьма предосудительным, даже для родственников, что, к сожалению, практически полностью утрачено. Гость подошедший к воротам и приглашенный в дом может дважды отказаться от приглашения. Если хозяин третий раз предлагает отведать положенные ему «рицкъа - хлеб соль» и, если и после этого отказывается, то хозяин считает, что он выполнил свой долг и может со спокойной совестью отпускать его.

"...По традиции для гостя строился отдельный домик во дворе - гостевую. В горах между отдаленными аулами строились придорожные «гостиницы - ночлежки = къула», где для нескольких человек было приготовлено все необходимое для короткого времени проживания. С покорением Кавказа, особенно, в Советский период, то открыто, то завуалировано власти предпринимали попытки отчуждения гор от чеченцев, что в наиболее плодотворной форме было реализовано 23 февраля 1944 года. Эта политика властей ни в Царской, ни в Советской, ни в Демократической России - не снималась с повестки дня. И по этой причине, от этих гостевых домиков не осталось в горах и следа"2.

"...До недавнего времени высокогорных селениях, где вечерами и по утрам даже летом, бывает прохладно сохранились специальные тулупы, называемые бекх или керч, которые предназначались для приезжих". ПМА, 1979.

Примечательно, что несмотря на кровопролитную кавказскую войну и уничтожения населенных пунктов царской армией, традиция гостеприимства у горцев по отношению к гостям любой национальности и вероисповедания продолжала строго соблюдаться. "Гостеприимство считалось одной из добродетелей и исполняется в строгости всеми". Иванов, 1851 г. Даже зная что многие из прибывающих русских гостей, приходили в разоренные аулы зачастую в разведывательных и т.д. целях, Вайнахи строго продолжали соблюдать традиции гостеприимства и принимали их как самых дорогих гостей.

Если гость приехал, чтобы «хорошо» провести время, повеселиться - то стоящие на полу, снятые со стены, музыкальные инструменты оповещали его, что у хозяина что-то случилось - траур или еще что-то (хотя такое случалось крайне редко и в случае даже постигшего какого-то несчастья, хозяева пытались скрыть свое горе от гостя). Гостю в этом случае не возбранялось выбрать другого хозяина.

Как говорят Вайнахи, воспитанный человек заметен еще на подходе к дому, так как он начинает искать приспособление, чтобы очистить обувь. Это считается актом уважения к очагу, а очаг и хозяйка - одно и тоже. Чеченка до сего дня редко выпускает из дому кого-либо, не промыв тщательно обувь. Следует так же отметить и знаковость расположения обуви при их выходе. Сегодня исходят из предполагаемого удобства, и поэтому хозяйка или кто-то из домочадцев подает гостям обувь, повернутую к выходу. По своей знаковости в системе вайнахской символики - это означало, что в этом доме он не желателен2.

Провожая гостей, первым выходит хозяин. Он, как правило, не прощается с ними у порога, а провожает на некоторое расстояние. Не поворачивается к ним спиной пока они не оглянуться трижды, или полностью не скроются с вида.

"Не принять гостя, не угостить его самым радушным образом, а тем более нанести вред считается и всегда считалось делом самым унизительным, позорным. По этому обряд принятия гостей сложился из векового практического опыта и обрел строго определенные формы". Лилов, 1892 г.

Дуки Рамзан. Басхо - Гезахойский. 2017 г.

1. Алироев И.Ю, Хасбулатова З.И. "Готеприимство и куначество".
2. Из лекций этнографа С-М. Хасиева. 31.12.2016.


Рецензии