Почти, как настоящий бой
Его деятельность направлена на объединение усилий государства и общества в изучении военно-исторического прошлого России, противодействии попыткам его искажения, популяризации достижений военно-исторической науки, воспитании патриотизма, поднятии престижа военной службы и сохранении объектов военно-исторического культурного наследия. Общество организовало и провело немало реконструкций сражений, создало 15 военно-исторических лагерей для детей, установило немало памятников героям различных военных конфликтов. В 2014 году провело Крымский военно-патриотический фестиваль. В 2015 год стал особенно насыщенным мероприятиями, посвященными 70-летию Великой Победы.
Стрельба на берегу Понуры
Несмотря на непогоду, гостей приехало немало. Сотрудник Бойкопонурской сельской администрации Наталья Косенкова рассказала:
- Утром второго апреля активисты военно-исторических клубов с большим энтузиазмом и чувством гордости за причастность к историческим событиям столетней давности воссоздали одну из трагических битв Гражданской войны: бой за колонию Гначбау (село Долиновское).
По прибытию на Кубанскую землю, участники будущего сражения расположились в Доме Культуры Бойкопонуры для ночлега. Волонтеры, учащиеся СОШ № 7 помогли им приготовить ужин, с интересом слушая при этом интересные рассказы о генерале Лавре Георгиевиче Корнилове.
Командиры ушли осматривать территорию для выбора наилучших позиций. Пулемётная команда готовила пулемёт для боя. Другие бойцы занимались кто чем: одни подшивали гимнастёрку, другие перебирали боекомплект и смазывали оружие, в общем, приводили себя в порядок перед боем. Ведь всем известно, как сражается русский солдат, а особенно казак на своей родной земле, будь он Белым или Красным.
Утром отрядам поставили задачу не пропустить противников на другую сторону реки, и встретить их сильным огнём. После построения отряды двинулись на заранее подготовленные позиции.
Бойцы тщательно замаскировав пулемёт, залегли неподалёку, и стали ждать противника. Ждать осталось недолго. Первыми двинулись казаки пластуны. Несмотря на шквальный огонь пулемёта, бравые казаки продвигались ближе и ближе. Было страшно от взрывов и свиста пуль. Пулемёт не переставал строчить и нести смерть противнику.
Справа показались корниловцы. Шли они цепью, с хорошей выправкой, с уверенностью, что сумеют подавить красных и завладеть переправой через реку. Противники не уступали друг другу. Красные не сдавали позиций, а белые шли вперед! И только взрыв артиллерийского снаряда заставил замолчать пулемёт. Красный пулемётный расчёт погиб.
Белогвардейцам с большими потерями удалось переправиться на другой берег реки. Но после небольшой передышки, красный отряд начал преследовать корниловцев по переправе. На другом берегу реки вновь завязался тяжелый бой.
Корниловцы пошли в контратаку, чтобы обеспечить дальнейшее продвижение своих частей на поселение Гначбау. Им удалось подойти к реке. Там началась рукопашная схватка.
Так запомнился нам, живущим в двадцать первом веке бой, где было много тяжелораненых и погибших марковцев, корниловцев, отважных и смелых казаков пластунов.
Закончился бой. Сложено оружие. И снова, “восставшие из прошлого” бойцы выстроились в ряд по команде офицеров. Началось награждение отличившихся. Благодарности исполнительного директора Российского военно-исторического общества за вклад в организацию и проведение военно-исторического фестиваля, посвященного первому Кубанскому «Ледовому» походу 1918 года удостоился и глава Бойкопонурского сельского поселения Сергей Николаевич Беспальченко.
Все знают, что за первым Кубанским походом последовал второй, но вернуть монархию Белой гвардии не удалось, и на долгие семь десятилетий в России установилась власть Советов. Реконструкция боя - это одновременно: шоу, игра, повторение истории, и самое главное — урок жизни. Думаю, что участники и зрители еще раз убедились в том, что Гражданская война — ужасное бедствие! Нельзя допустить, чтобы оно когда-либо повторилось!
Тайна давно минувших лет
По главной и почти единственной улице села Долиновка проходит ближняя дорога в Нововеличковскую и Найдорф Динского района, а рядом автотрасса Калининская – Новотиторовская. Ежедневно пробегают по ней сотни автомобилей. Их водители и пассажиры не знают, что земля, по которой пролегает нынче их путь, почти сто лет назад была обильно полита кровью, что здесь, хотя и не надолго, нашел упокоение Главнокомандующий Добровольческой белой армии генерал Л. Г. Корнилов.
Лавр Георгиевич Корнилов (1870 – 1918), генерал от инфантерии (1917). В июле – августе 1917 – верховный главнокомандующий. В конце августа организовал вооруженное выступление против Временного правительства с целью установления военной диктатуры в России; мятеж ликвидирован Красной Гвардией и революционными войсками. Один из создателей и первый командующий белогвардейской Добровольческой армией (декабрь 1917 – апрель 1918). Убит в бою под Екатеринодаром. (Новая иллюстрированная энциклопедия. Москва. 2007).
При подготовке этого материала нашла и перечитала немало статей об этом одном из видных руководителей Белого движения. Многое меня удивило. Оказывается, он был всесторонне образованным человеком (не только в военном плане). Он знал несколько иностранных языков, был успешным путешественником и даже дипломатом. Современники отмечают его исключительную воспитанность, благородство, чувство справедливости и заботу о низших армейских чинах. Погиб он 13 апреля (по новому стилю) 1918 года, на четвертый день непрерывного штурма Екатеринодара Красной армией. Есть несколько версий этого печального события. Пока еще немало неясностей в том, где, когда и кем генерал был похоронен. В сталинское время говорили, что предводителя белого движения убили снарядом из орудия подразделения краскома Д. П. Жлобы. А находилась его батарея недалеко от кургана, потом там построили железнодорожную станцию Краснодар-2. Позднее некоторые исследователи стали утверждать, что батарея краскома находилась в другом месте. Штаб Корнилова был в домике (на ферме экономического общества) на берегу Кубани.
Генерал А. И. Деникин, приняв командование, после того, как убили Корнилова, отменил назначенное ранее наступление на город и приказал отступить (превосходство противника в живой силе и вооружении было подавляющим). Вечером деникинцы отступили по контролируемой красными территории. К утру колонна пересекла реку Понуру и остановилась в небольшой немецкой колонии Гначбау (или Гначдау). Второго апреля на берегу реки тайно похоронили генерала Корнилова, а невдалеке – командира полка М. О. Нежинцева. Могилу генерала сровняли с землей, но это не помогло.
Многочисленный красный отряд преследовал белых буквально по пятам. Начался артиллерийский обстрел. Ночью, когда он смолк, деникинцы под покровом темноты оставили колонию. Утром красные, войдя в населенный пункт, первым делом, стали искать якобы зарытые белыми деньги и драгоценности. Случайно они наткнулись на могилу Корнилова, отвезли тело в Екатеринодар. Там тело подвергли жестокому глумлению, сожгли и развеяли пепел по ветру.
В апреле 2013 года во время традиционных Корниловских поминовений, в Краснодаре на улице Калинина 100, где когда-то смертельно ранили генерала Лавра Георгиевича Корнилова, открыли ему памятник. В традиционных Корниловских поминовениях приняли участие казаки Кубанского казачьего войска, а также делегации из других регионов России — Ростовской и Волгоградской областей, Калмыкии. Были на этом мероприятии и казаки Калининского районного казачьего общества.
На протяжении многих лет выдвигались разные версии о том, что тело Корнилова подменили, похоронили возле немецкой колонии не его, значит и сожгли в Екатеринодаре тело другого военного. Но перед сожжением труп сфотографировали и сходство этого фото с портретами генерала, как утверждали многие знавшие его, очевидно. Какая версия истинная? Пока не известно. Возможно, когда-нибудь эту тайну раскроют.
Как хутор изменил свое название
Первоначально хутор назывался Понура, но в 1919 году (по другим данным – в 1922 г.) стал Бойко-Понурой, а затем — Бойкопонурой. К старому названию по решению схода граждан добавили фамилию батрака Семена Антоновича Бойко, погибшего как раз в том бою с корниловцами, который воспроизвели недавно активисты. Жил Семен на хуторе Коржа, работал на дальнего родственника Бакланова. Женился на Анастасии Офлидис (ее отец был греком, а мать русской). Когда Семена призвали на фронт (в первую мировую), его жена с новорожденной дочкой перешла от "не желавшего кормить лишние рты» хозяина на частную квартиру. Осенью 1917 года вернулся домой, стал одним из тех, кто боролся за новую власть. Среди активистов были: Ф. Дунаевский, братья Гурнаковы. В апреле 1918 года, когда на хутор двинулись корниловцы, Семен Бойко не оставил позиций, стоял насмерть. После боя хуторяне нашли его истекающим кровью. На руках земляков и умер борец за советскую власть. Похоронили его с почестями, но лишь в апреле 1983 года на могиле героя установили за счет колхоза «Дружба» достойное надгробие.
Свидетельство о публикации №219013101987