Советские разведчики ВОВ на экране

Сразу признаюсь, что уже давно не смотрю телевизор, не видел последние сериалы по ТВ, и речь пойдет о фильмах, в которых действуют наши разведчики,  поставленных в советское время. Большинство из моих читателей среднего возраста наверняка видели их.

Должен сказать, что фильмы про шпионов и детективы всегда пользовались успехом у зрителей. Артисты, которым довелось играть главных героев в таких фильмах, сразу становились любимыми актерами на многие годы,  буквально  на следующий день после показа фильма на экране кинотеатра или телевизора.

Первым фильмом, который получил широкую популярность у зрителей в послевоенные годы, был  «Подвиг разведчика», который вышел на экраны кинотеатров в 1947 году.  Я увидел этот фильм много позже, уже после появления мировой паутины – Интернета,  на своем компьютере.  К этому времени я уже немало повидал подобного рода кино- и телефильмов, поэтому этот фильм мне показался наивным,  и не совсем правдоподобным. Но таковыми были большинство кинофильмов той поры с позиций современного зрителя, избалованного современными знаниями истории, которых были лишены зрители тех лет.  Артист Павел Кадочников на долгие годы стал любимцем, настоящим мачо. Вспомните его роль в фильме  «Укротительница тигров», где он играет с Людмилой Касаткиной, Леонидом Быковым, Татьяной Пельцер.  Герой в кожаной куртке, он смотрелся не хуже нашего разведчика в тылу врага под личиной немецкого офицера, безжалостно убивающего предателей и немцев, выкрадывающий ценные чертежи и планы. С позиции нынешнего зрителя фильм очень слабый, но в те годы очень знаменательный. Еще один артист, который играл роль немца в этом фильме – Сергей Мартинсон, которого советские зрители запомнили в роли Дуремара из кинофильма «Буратино».  Как и положено, наш Павел Кадочников с честью вышел из трудного положения.

В начале 60-х годов я прочитал книгу о действиях нашего разведчика в глубоком тылу у немцев, во Франции. Книга называлась «И один в поле воин».  И когда на афише нашего клуба в поселке появилось объявление, что будет показываться фильм «Вдали от Родины», поставленный по этому роману, я поспешил купить билеты.  Нужно сказать, что мне, мальчишке лет 13-14, фильм понравился. Еще бы, наш разведчик без всяких связей с центром, выйдя на французских партизан, так называемых участников Сопротивления, отправляет на тот свет немало немцев, одного из которых играет Михаил Козаков, красавец-мужчина, узнает координаты подземного завода, и его в конце фильма разбомбит авиация союзников. Но  герой, которого играет тоже очень красивый Вадим Медведев, в этой схватке не на жизнь, а на смерть, теряет любимую девушку из французского кафе, которая являлась связной из партизанского отряда. Эту девушку играет Зинаида Кириенко, которой почему-то  достаются роли с трагическим концом. Вспомним её роль жены Григория Мелехова в «Тихом Доне».  Фильм «Вдали от Родины» был поставлен в 1960 году.

А вот  следующий фильм о действиях наших разведчиков в тылу немцев пришлось ждать 5 лет.  Это был фильм «Как вас теперь называть?». Герой фильма, наш разведчик, которого играл колоритный актер Анатолий Азо, под видом французского повара, желающего поправить свое материальное положение, работает в ресторане неизвестного русского города, который является важным транспортным узлом у немцев. И во время налета русской авиации и пожара на нефтебазе, воспользовавшись паникой, которую сам усугубил, снимает копию с важных стратегических планов немецкого командования, запланировавших операцию «Зубр».  Герою фильма пришлось немало потомиться в застенках гестапо, подвергаться допросам группенфюрера СС, которого играет еще довольно молодой  Владислав Стржельчик, известный по фильму «Адъютант его превосходительства», где он сыграл генерала Ковалевского. В  ролях других немцев - известные артисты Ефим Копелян, Всеволод  Ларионов (пятнадцатилетний капитан в одноименном фильме), а положительных героев играет Михаил Глузский (командир партизанского отряда), Лариса Голубкина (связная партизанского отряда), Владимир Самойлов, сыгравший завербованного немцами военнопленного, который под влиянием обстоятельств раскрыл  себя перед командиром отряда, и выполнил важное задание по дезинформации немцев.  Микропленка с планами немцев была своевременно доставлена советскому командованию, которое организовало  оборону, и план немцев «Зубр» был провален, а наш разведчик вышел на свободу из застенков гестапо в помощью шантажа греппепфюрера СС. Через много лет главные герои встретились на военном параде на Красной площади, где наш разведчик в форме полковника, а немецкий группенфюрер изображает из себя  аргентинского скотопромышленника. В общем, хеппи энд, но по-моему разумению, несколько надуманный.

А дальше фильмы пошли один за другим. Сначала  вышли сразу три серии – «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после победы». Речь шла о сложном пути нашего разведчика, роль которого играет Михаил Волков, в строго засекреченную школу абвера, которая готовить диверсантов для заброски в тыл Красной Армии. Фильм снят уже намного более добротно, с проработкой всевозможных деталей, мелочей, и зритель переживает за судьбу нашего разведчика, который с большим трудом достигает поставленной цели – попадает в эту школу абвера, а потом становится одним из его сотрудников. В фильме подобран прекрасный актерский ансамбль – Георгий Жженов, Николай Прокопенко, Михаил Глузский, Людмила Максакова и другие.  И дальше мы следим за развитием событий. Как герой вербует на свою сторону  немку (Максакова)  и предателя, сдавшегося по слабости в плен и ставшего служить немцам, которого играет артист Гай,  передает сведения в Центр из картотеки абвера.  Эта борьба с фашистами не заканчивается с Победой в мае 1945 года, наш герой продолжает её в спецслужбах уже западных стран, которые привлекают опытных работников абвера служить себе.

А на следующий год вышел еще один фильм о разведчиках – «Щит и меч», поставленный в 1968 году режиссером Басовым, который сыграл и эпизодическую роль в этом фильме. Целых 4 серии показывают, как наш разведчик вначале внедряется в жизнь Германии накануне войны, потом становится шофером в абвере, проявляет чудеса храбрости и стойкости, получает офицерский чин, потом перебирается служить в политическую разведку СД,  умудряется попасть на прием к Гитлеру, совершает массу других геройских поступков, в завершении спасает заключенных подземного завода, который был запланирован для уничтожения.  Если первая серия фильма весьма похожа на правду, то дальнейшие поступки героя, которого играет Станислав Любшин, совершенно фантастические. Особенно когда он перебирается в Берлин. Герой артиста Александра Мартынюка, летчик, сбитый над Германией, становится артистом в кафе, влюбляет в себя баронессу, которая выходит за него замуж. Неужели в наших ВВС так хорошо учат немецкому языку, что никто не догадывается, что герой Мартынюка (Знаменский из сериала «Следствие ведут знатоки») русский, да еще запросто руководит отрядом боевиков, которые уничтожают немцев налево и направо, совершают диверсии.  И уж совершенно фантастически выглядит освобождение детей по пути из концлагеря в нескольких десятках километров от Берлина, причем не только освобождение, но и распределение их по семьям в Германии.  Или нападение на какую-то закрытую тюрьму с освобождением нашей разведчицы, партнерши Мартынюка по выступлением в кафе. Так же  работа передатчика из медицинского салона в центре Берлина долгие месяцы – это вообще из области фантастики.

А как вам нравится Любшин в роли эссесовца в черной форме, который попадает в жернова гестапо,  его выводят на расстрел, а потом тут же везут на аудиенцию к начальству, и все его поздравляют с Железным крестом 1 класса за верность рейхсфюреру СС Гиммлеру. Правда, артист Балашов, играющий начальника политической разведки Шелленберга (по фильму он Зонненберг),  совсем не похож на настоящего Вальтера, который был в возрасте чуть за 30 лет, и его в другом фильм блистательно  сыграет Олег Табаков. Но в остальном актерский ансамбль подобран очень хороший.  И Олег Янковский в роли друга, племянника штандартенфюрера, которого играет Масюлис, и  Будрайтис, и Вацлав Дворжецкий, Валентина Титова, очень подходят для своих ролей.

По моему,  писатель  Кожевников, написавший роман «Щит и меч», по которому снят фильм, очень плохо знал ситуацию в Германии и в Польше в годы войны. Действовать вполне открыто отряд диверсантов из представителей всех народов Европы, вряд ли бы смог такое продолжительное время. К тому же автор  наделил своего героя просто сверхестественными способностями (вспомните, как герой Любшина запомнил и продиктовал несколько страниц текста с координатами подземных заводов).  Но наш неискушенный зритель принял этот сериал из 4-х серий на ура, пока не увидел следующий фильм, который вышел на экраны телевизоров в 1973 году.  Это сериал «Семнадцать мгновений весны», снятый режиссером Татьяной Лиозновой по сценарию Юлия Семенова, который написал одноименный роман. Это была вершина сериалов о действиях советских разведчиков в немецком тылу.

До этого я прочитал роман с таким же названием, в приложении «Подвиг» к журналу «Сельская молодежь» осенью 1970 года. Причем читал с небольшими перерывами почти весь день и часть ночи, настолько захватил меня этот роман. Кстати, он был написан писателем в течение всего в течение 2-х недель упорного труда.  Но об этом фильме и о других  заданиях Всеволода Владимирова – Максима Исаева – Макса фон Штирлица у меня есть целое произведение, поэтому не буду повторяться. http://www.proza.ru/2018/10/29/422

Несмотря на некоторые неточности в этом сериале, о которых я тоже писал в своей работе, этот фильм наиболее достоверно рассказывает о трудностях работы нашего разведчика в самом логове фашистов, в имперской канцелярии.  Этот сериал так понравился нашему Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он предложил присвоить звание Героя Советского Союза вымышленному герою.  Вместо этого звание Героя Социалистического труда присвоили исполнителю роли Штирлица Вячеславу Тихонову, в которого влюбились все советские домохозяйки. Замечательно сыграли свои роли артисты Леонид Броневой (шеф гестапо Мюллер), Олег Табаков (Шелленберг), Юрий Визбор (заместитель Гитлера по партии Борман), Ростислав Плятт (пастор Шлаг), Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер), Екатерина Градова (радистка Кэт) и другие. И завершающая серия этого сериала, когда Штирлиц-Исаев, он же Юстас, возвращается в Берлин после успешно выполненного задания, оставляет всех зрителей в неведении, что же будет в дальнейшем.  А вот что будет, вы, уважаемые читатели, можете прочитать в том моем произведении, ссылку на которое я уже сделал.

И последний сериал, на котором я хочу остановиться, был снят двумя годами позже. Это фильм «Вариант «Омега». В этом сериале играют замечательные артисты – Олег Даль, Игорь Васильев, Ирина Печерникова (Помните «Доживем до понедельника», где она играет молодую учительницу), Александр Калягин, Евгений Евстигнеев. Герой фильма, которого играл Даль, в виде отдыхающего после ранения немецкого офицера, разыскивающий свою невесту-эстонку, приезжает в Таллинн, захваченный немцами, чтобы подставиться и перевербовать на свою сторону офицера абвера, потомственного разведчика и барона, которого играет Васильев. И это ему удается, хотя этому очень сопротивлялся начальник местного гестапо оберштурмбанфюрер, которого играет Калягин. Только вот по окончанию фильма не видно девидентов от этой перевербовки. То ли дело украденный план стратегической операции, взорванный подземный завод, масса секретов Третьего Рейха, разоблаченные планы немцев по заключению сепаратного мира с союзниками  в других фильмах. Слава Богу, что герой фильма в конце концов возвращается в Москву, где его обнимает жена, которую играет Печерникова.

На мой взгляд, написать интересный сценарий и потом поставить фильм, который бы поражал достоверностью сюжета, очень сложно. Особенно о разведчиках-нелегалах, которые действовали под различными личинами. Тем более, чтобы это были русские люди. Все самые известные в истории разведчики, те же, кто был в составе так называемой «Красной капеллы», были иностранцами. Многие разведчики так и не были раскрыты немцами, и унесли свои тайны в могилы, потому что секретность с них так и не была снята. Поэтому и получились большинство фильмов про советских разведчиков в тылу у немцев недостоверными, а герои их  или сверхагентами, лихо выкручивающимися из самых сложных ситуаций, или эти самые ситуации были очень надуманными, не похожими на реальность.

Почему же на экраны советских кинотеатров и телевидение хлынули  поток сериалов про разведчиков? Историки говорят, что это произошло не без влияния ставшего главой КГБ Юрия Владимировича Андропова. Он был начитанный человек, весьма дальновидный. Чтобы привлечь способных молодых людей в спецслужбы, надо было показать героическую сторону этой профессии. Где, как не во время войны, хорошо зарекомендовали наши разведчики в тылу врага? Поэтому и была поставлена задача перед кинематографистами показать наших разведчиков в выгодном свете. Некоторым писателям, в частности Юлиану Семенову, были показаны секретные архивы с Лубянки (Прим. на этой площади в Москве стоит здание КГБ, ныне ФСБ). Поэтому сериал про полковника Исаева получился очень достоверный, и на службу в КГБ пришло немало способных людей.  Именно под влиянием кинофильмов о разведчиках пришел на работу в КГБ действующий Президент России Владимир Путин.

Но именно при Андропове резко возросло число работающих под дипломатическим прикрытием работников спецслужб, которые почти ничем не рисковали, разве что высылкой из страны. Количество таких агентов составляло до трети всех работников посольств и консульств. Тогда в КГБ и ГРУ стали устраиваться дети высокопоставленных партийных и министерских работников, которые могли хорошо жить за границей, ничем не рискуя.  Именно таким был В.Резун, который убежал в Англию, и потом под псевдонимом В.Суворов стал писать пасквили на нашу страну. Его перу принадлежат романы «Аквариум», «Ледокол» и другие. Число убежавших за кордон работников посольств из числа работников спецслужб стало исчисляться десятками.

Через таких гебешников начался вывоз капитала за границу на подставные счета, инициируемый высшими чинами КГБ. Об этом начал журналистское расследование Юлиан Семенов, который в годы гласности и перестройки основал газету «Совершенно секретно».  Подозрительно быстро все, кто этим занимался, ушли в мир иной, а у совершенно здорового Семенова вдруг случился инсульт, от которого редактор не оправился до конца дней.

Андропов собрал под свое крылышко либералов, тех, кто потом при Горбачеве стали открыто разваливать Советский Союз. Они получили неплохую закваску на зарубежных семинарах и всевозможных курсах, и в дальнейшем действовали строго по этим инструкциям. Но о том, что измена будет зреть в недрах спецслужб и КПСС, не знали ни авторы фильмов про разведчиков в тылу немцев, ни исполнители ролей этих героических кинолент. И уж тем более не знали зрители, восхищающиеся героическими подвигами наших разведчиков.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.