Динозавры учат шахматам. Ферзь 2

Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
http://www.proza.ru/2019/01/30/2105

Произносимый текст:
« Она такая сильная не только потому, что может двигаться как ладья, вверх, вниз или вбок.
Но она может также двигаться по диагонали, как слон.
Вот это я называю сильным.»

Комментарий:

A
« Она такая сильная не только потому, что может двигаться как ладья, вверх, вниз или вбок."

Ферзь ходит и бьёт как слон и как ладья.
Именно эту мысль стремится передать автор текста.
Но текст адресован трёхлетней крошечке.
«Будь проще! И дети к тебе потянутся!» - так можно перефразировать знаменитый «совет постороннего».
Оцените текст с точки зрения трёхлетнего малыша.
Автор в своей обычной манере соединяет не соединимое.
Тезис о СИЛЕ никоим образом не связан с формулой хода ферзя.
Понятно, что именно формулой хода определяется и абсолютная  и относительная «сила» фигуры.
Но всё-таки определение формулы хода – это определение связи в комплексе полей.
Ладья «сильнее» слона, но так формулу перемещения ладьи по доске не определить. Требуются пространственные ориентиры.
Интересная идея микроигры здесь таится именно в разрешении загадки – кем лучше всего быть именно в данной позиции?
То есть ребенок как бы выбирает: сейчас я буду притворяться ладьёй или сейчас я превращаюсь в слона?
Представляете себе? В лесу на дорожке притаилось фантастическое животное, какой-нибудь вепрь. И он то превращается в Лисицу, то в Волка!
В зависимости от того, кто там прячется, под кустиком на опушке.

Текст предложения
а) сложен для ребёнка
б) перегружен избыточной информацией о «силе»
в) предполагает, что ход ладьёй ребёнку неизвестен или не усвоен.
На самом деле требуется именно демонстрация двух составляющих.
А это, возможно, зрительно лучше представить в форме соединения двух сил: или слон плывёт в ладье, или слон несёт ладью!

B
«Но она может также двигаться по диагонали, как слон».

Слово «диагональ» ребёнку непосильно!
Модальность излишня.
Необходима демонстрация и краткая жесткая фиксация:
«Как слон и как ладья»!

C
«Вот это я называю сильным.»

Ненужная фиксация своего «определения» слова «сильный».
И хотя здесь текст не так избыточен, как в уроках «Ладья» и «Слон», но концентрации всё-таки не наблюдается и продолжается смешивание разных информационных блоков.


Примечание: грубейшая ошибка художника Программы, неверно отобразившего траекторию слонового движения ферзя вместо а7 на а8 отрефлексирована в другом материале.

Все кнопки темы "Ферзь":

Ферзь 1. http://www.proza.ru/2019/02/01/219
Ферзь 2. http://www.proza.ru/2019/01/31/2165
Ферзь 3. http://www.proza.ru/2019/02/01/247


Рецензии