Распределение молодых солдат из резервных батальон

М.Б. Оленев
2017 г.

Двадцать с лишним лет (с 1842 по 1864 годы) предварительное образование рекрут возлагалось на пехоту и артиллерию 6-го пехотного (с 1856 года - армейского) корпуса.
В 1842 году в системе обучения новобранцев произошли важные изменения. Правительство признало возможность подготовку рекрут возложить прямо на полки 6-го корпуса, а 5-е резервные батальоны упразднить, что и было достигнуто распределением наличных чинов по полкам. Нижние чины, выслужившие установленный срок, увольнялись в бессрочный отпуск, а прочие поступали в действующие батальоны.
Вместе с тем приказано иметь в запасных войсках для каждого полка первых шести пехотных корпусов по 2 батальона кадрового состава: 5-й резервный и 6-й запасной по 470 чинов каждый.
Согласно Положения от 20 января 1842 года «Об упразднении на мирное время, резервных батальонов…, и о замене их, в образовании рекрут, полками 6-го пехотного корпуса»  объявлялось, что резервные батальоны Отдельного Гренадерского корпуса и резервных дивизий 1, 2, 3, 4, 5 и 6 пехотных корпусов, всего 84 батальона, из действительного состава войск перечисляются в состав войск запасных (§1) и на мирное время упраздняются (§2).
С упразднением резервных дивизий 6-ти пехотных корпусов, «предварительное образование рекрут, для войск действующих» «возлагается на пехоту и артиллерию 6 пехотного корпуса» (§4).
Обучение военному делу поступившего на службу рекрута в первой половине ХIХ веке продолжалось несколько лет, обычно два-три года. Фактически это означало, что взятый на военную службу рекрут обучался всему необходимому, повторяя то, что делали более опытные солдаты.
Начавшиеся при новом Императоре военные реформы затронули и сферу обучения новобранцев, что привело к радикальным изменениям в самой системе.
6 августа 1864 года специальным Положением создаются резервные пехотные и стрелковые части , основная задача которых становится «образование рекрут, для укомплектования ими полевых войск пехоты» (§1).
Особо подчеркивалось, что «образование рекрут должно производиться, по возможности, вблизи от мест набора. На этом основании резервные батальоны содержаться во всех губерниях, в которых не встречается затруднений к образованию рекрут на местах» (§2). При этом, правда, не отменялось назначение части рекрут в действующие войска по распоряжению Военного Министра.
Согласно «Росписанию резервных батальонов по военным округам и отделам»  эти учебные части создавались в девяти военных округах.
Однако, распределение по губерниям, входившим в состав военных округов, было крайне неоднородным. Так, резервные батальоны были созданы во всех губерниях, входивших лишь в состав Московского и Харьковского округов.
Основной вопрос: как конкретно с 1864 года стало происходить распределение молодых солдат из резервных частей в войска?
Какие именно резервные части стали комплектовать войска, и в какой степени? Учитывались ли при этом такие факторы, как место проживания (или обучения), удаленность  воинской части от резервной? Была ли все-таки у резервных частей какая-либо определенная «специализация», привязка к какому-либо полку, дивизии, или же происходило «веерное» распределение – в абсолютно различные, ничем не связанные между собой части?
В качестве примера можно рассмотреть распределение 1866 года.
Так, в 1-ю гренадерскую дивизию (штаб - г. Москва) были направлены 900 молодых солдат из 8 пехотных и одного стрелкового резервных батальонов из 9-ти разных губерний:
; 10-го рез. стр. бат. (г. Ярославль, Ярославской губ.);
; 19-го рез. пех. бат. (г. Стародуб, Черниговской губ.);
; 24-го рез. пех. бат. (г. Орел, Орловской губ.);
; 35-го рез. пех. бат. (г. Осташков, Тверской губ.);
; 42-го рез. пех. бат. (г. Касимов, Касимовской губ.);
; 45-го рез. пех. бат. (г. Моршанск, Тамбовской губ.);
; 50-го рез. пех. бат. (с. Лысково, Нижегор.губ.);
; 56-го рез. пех. бат. (г. Вятка, Вятской губ.);
; 63-го рез. пех. бат. (г. Ардатов, Симбирской губ.).
При этом из 10-го стрелкового и 56-го пехотного батальонов было направлено по 50 человек, а из остальных – по 100. В целом, довольно равномерное распределение.
Три населенных пункта представляли Восток Империи (Лысково, Ардатов и Вятку), среднее расстояние до места назначения ок. 720 км. Прочие были равномерно разбросаны по остальным направлениям
Расстояния, которые необходимо было пройти (или проехать) солдатам к местам службы:
; Ярославль – Москва – 270 км (СЕВЕРО-ВОСТОК)
; Касимов – Москва – 290 км (ЮГО-ВОСТОК)
; Орел – Москва – 360 км (ЮГ)
; Осташков – Москва – 360 км (СЕВЕРО-ЗАПАД)
; Моршанск – Москва – 430 км (ЮГО-ВОСТОК)
; Лысково – Москва – 520 км (ВОСТОК)
; Стародуб (ныне Брянской обл.) – Москва – 540 км (ЮГО-ЗАПАД)
; Ардатов – Москва – 690 км (ВОСТОК)
; Вятка – Москва – 960 км (ВОСТОК)

Из 1-го резервного пехотного батальона, расположенного в С.-Петербурге, 997 молодых солдат получили направление в следующие части:
; В 31-ю пехотную дивизию – 300 (30.1%);
; В 30-ю пехотную дивизию – 253 (25.4%);
; В 1 и 2 гвардейские пехотные дивизии (г. С.-Петербург) – 200 (20.1%);
; Во 2-ю гренадерскую дивизию – 100 (10%);
; В пешую и крепостную артиллерию Финляндского военного округа – 60 (6%);
; В 7-ю кавалерийскую дивизию – 50 (5%);
; В сводную саперную бригаду – 34 (3.4%).
55% молодых солдат получили направление в Виленский военный округ. Еще пятая часть была оставлена на месте, получив распределение в гвардейские части.

В 30-ю пехотную дивизию (штаб – г. Минск, Минской губернии, Виленский военный округ) были распределены 1100 человек из:
; 21-го рез. пех. бат. (г. Глухов, Черниговской губ.) – 362 (32.9%);
; 19-го рез. пех. бат. (г. Стародуб, Черниговской губ.) – 305 (27.7%);
; 1-го рез. пех. бат. (г. С.-Петербург) – 253 (23%);
; 1-го рез. стр. бат. (с. Медведь, Новгородской губ.) – 180 чел. (16.4%).
В данном случае, 1-й резервный пехотный батальон прислал в дивизию не самое большое пополнение. Здесь 60.6% молодых солдат были из Черниговской губернии.
Город Глухов располагался в 600 км от Минска, Стародуб – в 460 км, Петербург – ок. 790 км.

В 31-ю пехотную дивизию (штаб – г. Бобруйск, Минской губернии, Виленский военный округ) были распределены 925 человек из:
; 1-го рез. пех. бат. (г. С.-Петербург) – 300 (32.4%);
; 61-го рез. пех. бат. (г. Екатеринбург, Пермской губ.) – 264 чел. (28.5%).
; 1-го рез. стр. бат. (с. Медведь, Новгородской губ.) – 145 (15.7%);
; 3-го рез. пех. бат. (м. Тульчин, Подольской губ.) – 75 (8.1%);
; 20-го рез. пех. бат. (г. Нежин, Черниговской) – 41 (4.4%).
Как видно, картина распределения не такая явная, как, например, в 30-й пехотной дивизии, но можно отметить, что 48% молодых солдат получили направление из губерний Приозерья (С.-Петербургской и Новгородской).
Петербург находился в 910 км езды от Бобруйска, Тульчин – в 580 км, Нежин – в 390 км, Екатеринбург – в 2600 км.

Общие выводы
Каждый резервный пехотный (или стрелковый) батальон комплектовал обычно пять - шесть воинских частей (дивизий или бригад). При этом в две-три воинские части направлялось до 75% всех молодых солдат. Т.е., в определенный период (год-два, а то и больше) резервная часть все-таки была привязана к какой-то дивизии: сугубо «веерного» распределения не существовало.
Каждая воинская часть гренадерской или армейской пехоты получала пополнение из четырех - пяти (реже двух – трех) резервных батальонов. Обычно обязательно одного стрелкового и остальных – пехотных.
Территориальный принцип не соблюдался. Расстояния, которые приходилось преодолевать солдатам, по завершении обучения, были весьма значительны – и 200, и 400, и 600 км (а иногда и более).


Рецензии