300 лет Воскресенскому собору

Войсковой Воскресенский собор в станице Старочеркасской Ростовской области уникальный исторический памятник. 12 февраля (1 по старому стилю)  исполняется 300 лет с момента его освящения. Воскресенский собор – первый каменный храм на территории Войска Донского. Три века он был свидетелем истории донских казаков и государства Российского.

Город Черкасск, ныне станица Старочеркасская, всегда был центром духовной культуры Дона. Здесь до сих пор сохранилось несколько памятников церковной архитектуры. Первый донской храм появился именно в Черкасске. Его строительство связано со знаменитым Азовским осадным сидением.

В 1637 году казаки взяли турецкий город Азов, который до 1642 года становится столицей донских казаков. В 1641 году казакам удалось выдержать 93-хдневную осаду, во время которой казаки дали обет: случае успеха вместо часовни построить в Черкасске церковь во имя Воскресения Христова с четырьмя пределами: во имя Благовещения, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и Алексея Божия человека. Оружие казаков восторжествовало над неверными, но церковь до 1649 года не была начата. В этом году посетило Черкасск ужасное моровое поветрие (чума). Появление этой страшной болезни казаки приписали гневу божьему. Казаки обратились к Богу с прежним обетом: поветрие исчезло.  И в 1650 году донцы приступили к сооружению деревянного храма, который был окончен в 1652. В 1670 году храм сгорел до основания, а через два года, на том же месте выстроен был другой, деревянный. Но и его уничтожил ужасный пожар 1687 года.[1. 117-120]

Вместо сгоревшей деревянной соборной церкви казакам было разрешено построить каменную, на что казна неоднократно выделяла деньги. Строительство собора велось  и до 1706 года, но очень медленно из-за нехватки средств, мастеров, рабочих, материала.

Донцы собирали деньги на постройку, и, наконец, с 1706 года, почти через 20 лет после уничтожения деревянного собора пожаром, начали энергично строить ныне благополучно существующий каменный величественный девятиглавый собор.[2.5] К строительству храма приложил руку сам Пётр I. После подавления булавинского восстания, приостановившего возведение церкви, царь в апреле 1709 года сам с князем Долгоруким носил кирпич на соборную постройку и собственными руками положил на алтарном среднем окне несколько камней и залил их известкою.[2.6] Строительство храма было завершено спустя 10 лет после приезда Петра I. «В 1719 году февраля 1 дня собор этот окончен и освящен был с трехдневным празднованием целого города и многих окрестных станиц».[3.175] С этого дня начинается история первого донского каменного храма.

С 1719 по 1805 год черкасский Воскресенский собор являлся главным храмом Дона.
 
Собор представляет собой девятилепестковое в плане здание на мощном подклете, опоясан с трех сторон двухъярусным крытым гульбищем. Архитектурное решение храма – это сложная вариация русского деревянного зодчества, получившая распространение на юге России и Украины. [4.187.] Простое оформление в виде полуколонок «облегчает» суровую мощь стен церкви. Купола собора – луковичной формы. Девять позолоченных сусальным золотом крестов венчают храм.

Внутреннее убранство собора составляет деревянный, резной, позолоченный иконостас и расписные хоры XVIII века, созданные после пожара 1744 года, уничтожившего весь Черкасск. Иконостас вырезан из липового дерева, покрыт тонким слоем сусального золота. Изысканный растительный орнамент (мотив виноградной лозы) обрамляет 147 икон. Высота иконостаса – 19 метров, ширина – 23. Состоит он из шести ярусов: праотеческого, пророческого, деисусного, праздничного, местного и тумбового, который не является каноническим. Главная икона храма – образ Воскресения Христова, расположена в местном чине, справа от царских врат. На  ней имеется авторская подпись: «Писаны сия святые иконы в Москве, в 1749 году, а писал иконописец Егорий Иванов Грек». Эта надпись была обнаружена при последней реставрации иконостаса в 1973 году.
Большой интерес представляет живопись хоров, выполненная маслом по доскам обшивки. Здесь размещено 35 композиций на сюжеты Ветхого и Нового заветов.[5.128] Три массивных  медных, посеребрённых паникадила и поныне освещают собор. Имеются расписные композиции в алтаре. Здесь же расположено огромное полотно (6х9 м), расписанное в XVIII веке на тему «Коронование Богородицы». В храме находилась не только церковная утварь, здесь была соборная библиотека, хранились казачьи клейноды.

Одним из самых знаменитых уроженцев города Черкасска был Матвей Иванович Платов. Судьба знаменитого атамана тесно связана с Воскресенским собором. 12 августа 1801 года М. И. Платов назначен указом императора Александра I войсковым атаманом Войска Донского. 27 августа 1801 года на древнем майдане Черкасска состоялся войсковой казачий Круг, на котором, кроме казаков, офицеров и генералов Войска Донского, присутствовали «станичные атаманы и почетные старики». Из древнего войскового Воскресенского собора вынесли знамена и бунчуки, жалованные Войску Донскому российскими государями, начиная с царя Михаила Фёдоровича Романова. Была зачитана императорская грамота о назначении Платова войсковым атаманом, после чего казаки формально утвердили назначение и присягнули ему.[6.66]  После этого в войсковом Воскресенском соборе состоялся молебен, после которого Платов принёс клятвенное обещание нерушимо сохранять верность к престолу и неутомимо радеть обо всём том, что может составлять честь и славу Отечества, дал обет верности и неутомимых трудов на пользу всего знаменитого Войска Донского.[7. 56]

Знаменитые и выдающиеся люди посещали город Черкасск, станицу Старочеркасскую и восторгались красотами Воскресенского собора. 18 сентября 1817 года нашу станицу посетил великий князь Михаил Павлович. Александр I посетил Старый Город 14 октября 1825 года. Старший сын Александра II великий князь Николай Александрович (1843-1865) во время своего путешествия по России 5 августа 1863 года заезжал в Старочеркасск. [4.419-421]

Многие деятели русской культуры и искусства побывали в станице Старочеркасской, стремясь прикоснуться к уникальной истории донского казачества. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посетил нашу станицу 8 июня 1820 года вместе с братьями Раевскими. Гости побывали в девятиглавом Воскресенском соборе, увидели железную цепь, на которую был посажен Разин перед отправкой в Москву. Они осмотрели все достопримечательности и памятники казачьей старины.[4.422-423]

Двадцатый век принес много испытаний Российскому государству. Много изменений претерпела и станица Старочеркасская. Войсковой Воскресенский собор до революции 1917 года и гражданской войны был богат церковным убранством, однако в «лихую годину» подвергся разграблению со стороны и белых, и красных. В 30-50-е гг. в период борьбы с «опиумом» для народа, церкви станицы были закрыты для богослужения и приспособлены для нужд советского государства. Однако  собор действовал до 50-х годов, когда жители отказались от совершения богослужения в храме, в связи с тем, что прохудились купола собора.

В 1930 году в галерее собора был устроен местный музей.[8.4] В период Великой Отечественной войны Старочеркасская находилась в зоне оккупации с 24 июля 1942 по 7 февраля 1943 года. Во время освобождения станицы часть жителей укрывалось в подвалах Воскресенского собора, надеясь на прочные кирпичные стены и священный крест.[9.2]

В начале 1950-х годов в станице был открыт филиал Новочеркасского музея истории Донского казачества, разместившийся в Воскресенском соборе.[4.397]
В 1970 году в ст. Старочеркасской по инициативе М. А. Шолохова был основан музей заповедник. С 1973 года начались реставрационные работы, в частности и Войскового Воскресенского собора. Реставрировался экстерьер  собора, восстанавливалось внутреннее убранство храма.

В 1990 году Воскресенский собор был освящен и в нем стали проводить богослужения, венчания и крещения.

С 2005 году в галерее собора была размещена выставка «История строительства Воскресенского собора». В 2010 году  храм был передан в пользование Свято-Донскому мужскому монастырю. Весной 2016 года приход Святого Георгия Победоносца принял заботу о Воскресенском войсковом соборе,[10] настоятелем которого стал протоиерей Валерий Волощук.
 
Таким образом, за триста лет Войсковой Воскресенский собор был свидетелем истории Российского государства в целом и Войска Донского в частности. Самый древний каменный храм донской земли – Воскресенский собор готов и сегодня встретить всех, желающих прикоснуться к уникальной казачьей истории и духовной культуре.

Список использованной литературы и источников.
1. Левитский Г. А. Краткое историческое описание старочеркасской соборной церкви во имя обновления храма Воскресения Христова // Донские войсковые ведомости. 1852. №11.
2. Богаевский Л. В. Старочеркасский собор. 1719-1919 гг. Новочеркасск, 1919.
3. Левитский Г. Старочеркасск и его достопримечательности // Донские епархиальные ведомости. 1870. №5. 1 марта.
4. Астапенко Е. М. История города Черкасска – станицы Старочеркасской XVI – начала XXI в. Ростов н/Д, 2016.
5. Казачий Дон: Пять веков воинской славы. А. В. Венков, А. А. Озеров и др. М., 2010.
6. Астапенко М. П. Вихорь-атаман. Ростов-на-Дону, 2013.
7. Смирный Н. Ф. Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова. Ч.1. М., 1821.
8. Матёкин В. Д. На всю оставшуюся жизнь.
9. Травкин Д. «По собору не стрелять» // Победа. 1989. 17 апреля.
10. psgp.ru


Рецензии