Дуэль

               
     Городок, а это был военный городок, понравился мне сразу и до такой степени, что я влюбился в него. Самое название его – Гаёк, которое я знал и ранее, поскольку писал его на конвертах, адресованных однокурснице, которая малое время спустя, стала моей женой. Его звучание ассоциировалось в моём сознании с любимой песней: «Стоїть гора високая, // А під горою гай, гай, гай // Зелений гай густесенький // Неначе справді рай».

     И всё, как в песне. И под горою речка. Светлая-пресветлая. И даже при утреннем холодке, когда Рось ещё парила по всей своей длине, ощущение свежести и счастья, ничем не заслуженого, данного в награду просто за то, что ты живешь, охватывала всё твоё существо. Гай – Рай!

      В том году мы приехали в райские места гораздо раньше, чем обычно. Меня, как это повелось, с первого года работы в школе каждую весну включали в Государственную комиссию, которая принимала выпускные экзамены. Дело не трудное, но съедавшее много времени, к тому же совершенно не оплачиваемое, и даже не включавшееся в нагрузку. Я взбунтовался, но не по этой причине. Произошло это на экзамене по русскому языку (сочинение), точнее после него. Причина была  в откровенном шулерстве.

     Комиссия, воооружившись авторучками, заправленнями чернилами всех цветов, профессионально выправляла описки и ошибки прежде всего у претендентов на медали и на двойки. Последних, вообще, не должно было быть, иначе директору позор в Облоно. Я заявил, что в мошенничестве участия принимать не буду, повернул ключ, дверь закрывалась изнутри, всё должно было быть шито-крыто, и вышел вон, но дверью не хлопнул.

      И мы очутились в Гайке недели на три раньше, в самое райское время. Часам к шести-семи мы отправлялись на утреннее купание на реку Рось. Мы шли по соловьиной тропе. Соловьи не жалели своего горла и не скрывали своего искусства, сидя на ветках дерев и на телеграфных (или иных каких) проводах. Их было так много, как яблок в осеннем саду. Божественная музыка окутывала весь лес справа от тропы и весь заповедник Александрия слева. Она висела и над Росью и над камнями Палиевой горы, последними отрогами Приднепровской возвышенности, с которых так удобно прыгать в парную воду утром, и на которых так вольготно раскидывать свои ещё незагорелые тела днём. Нет большего блаженства ни в первой юности, ни в уходящей молодости.

     После завтрака я шёл к газетному киоску, стараясь опередить таких же любителей газетных новостей. Будто бы не было ни радио, ни ТВ. «Читатели газет – глотатели пустот» (Марина Цветаева).
     На ближайшей скамейке я начал смаковать остроты шестнадцатой страницы «Литературки», полагаю, что большинство из «глотателей пустот» покупали или выписывали её ради этой страницы, когда ко мне подошли два высоких юноши по виду десяти – одиннадцатиклассники. Они поздоровались, извинились и обратились ко мне с просьбой неожиданной и для меня даже немыслимой:
- Не могли бы вы посудить один бой по боксу, для нас это крайне важно.

     Я не был боксёром, но тем не менее некое отношение к боксу имел. Боксом занимался сын тёти Маруси. Некогда я читал ему сказки, водил в кино, играл с ним в его игры, а потом он вдруг как бы догнал меня по возрасту. Он учился на первом курсе авиационного техникума, а я, проработав слесарем пару лет на заводе, был на третьем курсе пединститута. И он занимался боксом в юношеской секции одного из самых знаменитых клубов Саратова. У Вовки оказались явные способности, но он был ленноват. Его тренер по имени Владимир Ильич измыслил гениальный трюк. Мы жили с Вовкой в одном доме, я у деда, он с матерью и отчимом в другой половине. Наша жизнь в известной мере протекала параллельно. Мы в одно время уезжали утром на занятия и чуть ли не одновременно возвращались. Так что меня можно было использовать в качестве тренера по общефизической подготовке и в качестве спарринг-партнёра, сообразил Владимир Ильич. Он даже предложил мне потренироваться у него, поскольку в секции не хватало тяжеловеса. Но я уже вырос, к его сожалению, из юношеского возраста.

      Так я стал домашним тренером Вовки. Мы бегали по лесу и по горам на Третьей дачной, благо дом наш стоял чуть ли не на самой опушке. Мы оттачивали реакцию друг друга, играя бесконечные партии в настольный теннис. Дед нам разрешил воспользоваться сине-зелёной перегородкой, унесённой из чьего-то разобранного дома, в качестве стола. Мы били по груше, проводили бои с тенью и … боксировали. Условия для меня были более, чем комфортные: я мог бить Вовку сколько угодно, и как угодно, а он, скорее, изображал удары, всё таки профессионал. Ему нужна была надёжная защита. Я бил, он защищался. Нам было весело. Жизнь оправдала нетривиальный ход «Ильича», Вовка стал мастером спорта, и даже чемпионом армии в своём весе, но, конечно, с Попенченко он соперничать не мог, и, в конце концов, стал тренером. У меня же долго сохранялась привычка делать по утрам несколько упражнений из боксёрского арсенала. Я их и делал ранними утрами на шикарном балконе тестя, не думая, что кто-то наблюдает за мною в пять-шесть утра. Оказывается, наблюдали.
     Зачем им вся эта канитель с боем в ближайшем лесу, ребята не сказали, да так, дескать, кто сильнее. Разумеется, я им не поверил. В этом возрасте все знают, кто чего стоит, и кто кого сильнее. Не пятый же класс! Тут было что-то поважнее, какая-то тайна.
     Эти юноши, сыновья офицеров, высокие, статные, красивые с несколько высокомерным видом. Я наблюдал таких впервые во время наших отпусков в Гайке и в городе. Они не очень походили на русских мальчиков, как их описал Достоевский, и какие встречались в Саратове и в Энгельсе. Или дело тут было в иной национальности – Украина всё же, они были самоуверенны, упрямы, и казались себе неотразимыми. В неполные шестнадцать-семнадцать лет они несли в себе уже, казалось мне, едва ли не цельную личность. Нет, десять лет тому, когда мы подходили к аттестату зрелости, мы не были такими, хотя тоже походили друг на друга, как горошины из одного стручка. Общего у нас было гораздо больше, чем индивидуального. Да, если присмотреться, мы были почти взаимозаменяемы. Если хотите, мы были более детьми. Учительский мой опыт вполне подтверждал мои наблюдения. И при этом, какие чудесные это были мальчики, русские мальчики, (Достоевский, «Братья Карамазовы») – Колька Сакинас, Генка Чепелев, Лёшка Минько… Мне было легко и приятно понимать их.
     Я пытался выяснить, для чего эта тайная акция в лесу, но юноши оказались дипломатами более, чем можно было предположить. Однако и мне не хотелось отказывать им. А потом… они же, видя мои дикие скачки на балконе, сочли меня боксёром. Последние три слова стоило бы подчеркнуть. Во мне взыграла гордость… Одним словом, у меня в зобу дыханье спёрло… Хоть и незаслуженная слава, а всё же! К тому же, разве не я послал однажды Вовку в нокдаун? И когда он, озверев и презрев наш договор, стал наносить свирепые удары, разве не я ушёл в глухую защиту, чему он ранее сам меня и научил? Я не пропустил ни одного ощутимого удара. Более того, разок звезданул, и прилично, его по печени. Разумеется, суди нас судья в купе с боковыми, я бы точно выиграл по очкам, но морально я себя победителем не считал.
     Разговаривая с ребятами, я профессиональным чутьём (учитель!) уловил, что друзья вовсе не друзья, а скорее соперники, и кровно заинтересованы в предстоящем бое. Стало ещё интереснее – что это? И, решив не подводить «нашу боксёрскую касту», я согласился. Но! С тем, чтобы сейчас на месте, обговорить условия поединка. Первое: при первом появлении крови, рассечение брови или расквашенного носа, поединок прекращается.
Второе: решение судьи в ринге (моё) не обсуждается. В случае, если я решил, что бой идёт за явным преимуществом одного из бойцов, я имею право его остановить досрочно.
Третье: боковые судьи назначаются поровну от каждой стороны, и счёт пропущенных ударов не оспаривается.
Четвёртое: если у каждого из соперников есть свои болельщики, они ни словом, ни делом не оскорбляют противоположную сторону. То есть, даже попытки массовой драки не должно быть.
 Пятое: не должно быть её и после решения судьи. Его решение признаётся правильным и абсолютным.
Бой: три раунда по три минуты. Секунданты и всё, как полагается.
     Ребята вели меня через лес, легко перелетая через небольшие канавы, и обходя уже почти затянувшиеся землёй окопы. Я вдруг подумал: почва столь же текуча, как вода, только движется очень медленно, но не настолько медленно, чтобы и через двадцать лет после войны не заметить следы ран, нанесённых ей.
      Мы резко оттолкнулись, и все левой ногой, перелетев через широкую вмятину в земле – остатки траншеи, и вылетели на поляну. Две кучки молодых людей, ждавшие нас, оживились. Лёгкий шёпот слился с ропотом свежепромытых листьев в верхушках деревьев. Странно, почему они все говорили тихо, и что они говорили? И тут же я осознал, что и сам начал говорить вполголоса.
     Мы разметили ринг. Тщательно очистили его влажную поверхность от всяких сучков и камешков. Всё равно ноги будут скользить, трава была сыровата от росы, но она высыхала на глазах. День начинался жарою.
     Пока я инструктировал боковых судей, обе группы, ещё резче обособились, заняв противоположные стороны ринга. Мой слух обострился, ничто не ускользало от меня, несколько раз уловил девичье имя – Катя. Шелестело оно и справа, и слева. Вот значит, в чём дело. Я представил на месте соперников себя и Витьку Верескуна. О нет, мы не были такими соперниками. Какой приз разыгрывали эти два красивых парня? Симпатию неведомой Кати? Невозможная вещь, в десятом классе уже понимают, что её, симпатию, или любовь таким образом не завоюешь. Или тут оскорблённое самолюбие? Эта мысль мне понравилась больше. Да что я в самом деле, зачем мне это? Помогу этим благородным паренькам и всё. Я действительно мысленно употребил этот эпитет, словно они были рыцари, вышедшие из книги Томаса Мелори. Почему не мордобой на большой перемене на заднем дворе школы? Или прямо в классе перед лицом своей донны. А сама Катя, какая она? На кого она похожа? Может быть на Аллу Никитину, на нашу барачную мадонну «чистейшей прелести, чистейший образец», к которой ни одна нечисть не смела приблизиться. Красота ли её оберегала от посягательств окружающей шпаны, не знаю, но так было. Очевидно, и эта неизвестная мне Катя была прекрасна, как только может быть прекрасна первая любовь. Юноши ещё не понимали, что здесь прекраснее всего их чувства и они сами. И, к их счастью, они не знали, что донна, получив аттестат зрелости, на другой же день выйдет замуж за молодого лейтенанта и исчезнет навсегда из их жизни. Первая юношеская любовь всегда несчастна. Они этого не предчувствовали, а я знал и восхищался ими.
     Бой окончился. Соперники и судьи поблагодарили меня за объективное судейство, пожали мне руку и, напрочь забыв о моём существовании, теперь уже единой гурьбой двинулись в обратный путь, задумчивые и молчаливые. Разрешил ли поединок их проблемы, нет ли, мне не дано было узнать.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий! Понятно, что автору хотелось показать становление настоящего мужского характера в самом романтическом периоде жизни, когда бурлит молодая кровь, и "половодье чувств" заставляет будущего мужчину совержать подвиги во славу прекрасной дамы. Сразу замечаешь и очень приличный литературный русский язык, и профессионально построенный сюжет, и философский настрой всей этой яркой истории. А где сама дуэль? Полагаю, что читателю было бы интересно знать, как поведут себя молодые люди в настоящей мужской схватке, и как закончится физический контакт соперников, если победа будет присуждена одному из них. В боксе ничьи чрезвычайно редки. Не секрет, что и победитель, и побежденный воспринимают свое положение после боя весьма эмоционально, даже когда нет явного преимущества и результат подсчитывают по очкам. Тут трудно сымитировать рыцарское поведение, если у юноши отсутствуют благородные качества. Действительно, боксерский поединок сродни дуэли. На мой взгляд, описание боя могло бы добавить в рассказ и яркости, и красок.

Спасибо за публикацию!

С уважением!

Александр Халуторных   04.03.2022 15:24     Заявить о нарушении
Александр! Спасибо за пространный и доброжелательный отзыв. Сразу видно, что Вы хорошо понимаете суть боя на ринге и то, что, возможно, содержится за рингом. У Джека Лондона есть замечательный рассказ "Кусок жизни"(?), где рассказчик особенно подчеркивает тот факт, что ему ничего не известно из того, что было до встречи с героями рассказа, и что стало с ними потом... Вот так - просто кусок жизни. Все остальное предоставлено додумывать читателям. Нечто подобное происходит и в моем рассказе. Рассказчику тоже неведомо, что происходит до момента рассказа, и что случится потом. Необычность ситуации для рассказчика заключается в том, что противостоят друг другу очень приличные молодые люди, не испытывающие друг к другу ненависти. Это действительно дуэль. Но это ничего не означает. Герои этой сцены как были порядочными людьми, так и остаются таковыми, как и обе группы их поддержки. Вывод таков: люди, будьте людьми! как эти юноши. Что касается самого поединка, конечно, его можно было бы красочно описать, но для понимания характера моих героев это ничего бы не дало. Возможно, Ваше замечание имело бы смысл, если бы в центре повествования был бы довольно банальный и тысячу раз описанный сюжет, а именно: задета чья-то честь и она должна быть восстановлена - что-то вроде из времен героев Дюма-отца. В любом случае я благодарю Вас за замечания и желаю Вам творческих успехов и всяческих удач! Ю.М.

Юрий Милёшин   07.03.2022 14:11   Заявить о нарушении