Разведчик из Панджшера

Ещё в Батайске новобранцам, среди которых был Николай Кондратенко, сообщили, что их отправляют в Минеральные Воды, а оттуда на самолёте доставят в учебный центр, который находится в туркменском населённом пункте Келяте. Это база подготовки рядового состава для ДРА – Демократической республики Афганистан. Горы туркменские почти такие же, как в Афганистане Командный состав там готовили полгода. Рядовые же проходили трёхмесячный карантин. Это физическая подготовка – походы в горы и военная – на стрельбище.

2 июня 1985 года бойцы принимали присягу. И полной неожиданностью для Николая был приезд его родных – мамы и сестры с мужем.
Почти в полном составе из «учебки» парни отправились на войну. Разве что процентов пять отсеялись – по состоянию здоровья.
– Из нашей, Батайской, группы, все парни, которых я знал, все попали в Афганистан. После «учебки» нас направили в один полк. Прилетели мы в Кабул, и там нас стали распределять по частям. Вскоре сообщили, что мы должны на самолёте лететь в Баграм. Афганских названий мы ещё не знали, и многим послышалось «в погран» – подумали, в пограничный полк – и я удивился: «Как в пограничники? Меня готовили в разведку!».

Путь от Баграма продолжился – до Панджшерского ущелья. Его центром является кишлак Руха. В нём и базировался третий разведвзвод третьего батальона 682-го мотострелкового полка 108-й дивизии. Там иногда доводилось общаться с местными жителями, и Николай освоил несколько слов на фарси.

– Мы служили вместе с орловчанином Евгением Юрченко, он был в первом батальоне гранатомётчиком. Главная задача разведчиков – добыча информации о противнике. Зимой частенько ходили в ночные засады. Куда мы шли – знал только наш командир. А также сопровождали колонны машин. Не раз участвовали в боевых операциях. Разведка была в первых рядах.

Николай Николаевич запомнил день своего двадцатилетия. 14 июня он был на боевом задании. Командир подарил тридцать боевых патронов. На рассвете 17 июня при сопровождении колонн начались подрывы идущей впереди боевой техники и обстрелы колонны. В этом бою был тяжело ранен. Дальше – Кабульский госпиталь, в котором находился полтора месяца. Потом возвратился в часть.
– Я после возвращения увидел у мамы стопку моих писем к ней. Они будто под копирку написаны! «Всё хорошо. Здесь очень жарко». Хотя жарко часто было не от солнца, а от свинцового дождя. Мама так и не узнала о моём ранении, пока я находился на службе.

В Афганистане Николай Николаевич служил ещё до 30 октября 1986 года. Потом был долгий путь домой: добирался на вертолёте, на самолёте, на пароме, поезде. Из Ростова домой, на родину, в хутор Ленинский, приехал на машине.
– Для мамы и отца моё возвращение стало полной неожиданностью. Когда мы подъехали к дому, одновременно к калитке подошла почтальонка. Мама у неё спросила: «Нет ли писем от сыночка?». Та ответила: «Писем нет, но тут в машине сидит солдат». Отец, узнав о моём возвращении, тут же вернулся с работы. Рядовой армии Кондратенко пришёл домой с медалью «За отвагу».
Николай Николаевич окончил Ростовский педагогический институт и пятнадцать лет проработал в Черкесской школе. Сегодня он – воспитатель и учитель профессионально-технического обучения в школе-интернате. Учит мальчишек столярному делу.

Однополчане и спустя более 30 лет не теряют связи друг с другом, хотя разделяют их тысячи километров. Сегодня афганцы живут в Адыгее, в Молдавии, Белоруссии. Но место их общей встречи изменить нельзя! Сейчас они планируют встретиться в честь 30-летия вывода войск из Афганистана на родине своего боевого командира Александра Фёдоровича Королёва – в Балабаново Калужской области.


Рецензии