Почему они такие 2

Кавказский вопрос – греческий проект

«Греческий проект» - XVIII век

Наверное, многих беспокоит вопрос: а что мы вообще забыли на Кавказе? Ради чего затевалась эта авантюра, обернувшаяся самой долгой в истории страны, 47-летней Кавказской войной? Что в итоге выиграла страна и какой ценой?
«Греческий проект» - под таким названием известен широкомасштабный проект Екатерины II по сокрушению Османской империи и последующий раздел ее территории между Россией, Священной Римской империей и Венецианской республикой. Предполагалось возродить в Константинополе Византийскую империю, а на трон посадить новородившегося внука Императрицы – Константина Павловича.
Локомотивом этого процесса выступила греческая диаспора, проживавшая в России: после масштабной Первой Архипелагской экспедиции Балтийского флота в Средизнемном море в 1769-1774 годах (Наваринский бой, бой в Хиосском заливе, Чесменский бой, блокада Дарданелл, бой в Патрасском заливе, атаки на Дамьетту, Бодрум и Станчио, осада Бейрута и др.) греческая диаспора решила обратиться к Императрице с призывом к освобождению родины.
Проект воссоздания греческой государственности был изложен в конфиденциальном письме Екатерины II к Иосифу II от 10 сентября 1782 года. Ее секретарь А. А. Безбородко сделал черновой набросок, а князь Потемкин внес в него поправки. Он носил геополитический характер и предусматривал перекройку карты Юго-Восточной Европы. Письмо начиналось с сетований: Порта чинит препятствия проходу российских судов через Босфор и Дарданеллы, подстрекает жителей Крыма к восстанию, нарушает автономные права Дунайских княжеств.
Затем последовали уверения в миролюбии: «Я не добиваюсь ничего, выходящего за рамки, установленные договорами». Екатерина II представила своему коронованному корреспонденту картину развала Османской империи, не скупясь на черные краски: паши своевольничают, бандиты грабят города и села, некогда грозные янычары торгуют в лавчонках, откуда их не вытащить, члены дивана казнокрадствуют, христианские подданные готовы восстать».
Лелеемые в Петербурге планы воссоздания Византийской империи на руинах Османской вызвали серьезную озабоченность некоторых иностранных держав, в том числе Франции, которая была связана с Турцией вековым союзом, и Англии, которая опасалась нарушения «баланса сил» в Европе и установления российской гегемонии в Восточном Средиземноморье.
Патовая ситуация, при которой христианские государства Западной Европы поддерживали существование крупнейшей исламской державы, притеснявшей христиан на Балканах, получила название «восточного вопроса». После воссоздания независимой Греции «греческий проект» принял форму т. н. «великой идеи».
Поездка Екатерины II в Тавриду и Новороссию (т.н. «Таврический вояж», продолжавшийся полгода, со 2 января по 11 июля 1787 года) воодушевила ее. За несколько лет пустынные степи и безлюдное побережье превратились в цветущий край. Это, казалось, приблизило осуществление имперской мечты Екатерины II и Потемкина: основанию на обломках Османской империи нового государства – Византийской греческой империи. Во главе этой империи должен был встать младший сын Цесаревича Павла Константин, чье греческое имя, данное при рождении в апреле 1779 году, говорило само за себя (основателем Византийской империи был Константин Великий, такое же имя носил и последний византийский император Палеолог, погибший в бою с турками на стенах Константинополя). Имя «Константин» было не типично для династии Романовых, однако после этого оно прочно вошло в романовский именослов.
«Меня спрашивали, кто будет крестным отцом. Я отвечала: только мой лучший друг Абдул-Гамид мог бы быть восприемником, но так как не подобает турку крестить христианина, по крайней мере, окажем ему честь, назвав младенца Константином», - писала Екатерина.
«Греческий проект» имел отчетливые имперские черты – завладеть «ключами Востока» – Проливами (Босфором и Дарданеллами), захватить Балканы, Кавказ и Закавказье, расширить империю на юг и восток и в конечном счете повелевать миром, как некогда Римская или Византийская империи. Наряду с Византийской империей предполагалось создать еще две – одну на Кавказе, а другую – на Балканах, причем в последней империи государем предполагал стать сам Потемкин. Не случайно также, что в 1783 году был подписан русско-грузинский Георгиевский трактат, согласно которому Картлино-Кахетинское царство Ираклия II входило под протекторат России, а в Тифлис входили русские войска.
Вместе с тем в сознании балканских славян столетиями жила вера в то, что наступит час и придут «русские братушки», чтобы освободить их от чужеземного ига.
С этого момента и было положено начало печальной «кавказской истории». Чтобы занять Стамбул, нужно было победить Османскую империю, ослабевшую, но все еще сильную, имевшую большие людские и материальные ресурсы. Кроме того, подобное усиление России в Проливах было крайне невыгодно европейским державам – Франции, Англии.
Не в восторге от планов Екатерины был и ее ближайший союзник – австрийский император Иосиф II. Он ясно давал понять, что предпочитает иметь дело со слабыми «соседями в чалмах», чем с сильными и агрессивными «соседями в треуголках». Поэтому из всех огромных планов отвоевания Константинополя и создания империи удалось осуществить только обучение великого князя Константина греческому языку.

«Греческий проект» - XIX век

Кучук-Кайнарджийский договор 1774 года установил в первый раз начало вмешательства России в дела Турции.
Екатерина II имела проект полного изгнания турок из Европы, восстановления Греческой империи, передачи Австрии западной части Балканского полуострова и создания из Дунайских княжеств буферного государства Дакия.
После Адрианопольского мира 1829 года Император Николай I приказал особому секретному комитету, под председательством князя Кочубея, изучить положение Турции и выяснить положение России в случае распада Турции. Иоанн Каподистрия предложил в то время из Турецкой империи образовать пять второстепенных государств, а именно: 1) княжество Дакия - из Молдавии и Валахии; 2) королевство Сербия - из Сербии, Боснии и Болгарии; 3) королевство Македония - из Фракии, Македонии и нескольких островов: Пропонтиды, Самофракии, Имброса, Тазоса; 4) королевство Эпир - из верхней и нижней Албании и наконец 5) королевство Греческое, на юге Балканского полуострова от реки и города Арты. Константинополь - ключ проливов Босфор и Дарданеллы - он предполагал объявить вольным городом и центром конфедерации, которую должны были составить из себя означенные пять государств. Входил ли комитет в рассмотрение этого проекта - неизвестно; но комитет решил единогласно, что поддержание существования Турецкой империи в Европе гораздо выгоднее для России, чем ее упразднение и образование вольного города из Константинополя.
Император Николай I, в начале царствования увлекавшийся надеждой осуществить заветную мечту Екатерины II, - изгнать турок из Европы, - оставил эту мысль и не только не содействовал к скорейшей кончине «больного человека Европы» (так назвал император Николай Турцию в интимной беседе) и разложению его останков, но сам поддерживал и охранял его существование.

Средиземноморская авантюра – XX век

К началу XX столетия была разыграна еще одна «балканская карта», или «балканский козырь» - Сербия и Черногория (будущий костяк Королевства Югославия). Если внимательно посмотреть на карту того времени, можно прекрасно разглядеть, ЗАЧЕМ именно России нужно было поддерживать Сербию в пресловутом конфликте с Австро-Венгрией, развязавшем Первую мировую войну 1914 года. Через Сербию Россия получала выход к Адриатическому, а там и к Средиземному морям (не напрямую, естественно, сама Сербия не имела морских границ, зато их имела Черногория). При этом, Австро-Венгрия, хотя и оставалась владелицей морского побережья, но оказывалась взаперти – выход из Адриатического моря в Средиземное были практически блокированы. Австрийскому флоту пришлось бы буквально красться по итальянскому побережья. Оставалось решить вопрос Италией.
В 1889 году в Петергофе состоялись две свадьбы черногорских принцесс, дочерей черногорского князя Николы I Петровича: старшей, Милицы - с великим князем Петром Николаевичем и Анастасии – с герцогом Георгием Максимилиановичем Лейхтенбергским. В 1896 году образовался желаемый «треугольник»: их младшая сестра Елена вышла замуж за будущего короля Италии Виктора Эммануила III.
Таким образом, операция по блокированию Австро-Венгрии в Адриатическом море подошла к своему логическому завершению.


Рецензии
Вопрос Глупости последних Романовых :" Зачем ввязались в самоубийственную войну, не имея возможности помочь Сербии ? ", - ждёт исследователя. Болгары , т.н. "братушки" - ЛЕГКО "закрыли" Главный сербский "вопрос", захватив её , не прибегая к помощи "великих" держав. - " ДОБРЕ ДОШЛИ!"... И РАДИ ЧЕГО столько жертв , и "русская смута" в итоге ...

Некрас Игнатов   01.02.2019 22:19     Заявить о нарушении