Еврейский вопрос
Безусловно - евреи уезжали из России и до 1881 года. Отчасти это было связано с привлекательным инвестиционным климатом в США, где в 1848 году началась самая известная «золотая лихорадка» в Калифорнии, затем в Колорадо, а в 1865 году завершилась Гражданская война.
Россия еле-еле вытерпела евреев чуть более 100 лет, в то время как Европа терпит ух уже более 2000 лет!
К моменту убийства Царя Александра II в России проживало 67% всего еврейского народа. Откуда взялась такая численность?
В конце XVIII века в результате трех разделов Речи Посполитой, Россия, присоединив к своим владениям огромные западные территории, стала государством с самой большой численностью еврейского населения в мире!
В итоге перед страной встала серьезнейшая задача – как правильно инкорпорировать этот абсолютно прежде чуждый элемент с совершенно непонятной культурой в экономическую, политическую и культурную жизнь России – ее новой родины? Эта сложнейшая задача решалась величайшими умами страны на протяжении ста с лишним лет, но в итоге так и не была решена.
Не была она решена и в XX веке при советской власти.
Спустя 109 лет после первого раздела Польши, в 1881 году, по России прокатилась волна мощных погромов, катализатором которых послужило убийство народовольцами Императора Александра II.
В результате начавшихся опустошений с 1881 по 1906 годы, а затем и в ходе Гражданской войны территорию Российской империи покинуло более 2 млн. евреев, которые эмигрировали, в основном, в США.
Что мы имеем по факту?
В настоящее время, спустя уже 100 лет после этих трагических событий, изменивших историю как нашей страны, так и всего мира, основная масса евреев (49% - почти половина) проживает именно в США, еще 44% - в Израиле. В России же осталось всего около 1,4% всех евреев. От некогда существовавших 67%!
Известный правозащитник, диссидент и отказник, а впоследствии депутат кнессета и министр Натан Щаранский, утверждает, что нынче Америка – самое опасное место для евреев, поскольку ассимиляция съедает огромные части общины. И каждый день в Америке становится на несколько сотен евреев меньше. Но, заметьте, абсолютно безболезненно!
С «высоты прожитых лет» можно констатировать, что Россия в принципе не могла стать «еврейской страной». Не смогла и не захотела. Но она не смогла даже стать и просто родной для евреев (как, например, Польша в XIV-XX вв.) – «переварить», «переплавить» как следует этот чужеродный элемент, заставить его работать на благо страны. Мало того, российские политики как XIX, так и XX столетий, так и не решились грамотно использовать этот элемент – найти ему должное, достойное применение.
Не буду говорить об изначальной ошибке – участии в разделе территории суверенного государства и присоединение громадной территории. Это – основа. Проблемы пришли вместе с новой территорией и населением.
Известный юдофоб, министр внутренних дел, генерал граф Н.П. Игнатьев, сторонник идей панславизма, во время непродолжительного пребывания которого на посту министра (1881 - 1882) еврейский вопрос резко обострился, публично высказывался за эмиграцию евреев из России. Именно при нем, 3 мая 1882 года, были опубликованы так называемые «Временные (или майские) правила», носившие официальное название «О порядке приведения в действие правил о евреях». После убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года, в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том, что существует правительственное указание бить евреев.
«Крепостное право для евреев», как окрестил «Майские правила» историк Михаил Штереншис, запрещало евреям впредь в черте еврейской оседлости: а) селиться в сельской местности; б) приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; в) торговать в воскресенье и в христианские праздники. Эти «Временные правила» были отменены лишь в марте 1917 года Временным правительством России.
В чем заключалась основная проблема? Если коротко, то в том, что общество считало евреев религиозными фанатиками, которые в свое «убили Бога» и угнетают трудовое население. Помните Высоцкого?
Но тот же алкаш мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь христианских младенцев,
И как то в пивной мне ребята сказали,
Что очень давно они бога распяли.
Им кровушки надо, они без запарки
Замучили, гады, слона в зоопарке.
Украли, я знаю, они у народа
Весь хлеб урожая минувшего года.
По Курской, Казанской железной дороге
Построили дачи, живут там, как боги,
На все я готов, на разбой и насилье,
И бью я жидов, и спасаю Россию.
В российском обществе постоянно муссировалась тема о том, что евреи были лишены лояльности к своему новому государству и вообще какой-либо склонности к нормальным гражданским отношениям. Отмечалась их предполагаемая заносчивость, которая усиливалась специфической системой образования мужского еврейского населения. Это в свою очередь оправдывало и поддерживало откровенную эксплуатацию, которая зиждилась на обмане нееврейского населения.
Три раздела Речи Посполитой, последовавшие при Екатерине II в 1772, 1793 и 1795 году, привели к тому, что в составе Российской империи появилась огромная масса чужеродного (и доселе практически незнакомого) элемента – еврейского населения.
Тогда радовались присоединению огромного массива земли – приобретение территории считалось успехом, мерилом деятельности любого монарха. Да и сейчас в любом учебнике истории Императрица Екатерина II считается одной из двух (второй – Петр I) самых значимых монархов России. Только им двоим в российской истории присвоен титул «великих».
Екатерине еще в 1767 году (т.е. всего лишь на пятом году правления, когда еще никаких достижений и обширных приобретений и в помине не было) Комиссия по Уложению поднесла титул «Великой, Премудрой Матери Отечества», но Императрица скромно (!) приняла лишь титул «Матери Отечества».
Сразу после раздела Польши Екатерина II, проникнувшись идеей роста городов как торговых центров Российской империи, в 1780 году указом отнесла всех евреев к одному из городских сословий - купеческому или мещанам. По сравнению с большинством населения, относимого к крестьянскому сословию, городские сословия имели более широкие права и привилегии. Как отмечает профессор Университетского колледжа Лондона Клиер, «статус российских евреев был уникальным для этого времени во всей Европе» . Однако такое состояние продлилось недолго, столкнувшись с недовольством христианского населения городов и обвинением евреев властями в «паразитических» и «эксплуататорских» видах деятельности, не способствовавших росту городов и не соответствовавших деятельности купеческого сословия.
Проблемы пошли со временем…
Вначале не знали, что с ними делать в принципе. Евреев ограничили в передвижениях – установили «черту оседлости». От основной повинности (рекрутской) они откупались.
Затем, в 1827 году, при Николае I, попытались инкорпорировать евреев в единую структуру Российского государства, использовав в качестве средства армию – т.е. «перемолоть», «перемешать», воспитать и, таким образом, создать послушных и благовоспитанных граждан, коими считались, например, русские (титульная нация). Однако эта программа провалилась.
Что в «сухом остатке»? Присоединение огромной территории в конце XVIII века обернулось для России неудачной попыткой перевоспитать и инкорпорировать в свою среду чужеродный элемент (как, например, чувашей, мордву, марийцев). Прошло всего лишь 109 лет с момента первого раздела Польши и появления евреев в России до первого серьезного погрома на национальной почве и начала массового их отъезда из страны.
Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения» .
Свидетельство о публикации №219020101752
Некрас Игнатов 01.02.2019 23:07 Заявить о нарушении