Раньше кушали икру

"Все для трудового народа" всей своей плотью в прошлом транспаранты несли торжество при сдаче государству зерна нового урожая. Недолговечные события быстро забываются до появления новых, оживляющих воспоминания о прошлом.

Несколько лет назад по социальной путевке я отдыхал в Краснодарском крае и получил огромное удовольствие от пребывания в этом очаровательном месте. По подсказке сведущих знакомых я подал заявление на новую поездку. Прошло два года. Мое ожидание, как зыбкое сновидение, спонтанно возникло и также внезапно исчезло, размывая надежду. И вдруг - звонок из Управления социальной защиты с предложением через два дня отправиться в санаторий "Озеро Белое" под Шатурой.

Утро было непредсказуемо ненастным. Ожидающий у автовокзала огромный Мерседес с повышенным вниманием поглощал суетящихся перед высокими ступенями москвичей. Женщин оказалось в большинстве, и когда я вошел, салон был заполнен почти до отказа. Тишина порождала безразличие. Впереди меня находилась неподвижная пара в темной одежде. Казалось, весь автобус заполнен мраком. На память пришли слова Андрея Белого "Мы к ярким краскам не привыкли. Одежда наша - цвет земли." Возле меня у окна сидела непоседливая женщина. Она смотрела в окно и периодически взмахивала рукой, будто отгоняла со стекла ни весть откуда появившуюся зимнюю муху. Снаружи стоял мужчина, который ответными жестами то ли прощался, то ли успокаивал мою соседку.

Перед предстоящими приятными событиями мне не хотелось заниматься предвидениями. Дорога - стремление к некой цели. Лучшим вариантом проведения в ней времени это документальные кадры за окном. Навязчиво возникала мысль о размещении в одноместном номере. Она терялась среди мелькающих дач, рекламы, заброшенных строений и вновь с упорством возвращалась, вызывая легкое занудное беспокойство. По прибытии за дополнительную плату я неожиданно получил достаточно комфортный номер. И последняя совсем крохотная мысль оказаться за столом с людьми, одинаково расценивающими окружающую нас действительность.

Первое впечатление, будто след на снегу, на время откладывается в памяти и действует в дальнейшем как образ. Из четырех за столом мест одно было свободным. Я поздоровался и пожелал всем приятного аппетита. Мои соседи предстали дамами зрелого пенсионного возраста. Услышав от каждой ответную благодарность, я ощутил первый контакт. Между собой женщины быстро находят темы общения: они обсуждали листок - меню дня и, кстати для моего беспамятства на женские имена, стали знакомиться. Вера, Галина, Алла - с легким достоинством обменялись именами и переключили внимание на меня. Так я отметил для себя второй шаг сближения. Женщины кушали споро и смогли мне ответить пожеланием приятного аппетита. Появилось теплое дуновение обоюдности. Впоследствии женщины оказались очень милыми людьми.

От медицинских процедур я отказался и ушел в беззаботную жизнь одинокого не обремененного женщинами человека. И лишь дамы за столом раскрывали свои индивидуальности при моем зрительном внимании к обсуждению любимой еды, в каких санаториях лучший набор медицинских услуг и, конечно, к конкурирующим источникам информации прогноза погоды. Убежден, для приятной атмосферы в собрании незнакомцев - не место настаивать на своем мнении.

Постепенно мои женщины(условно называю их моими)по мере роста доверия в расхожих разговорах стало проявляться больше Я. Алле не понравилась в номере соседка, которая до глубокой ночи смотрела телевизор, Вере стало далеко добираться до лифта. Галина всем была довольна и только ей чуть не хватало черного хлеба. К бытовым невзгодам мы - привыкшие люди, и я с легкостью переносил нашу провинциальную жизнь.

Однажды при очередной нехватки черного хлеба Галина открыто высказала возмущение официантке, которая молча принесла добавок. Моя соседка напротив по инерции продолжала возмущаться, вызвав, как неожиданно проснувшийся вулкан, к себе внимание. Она рассказала, что в этом санатории отдыхала семь лет назад. Место пользовалось покровительством мера Москвы Лужкова, в еде был полный комфорт. Мы часто кушали красную икру.

Залетевшее дворянское слово навеяло романтическое в столовой представление об обшитых кружевами и рюшечками скатерти и салфетках,оказавшимися серебряными столовых приборах, появившейся посуды из мозельского фарфора. Сверху светила хрустальная люстра.

"Ели!" - неожиданно сказала Вера, мгновенно стерев возникший флер. "Да,да" - согласилась Галина. Мы слушали проявившуюся после первой недели отдыха горечь Галины и иногда подтрунивали над ее житейскими невзгодами. Она взмахивала ладонью, утверждая что не жалуется и что здесь ей хорошо. Но все же не раз мы слышали про икру и приятные былые времена. Ее взмахи ладонью вдруг напомнили мне соседку в автобусе. Оказалось, что в то утро ее провожал сын, которого она заботливо отправляла домой в Зеленоград. Появилось тепло воспоминания о ее волнениях, и все же выросшая из недавнего разговора отметина не остановила меня от придуманной шутки на набившую нам оскомину от красной икры.

Срок пребывания в санатории заканчивался. Мне хотелось завершить отдых сиюминутным доказательством того, что в истории "Озера Белого" настоящее не хуже истории. До мельчайших подробностей я разработал тайный план угостить своих женщин красной икрой. В "Дикси" вне территории санатория я купил икру. Вечером, когда мы на следующий день заполняем меню заказами, я дождался окончания ужина и в пустую строчку меню вписал "Икра красная - 20гр." Случалось во время неожиданной замены блюда заведующая столовой шариковой ручкой вписывала произошедшее изменение, поэтому мое действие не могло вызвать сомнений.

Утром во время завтрака бдительная Алла обратила внимание на появившуюся запись. Возникла атмосфера удивления, сдержанной радости, сомнения. Радикальная с острым мышлением Алла заинтересовалась, если аналогичная запись у соседнего стола. Их равнодушие ее отсутствия в меню вызвал за нашим столом прилив обсуждения. Я попытался их успокоить фразой "Важно не что написано, а подадут ли! Подождем ужина".

Этап завершения операции носил элементы ребячьей шалости. Двери столовой открывали за десять минут до официального срока. Пришлось идти на авось и войти в зал во время сервировки. Раздвинув яблоки, пакеты с йогуртом и другую снедь, из пакета достал днем скрытно взятую маленькую тарелку и с нахлынувшей удовлетворенностью втиснул ее в центр. Открыл баночку, окружил ее упаковками масла, тайком сэкономленного в течении двух предыдущих дней. Попытался глазами художника взглянуть на красочный натюрморт, превратившийся от наличия икры в движение и смысл, и выскользнул из зала, словно великовозрастный шалун, воображающий неординарное поведение как крохотный грешок. Я почувствовал беззаботную радость.

На ужин я заранее опаздывал. Хотелось почувствовать удовольствие от затеи. Столовая была уже почти заполнена отдыхающими, занятыми одним из земных блаженств. Внезапно появившимся соколиным взглядом я заметил за нашим столом броуново движение. Дополнительно напустил на физиономию равнодушие и оказался, точно на театральной сцене под лучами прожекторов, во внимании вопросительных глаз. Стандартно пожелав приятного аппетита, я сел и занялся едой. Боковым зрением заметил, что все находятся как бы в ожидании какой-то команды. "Борис, вы не заметили подарок?" - с лукавством в голосе спросила Алла. Надо было показать свое постоянное к быту равнодушие. "Действительно дали! Я не сомневался"- ища теперь уже любопытными глазами, спросил я. Игра началась и я решил наступать. "Вы заметили, что с некоторых пор у нас стало много черного хлеба. Теперь могу сказать, что я ходил к заведующей с просьбой о добавке." Вопросительные в глазах знаки показались чуть похожими на восклицательные. Кажется, это был первый успех. "Алла, раскладывайте!" - попросил я. Хотелось дальше разыграть Галину и показать, что икры сегодня дают больше, чем вчера. Но случилось непредвиденное. Женщины с соседнего стола заметили икру и стали допытываться, откуда появился деликатес. Обычно молчаливая Вера жестом показала на меню, вызвав у одних растерянность, другие стали проявлять бойцовские качества. Для выяснения ситуации соседи стали махать официантке.

Мы завершали ужин. У меня появилось разочарование в ожидаемом результате от шутки. Подумалось: все было принято, как должное. Я пожелал всем аппетита, встал и вдруг заметил кивающие в нашу сторону перевернувшиеся головы соседей и остановившуюся возле них официантку. Утром, когда мы сдавали администрации ключи от номера и прощались с санаторием, ко мне подошла Алла и с улыбкой сообщила, что после моего ухода благодаря директору выяснилась моя шутка. Всем она очень понравилась. "Спасибо вам за пикантный ужин!" - поблагодарила меня гранд дама нашего завершившегося собрания.

Вот и закончился мой отдых. Я выполнил все предоставленные мне возможности не оставаться в неподвижности. Я возвращался домой в том же автобусе. Пора было подумать о предстоящих заботах. На неостывших впечатлениях от отдыха возник откровенный для себя выбор: удалась ли случайно придуманная шутка или все таки это было мое скрытое неприятие людей, живущих благополучным прошлым?      

    


Рецензии
Борис, Вы увлекательно описали отдых в санатории. Я прочитал с удовольствием, чётко представляя все этапы, так как неоднократно бывал в санаториях. В молодости было одно, а теперь другое, близкое к тому, что описали Вы. А бывает в санаториях и такое http://www.proza.ru/2014/04/17/2090. С уважением

Владимир Шаповал   18.02.2019 22:34     Заявить о нарушении
Владимир, давно не было у меня такой игривости. Захотелось как-то разрушить установленную стандартную монотонность оздоровительной жизни. Спасибо. Б.Н.-2

Борис Николаев 2   27.05.2019 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.