Закон, что дышло

        Вирус потребительства – страшный вирус. Те, кто не имеет к нему иммунитета, легко совершают алогичные поступки; их реакции на малейшие неудобства или недостатки не в меру болезненны и неадекватны. Нехватка продовольствия и предметов первой необходимость озлобляет таких людей, которые в своём неудовлетворении могут бездумно развалить собственную страну. Со стороны, всё это выглядит довольно глупо, но не так давно, большинство из нас дружно участвовали в процессе, который не только "пошёл", но и зашёл настолько далеко, что закончился распадом Союза. Результат этого распада был опустошительным. А всё потому, что в житейской суетности мы забыли древнюю мудрость: "Человек живёт не для того, чтобы есть, он ест, для того, чтобы жить". Вот если бы эта мудрость сумела ещё развиться до той степени совершенства, чтобы объяснить нам, ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ…

        Вроде бы, отрицательный опыт должен был помочь кануть в прошлое всему, что вызывало его к жизни, – однако всё это выплеснулось в настоящее. Видимо, претендующее на глубокомысленность ещё одно высказывание предков – "Ничто не вечно под Луной" – всё же недостаточно глубоко: ошибки рода человеческого повторяются по кругу, – как фазы видимого глазу лика нашей извечной спутницы. В своём стремлении ко всему новому, мы, как ни странно, возвращаемся к отжившим формам общественных отношений и сосредоточиваем свои усилия на второстепенных направлениях. А зря: никакие прорывы в социологических исследованиях, в науке и технике, не принесут покой и порядок в этот мир, пока главное направление перекрыто стеной, сложенной из окаменелых догм, утверждающих нашу исключительность и главную роль во Вселенной. В основании этой стены лежат: как религия, гласящая о "божественном" происхождении человека, так и атеизм, возбуждающий в нём самомнение и самонадеянность "венценосца". Серая, неказистая и неудобная Истина, как всегда, бродит где-то на задворках бытия, оставляя обжитое пространство прекрасным миражам, толкающим нас на крайности.

        Крайности, как известно, вредны для здоровья, но вместе с тем, они чертовски привлекательны. Именно поэтому, крайности стали удобным инструментом совращения и обмана – тем более что мы сами рады обманываться. Ложь –  как основу возвышения и средство утоления желаний, выходящих за пределы разумных потребностей, используют испокон. Но можно ли управлять миром при помощи лжи, если ею будут пользоваться абсолютно все? Ответ очевиден. Утвердив свою монополию на ложь, каждое правительство всеми силами старается не допустить её использования внутри собственного государства такими же монополистами извне – хотя весьма охотно и очень активно применяет её в чужих пределах. Однажды усвоив, что информация это оружие, власть установила над нею жесточайший контроль.

        Далеко не вся информация предназначена для широкого пользования (и это правильно); но есть информация, которую скрывают по причинам, не имеющим отношения к государственной безопасности. Люди, интересующиеся новостями не от скуки, наверняка заметили, что проскакивающие время от времени в эфир, действительно, "жареные" факты, не имеют развития. "Проскоки" случаются одноразово. Тема – в отличие от обычных общественных скандалов и сплетен бытового уровня – закрывается моментально и без объяснений. Утечка давится в зародыше.

        Вот один из примеров: новость, – промелькнувшая ЕДИНОЖДЫ – была, видимо, ОСОЗНАННО убрана из эфира, ибо бросала не просто тень, а целое затмение на работников российской прокуратуры. Речь шла о привлечении к уголовной ответственности двух глупых особей слабого пола, которые на, некоем, корпоративном празднестве провинились в том, что попытались "увести" из зоны веселья две бутылки шампанского и початую бутылку виски. Не буду вдаваться в моральную сторону этого поступка, потому, что здесь гораздо интереснее реакция представителя правоохранительной структуры, который квалифицировал мелкое воровство, как ГРАБЁЖ – естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями – семь лет заключения строгого режима по максимуму. Голос за кадром, сопровождавший видеоряд, озвучил это рядовое событие именно так – без двусмысленностей….

Дальнейшего развития сюжет не получил – информация в новостных источниках не повторилась; никаких официальных комментариев по этому поводу не прозвучало. Создалось впечатление, что дело "замяли", дабы обыватель не обратил внимания на несоответствие преступления наказанию и не задался вопросом о профессиональном соответствии засветившихся служителей Фемиды. А, вдруг, это не пробел в образовании, а вполне продуманный акт оборотней в погонах, проворачивающих одно из своих тёмных делишек? Лишний раз обращать на это внимание аудитории не желательно: тем более что время от времени, запашком от правоохранителей потягивает. МВД, конечно же, как может, контролирует своих сотрудников, зачищая иногда собственные ряды, но запашок появляется вновь и вновь: а, как известно, – дыма без огня не бывает.

        Огонь такого происхождения, как правило, подспудный – он тлеет, не показываясь наружу языками пламени. И начальствующие кураторы, и "пожарные" из внутренней безопасности, предпочитают помалкивать. В самом деле, кто в здравом уме будет добровольно обнародовать факты своих упущений в работе, (а уж злоупотреблений – тем более). Это, прежде всего, бросает тень на самих контролёров. Упаси Бог, вышестоящие товарищи возьмут, да организуют ещё одну службу контроля – только уже за контролёрами. Как говорится, – чур, меня! Конкуренции в правоохранительной среде хватает с избытком.

        Кстати, о конкуренции. В связи с ней, здесь необходимо отметить ещё один существенный момент: крупные компании и корпорации уже стали, по сути, конкурентами государств. Более того – они, де-факто, являются ГОСУДАРСТВАМИ в ГОСУДАРСТВАХ. Внешне это не обнаруживается; разве что нет-нет, да упомянут о некоем лобби в руководящих кругах. Однако классические государства начинают терять национальные признаки – они становятся унифицированным общественным механизмом, узлы и агрегаты которого "отсекают" национальное самосознание. И всё это ради успешного развития пресловутого бизнеса, который развивается неизвестно зачем. Нет-нет, "его развитие идёт нам во благо" – так, во всяком случае, утверждает  якобы всё знающая элита, имеющая с этого развития свой гешефт, – но так ли это на самом деле?

В условиях, когда ГЛАВНОЙ движущей силой становится ПРИБЫЛЬ, вопрос о безопасности для ТРАДИЦИОННОГО общественного устройства встаёт в полный рост. Мы не зря стараемся (пусть на подсознательном уровне) сохранить традиции, ведь они выстраданы ОПЫТОМ. Погоня за прибылью ПРЕЗИРАЕТ опыт, ставя во главу угла сиюминутную выгоду. Какими будут плоды этой выгоды после её извлечения, бизнес не интересует. Как не интересует его вопрос – для чего производить ИЗБЫТОК? На планете ежегодно выбрасывается на свалку – только пищевой продукции – на сотни миллиардов долларов США. Но нас принуждают производить всё больше и больше, для того, чтобы больше ПОТРЕБЛЯТЬ!!! При этом в мире существует масса людей, прозябающих в нищете. Параллельно всему этому, нас убеждают плодиться со скоростью насекомых – видите ли, ресурсов трудовых не хватает; отсюда, мол, необходимость в мигрантах – бред параноика в лунную ночь, и только. А ведь ЭТИ люди учат нас, как нужно правильно жить; они управляют нами! Почему им это УДАЁТСЯ?

        Я не открою большой тайны, сказав, что причиною их успехов на политическом поприще, служит лень множества других их сородичей. Вся разница между двумя категориями особей одной породы (элитой и её массами) заключается в том, что одни напрягаются в размышлениях о том, как бы КАЧЕСТВЕННО обмануть себе подобных, чтобы не напрягаться в физическом труде, а другие ленятся даже подумать о том, что их могут обмануть. А уж о том, чтобы каким либо образом противодействовать обману… Исключением являются, пожалуй, воры в законе – хотя их специфическое противодействие нельзя назвать конструктивным. Это тоже своего рода конкуренты разложившихся элементов государственной системы: они так же предпочитают избегать физического напряжения, но при этом, иметь всё, сразу и с избытком – как многие государственные и муниципальные чиновники.

К сожалению, по причине наших крайне завышенных запросов и ожиданий, – при ОБЩЕЙ апатии к мыслительному напряжению и физическому труду, –  обман долго ещё будет инструментом внешней и внутренней политики. Элита, по идее, должна стремиться ВОСПИТЫВАТЬ свой народ, заботиться о нём, как об источнике собственного благополучия; вместо этого – она его РАЗВРАЩАЕТ и ГРАБИТ. Правда, для того, чтобы кого-то воспитывать, самому нужно быть воспитанным, наша же так называемая элита, в большинстве своём, являет собою, мягко говоря, недоразумение. У кого учиться-то? Внешний лоск, туго набитый кошелёк, хорошо подвешенный язык и безграничная наглость, в совокупности с бандитскими инстинктами – вот собственно и всё, что нынче требуется для продвижения во власть.

        Человечество имеет богатый опыт организации различных социальных устройств – от общинных отношений до рабовладения; от теократии до олигархии. Ему осталось испытать последнюю фазу олигархического режима, когда крупные корпорации различного толка будут осуществлять себя в качестве государств. Это и станет для него началом конца. Вся его история прошла под знаком изобретения новых социальных правил, призванных маскировать свои старые, как мир, злокачественные вожделения. Однако его достижения на этом поприще – мишура, дыра от бублика. Человек не стал совершеннее; как и тысячи лет назад, он предпочитает достатку и здоровому рациону излишества и обжорство.

Не изобретать новые правила ИГРЫ, но постигать вечные законы ЖИЗНИ – вот что важнее заумных споров о формах экономики и социального устройства, ибо из соблюдения этих законов проистекает и формируется то равновесие, та упорядоченность, которые нынешнее поколение правителей тщетно пытается сформировать с помощью пресловутого рынка. Их надежды на последние достижения науки и техники беспочвенны, поскольку достижения эти используются бессистемно, хаотично и поспешно – то есть, наобум, без просчёта последствий. В итоге, наши достижения нас же и погубят. Случится это, конечно, не завтра, и, может быть, даст Бог, не при нашей жизни, но, судя по стремлению всё усложнять и всё регулировать – даже там, где это ни в коем случае нельзя делать, – случится обязательно.

        Может ли произойти чудо, когда, некий конструктивный политический деятель решительно разрубит все узлы, которые навязали его предшественники? Трудно сказать. В этом плане много ожиданий (во всяком случае, в России), связано с В. Путиным, хотя, как и всякий крупный политик, Владимир Владимирович личность противоречивая – по крайней мере, внешне. Для того чтобы оценить его сполна, с ним нужно достаточно долго общаться тет-а-тет, а не эпизодически созерцать НЕСВЯЗАННЫЕ фрагменты его политической деятельности, подаваемые нам средствами массовой информации к ключевым и злободневным событиям в стране и мире – что называется "в струю". Возможность такого общения для постороннего наблюдателя равна нулю, поэтому у меня нет желания уподобляться гадалке, делающей многозначительные выводы, глядя на кофейную гущу. Время покажет. Единственно, что можно сказать наверняка – работать с нами ему будет невероятно трудно.

        Для того чтобы сломать сложившиеся в нашем мышлении стереотипы, нужно, хотя бы на время, дистанцироваться от демократических принципов. Решится ли он на это?… А решаться надо. Россия специфическая страна, привести её в чувство можно только в ручном режиме "сверху". "Низы", в данном случае, бесполезны: они не готовы СОЗНАТЕЛЬНО, что либо, менять – для этого нужен Новый Ликбез. Чиновная прослойка никогда, ни в одном государстве не была однородным монолитом, на который власть могла бы без оглядки опереться – за нею глаз да  глаз нужен. Творцы-законодатели настолько погрязли в собственном "творчестве", что в глазах рядового гражданина слово "Закон" моментально ассоциируется с известной пословицей. Я позволю себе привести её здесь так, как я, будучи ещё зелёным юнцом, услышал от одного пожилого и уважаемого мною человека. Помню, беседовали мы о несовершенстве человеческой натуры, которая выливается в несовершенное жизненное устройство, сопровождаемое несовершенным законодательством. Покуривая "Север" и глядя на застывшие в зеленоватой воде поплавки, он изрёк – "Закон, он ведь, что дышло, – куда ни повернёшь…" – тут он перевёл на меня испытывающий взгляд и неожиданно закончил – "оттуда же и получишь"…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.