История с характеристиками
На общем собрании 5-ого класса «А» девочки выбрали меня старостой.
И вот вызывает меня к себе в кабинет заведующая учебной частью Амелина Евгения Гавриловна.
Ей подчинялись все классы с 1-ого по 7-ой. Завидев невысокую фигуру в черном платье и скрипучих ботинках на разновысоких каблуках, хромающую по корридору, девочки замирали на месте, а учителя старались скрыться в классах. Все боялись пронзительного взгляда её глаз. А голос у неё был низкий и хриплый.
От старшеклассниц мы слышали, что наша заведующая в революцию (году в 1918-ом) будто-бы работала машинисткой в штабе Будённого, а может-самого Чапаева.Тогда, мол, была ранена и простужена. Вот отчего хромала и хрипела.
Посмотрела она на меня строго и просипела:
-Лора, ты, как староста, должна выполнить «ответственнейшее задание»- написать характеристики на всех девочек твоего класса.
Увидев мою растерянность пояснила:
-Ты должна подчеркнуть положительные и отрицательные качества каждой девочки, написать об их хороших и плохих поступках.
Она дала мне чистую тетрадь (с бумагой в стране было плохо) и ещё раз напомнила, чтобы я «отразила в каждой характеристике своё мнение».
Дома, разделавшись с уроками, я сижу за большим столом в центре комнаты, и мучаюсь:
-Что писать? Что Тонька болтушка, а Гусева списывает у Типикиной?
Что Федорович Люда придумывает всем прозвища, что Алина Репина-рисует каррикатуры на учителей, а Наташа Кирко читает на уроках? Кстати, Киркошка дружит с Попялковской, и они почему-то не разговаривают с Зоей Попугаевой. А мне это совсем не нравится. И об этом писать?
Ведь Евгения Гавриловна просила, чтобы я «отразила своё мнение».
Я решила начать с характеристики Анофриевой, первой по списку в нашем классе.
И вот когда я билась над вопросом, что я думаю о Лере Анофриевой-давшей мне почитать «Дон-Кихота» (положительное качество), но отказавшейся принести цветок в школу (писать об этом или нет?) , бабушка заинтересовалась, почему я так долго сижу над уроками:
-Что-то ты сегодня припозднилась. Что, много на дом задали?
Я объяснила, что выполняю «ответственное задание», что должна всех охарактеризовать, написать о каждой девочке своё мнение. И я поделилась с бабушкой своими сомнениями:
-Когда я к Лере за книжкой зашла, она разогревала суп и кормила младшего брата. Кажется, сама суп сварила. Значит, умеет готовить.
Молодец! А надо ли об этом писать? Это же не «мнение»... вот если написать, что мне понравилось, что Лера умеет готовить...
-А ещё, бабуль, я должна написать, что мне не нравится в Лере. Так надо. Так мне Евгения Гавриловна велела.
Я пожаловалась:
- Только первую характеристику пишу, да что-то не получается.
А надо на всех девочек написать. Так что я долго буду сидеть.
-Ишь, чего удумали. Характеристики какие-то сочинять. Какое-такое «своё мнение»? Да у нас в роду фискалов не было,-проворчала бабушка, и продолжала:
-Пусть ребёнок лучше погуляет, чем такие задания выполнять. Ишь чего захотели? Надо же такое придумать...Чему учат-то...
И обратилась ко мне:
-Ты вот что, Лорунь, напиши-ка просто-«Лера-хорошая девочка».
Я удивилась: «И всё?»,
-И всё. Это и будет твоё мнение. Разве не так? Или ты не согласна?
Я: а что о Люське Бродской?
Бабушка:
-И о Бродской, и обо всех девочках пиши: «Люся-хорошая девочка», «Ириша-хорошая девочка»...
-Напиши о каждой-«хорошая девочка» и не мучайся, не морочь себе голову.
Я с облегчением вздохнула и принялась за работу, положив перед собой список учениц 5-ого класса «А».
На следующий день я отдала тетрадку с «характеристиками» моих соучениц. Против каждого имени стояло «мое мнение»-
-Лера-хорошая девочка; Наташа-хорошая; Зоя, Тоня-все были хорошими девочками. В общем, так оно и было на самом деле.
- Быстро справилась?-удивилась Евгения Гавриловна,
потом заглянула в тетрадку и покачала головой:
-Ладно. Иди.
Во все последующие школьные годы заданий, вроде написания характеристик или вопросов о моём
«особом мнении», мне больше не давались.(Спасибо, бабушка моя мудрая).
Через много- много лет я вспомнила описанную историю, когда меня попросили высказать мнение о нашем заведующем кафедрой-он собирался поехать в Болгарию на отдых по туристской путёвке. Тогда я, поручившись за его возвращение на родину, закончила поручительство словами –«Лев Александрович -настоящий советский патриот», про себя добавила-«он-хороший мальчик».
Свидетельство о публикации №219020100056