О корифеях, водке и поэзии
"День начинается с вина - / Не так уж плохо... (С. 6.)
"Вагон обрыган...Я тверёз, / Хоть литр употреблён на пару... (С.9.)
"Я так устал,что водка не брала... (С. 12.)
Иногда автор сомневается:
Разве можно написать что-нибудь путное / Когда всё время навеселе? (С. 17.)
В стихах "Мой город" речитатив: "Пахнет бензином и пивом". (С. 9.) (надеюсь, автор не намекнул,что пьёт ещё и бензин?!)
Три литра пива, литр водки" (С. 23. "С утра луна...")
В стихах "Так вышло" автор кается: "Ни денег, ни водки..." (С. 24.) В стихах "Был вечер"... автор сообщает нам о распитии двух бутылок водки и что после этого, естественно, "полночь выпита залпом". (С. 30.) В стихах "Когда на земле..." автор гордо предсказывает: "Я умру с перепоя в психиатрической больнице..." (С. 43.) Вот ещё один шедевр (стихи "И мне опять...": "Стих, порождённый алкоголем / В моих прокуренных глазах..." (С. 46.) Автор "наш", "свой в доску", поэтому он сообщает любимому читателю: "Вероятно, я пьян, / Перебрал анаши... (Стихи "Я сплю и не сплю". С. 48.) Поэзия как раз и нужна для того, чтобы известить читателей, что ты начал пить с утра. ("После первых зимних снегопадов"... С. 64.)
"Я шевелил остатками алкоголя / На донце перебродивших мозгов... ("Ты говорила..." С. 68.) В стихах "Пью пиво"... автор указывает, что "водки литр" стимул, чтобы не кончать жизнь самоубийством (С. 72.) (Суицид не доведённый до конца или смерть - вторая излюбленная тема корифея.)
Какой же образ поэта и человека создаётся автором? Здесь уже нельзя обойтись без не совсем печатных выражений:
Автор пишет о "реальности дерма" (Стихи "Снова утро..." С. 14.) В стихах "Твой поцелуй..." поэт обращается к даме, чтобы она нежно дала ему право "Быть втоптанным в любви твоей говно". (С. 61.)
И что-то вроде эпилога:
"Я утонул в дерьме / Собственных стихотворений... (С. 78.)
Разумеется, Масленников не только это. Есть у него и замечательные стихи, выражения и строки.
Например:
Мой каждый день закован в латы, / За часом час, за стихом стих, /Святой грааль, как символ правды, / Ищу,забрало опустив". ("Мой каждый день..." С.5.)
"И пеплом звёзды пали... ("Вагон обрыган". С. 9.)
"Зарево вечности на губах..." ("Женщина"... С. 10.)
"Я твои губы укутывал в одеяло из слов..." ("Если не вином..." С. 15.)
"Я споткнулся губами о губы твои / Это был приступ вселенской любви..."("Разве можно написать?.." С. 17.)
И т.д.
"Что же , - скажут мне. - Корифеи тоже люди, со своими слабостями и недостатками. То, что они отрицают аморальность жизни, даже посредством алкогольного забытья, это скорее плюс, а не минус их сознания, а значит и творчества. Масленников неоднозначный поэт и его авторитет зиждется, наверное, как раз на удачном в его поэзии, нехорошо выбирать самое плохое и издеваться над этим... Если и алкоголь, то ведь с отчаяния... Неудовлетворённость жизнью, современностью - признак больших поэтов!"
Всё так, но речь даже не о Масленникове, а, во первых,о лидере нашего литературного сообщества поэтов, которым нравится именно плохое, а не хорошее в сочинениях этого лидера. Во-вторых, речь идёт об образе поэта в современном обществе, о том, каким он должен быть, вообще что есть "человек" для данного поэта? И вот оказывается, что если брать самый центр картины мира поэта Масленникова, то можно сказать, что до настоящего осознания трагичности нашей эпохи и поэта в ней наш корифей так и не дошёл, что не простительно именно для лидера. В его стихах человек - ничтожество, а выпивка ценность жизни. Тогда всё хорошее в его поэзии лишь "приступ света", нечаянный взлёт ввысь, озарение, что поэт не имеет права становиться алкоголиком и восхвалять водку в стихах. Поэт должен отобразить противостояние аморальности эпохи и духовной личности, для которой её творчество всегда будет чем-то высшим. Не окунуться в обыденность, а подняться над ней! Увидеть не просто "дерьмо", но вечную трагику человеческого жития и бытия в мире. Даже о суициде можно писать по разному, представляя его как действие труса, убегающего от жизни, или как гибель Сократа по приговору тогдашних обывателей. Трагика жизни автором возводится к личной катастрофе: "нет денег на выпивку!" Автор не зовёт к противостоянию Поэта и Толпы, он как бы сам с толпой, разделяет её ценности и неурядицы бытовой жизни. Уже на представление о поэте, как о Нравственной Личности, Духе нападают как на старомодное. Само "добро" становится всего лишь обманом, его выкидывают, а заменить чем не знают. Более того, поэзия "новых поэтов" чаще всего догматична, диалектика реальности им чужда, они различают лишь чёрную краску, или белую, но не в силах постичь сложнейшие отношения "добра" и "зла" в мире, (правильнее сказать - Созидания и Разрушения -их слияние во многих случаях, неоднозначность бытия и жития. Трагедию нельзя понимать однозначно, звёзды горят в ночи, но в ночи горят!
Приведу свои стихи о трагике жизни, чтобы была более понятна моя позиция.
Миги проносятся, годы,
Выше препятствий гора,
Нам не хватает свободы,
Нам не хватает тепла!
Облаком время струится,
Сил истощился запас.
К людям ещё не явился
Скорбный,но добренький Спас.
Давит пусть серая данность,
Старше на год стали пусть, -
Ценится малая радость,
Ценится светлая грусть.
Никто не скажет, что эти стихи оптимистичны. И тем не менее здесь обозначена шкала ценностей поэта, то, против чего он протестует, показывает на то, что он защищает как должное в человеке, поэте, личности. Кроме тьмы прозревается и свет. Попробуйте втиснуть в эти стихи "радость алкогольного опьянения" - и это разрушит весь пафос трагического, которое всегда смешано с высоким, пусть это высокое и погибает в тумане быта.
И вот, о лидерстве. Насколько я общался с поэтами в г. Уфе, могу сказать следующее: почти все поэты-мужчины разделяют отношение Масленникова к миру и его благоговение перед выпивкой. Поэты скорее будут пьянствовать, чем обсуждать проблемы поэзии в современном обществе. Они не любят говорить о нравственности и оторванность поэтов от жизни на уровне духа их вполне удовлетворяет. Конечно, это моё чисто субъективное мнение. С моей точки зрения настоящего уважения к поэзии и её действительное развитие в г. Уфе нет как нет. Союз Писателей в Уфе - это гроб со цветами; цветы ещё лежат, но уже на гробу. Чтобы популяризировать поэзию в обществе, заводить контакты с читателями, утверждать по городу новые лит-салоны - об этом нет речи. Два-три салона, которые ещё действуют - это поэзия в закутке, для "своих-немногих" . Публикация книг же такой бизнес, что участвовать в этом могут лишь очень богатые люди. Мои три
тысячи стихов только поэтому обратятся в прах с моей смертью, да и сейчас они почти что и прах, никому не нужны и не имеют никакого социального значения. Не удовлетворяют поэтов и публикации в интернете, так как равнодушие читателей ко всякой поэзии, кроме той, которую пишут лично они, общеизвестно. Даже публикация книги с высококачественными стихами ничего не даст: её просто не будут покупать. А реклама стоит огромных денег. Думаю, что так обстоит дело не только в Уфе, но и по всей России: преступление власти заключается в том, что она фактически выкинула поэзию из жизни общества, не создав для её развития никаких условий. Где меценаты,спонсоры, где благотворительность в отношении книг и их авторов? Их нет. Есть бизнесмены-хищники, которые лишь наживаются на литературе и дают возможность печатать книги разным богатеньким графоманам.Таким образом, можно говорить о крахе поэзии в обществе, что всё уважение к ней лишь тусклый остаток бывшего сияния. Есть таланты, но в таких условиях они ничего не значат. Газеты наши - макулатура, журналы печатают лишь "своих" - вот почему тема алкоголя нынче столь популярна в среде поэтов, даже корифеев. Но значит ли это, что нравственность уже ничто, что дух в поэзии, в культуре, в обществе должен зачахнуть окончательно, что все былые ценности совершенно обанкротились и что нужно только пить и шататься по бабам, а когда уж совсем "грустно", кончать жизнь самоубийством? Именно тогда, когда владычествует ночь любая искра света на благо нам, её нужно раздувать, а не гасить.
Свидетельство о публикации №219020100599