Полевой аэродром адикаевка - 1955 год

   По прибытию на аэродром, что в 30 километрах от Каменки – Белинской, весь личный состав лётной эскадрильи разместили в палаточном городке, расположенном на берегу красивого пруда со склонёнными над водой плакучими ивами. Инструктор нашей лётной группы, лейтенант Хохлов, провёл практические занятия по изучению самолёта и работе лётчика в кабине. После сдачи зачётов начались полёты.
   Вывозную программу закончил в числе первых. На разборе полётов инструктор дал оценку курсантам. У меня он отметил координацию и плавность движений при управлении самолётом:- «Как будто бы его нет в кабине». Если многие, впервые выполняя фигуры пилотажа, часто срывались в штопор, то я, плавно работая ручкой управления и педалями, избегал не преднамеренных срывов. Для винтовых самолётов сваливание в штопор рядовое событие, на некоторых типах штопор входил в программу высшего пилотажа. Летать нравилось, но не обошлось без тревожного случая.
   Однажды, при выполнении самостоятельного полета по кругу, неисправность техники могла привести к лётному происшествию. После взлёта и уборки шасси, поставил кран закрылок в положение «убрано». В этот момент самолёт резко накренило в левую сторону. Устранить сваливание самолёта на крыло, я смог, удерживая ручку управления в правом положении двумя руками. После четвёртого разворота выпустил закрылки в посадочное положение и крен устранился. Потом техники разобрались: из-за неисправности механизма, правый закрылок заклинило во взлётном положении. Я получил взбучку от командира звена за то, что сразу не доложил руководителю полётов о случившемся, при неисправном механизме неизвестно, как сработают закрылки в посадочном положении. На этом разбор происшествия закончился.
   Что можно сказать о нашем досуге? Тёплыми летними днями, в свободные от полётов и занятий часы, мы загорали на берегу пруда, купаясь в его тёплой воде. По вечерам, после наступления сумерек, на открытой площадке демонстрировали кинофильмы. На их просмотр со станции и ближних деревень приходили подростки. В это время вспоминалось детство, когда, в послевоенное время, я бегал на аэродром, днём – наблюдать за полётами таких как наш самолётов, а по вечерам – вместе с курсантами смотреть фильмы. Полевой аэродром Черниговского лётного училища располагался на окраине моего городка Фастов.
   В свободный от полётов день, для проведения экскурсии по местам, в которых прошло детство русского поэта Лермонтова, с основной базы приехал замполит. После часа езды по Пензенскому шоссе, подъехали к посёлку Лермонтово – старые Тарханы, который раскинулся на два километра вдоль шоссе, а большой пруд и овраг делят его  на две половины. Свернув с шоссе, мы подъехали к усадьбе бабушки поэта, в центре которой располагается дом – музей. Здесь нас встретил работник музея. В сопровождении экскурсовода мы осмотрели территорию усадьбы и сам музей, слушая его увлекательный рассказ о проведённом здесь детстве Михаила Юрьевича. Сам музей посвящён не только тарханскому периоду жизни поэта. В размещённых в его залах экспонатах отражена вся биография Лермонтова и история его творчества. Но об этом, при возможности, расскажу в другой раз, а сейчас мы поблагодарили работников музея и отправились в свой палаточный городок, где предстояла напряжённая работа по освоению лётной профессии.
                *
   Осенью, по окончании программы обучения на самолёте Як-11 и сдачи государственных экзаменов, всех курсантов распределили по двум училищам: АВАУЛ и БВАУЛ, в Армавире и Батайске. Нам предстояло закончить выпускной год обучения на реактивном истребителе Миг-15, прошедшим боевые испытания в Корее. В восемнадцать лет я получил направление в Батайское военное авиационное училище лётчиков имени Серова.
                ***


Рецензии