Разговор в поезде. Луиза

   
    Очень люблю знакомиться в поезде! Это ни к чему не обязывает. Познакомились, поговорили, скрасили друг другу долгие часы поездки и разъехались в разные стороны, чтобы, скорее всего, больше никогда не встретиться.
   В тот раз я ехала из Киева вечерним поездом в Одессу, возвращалась домой от дочки и внучек. В Киеве мы с мужем встречали Новый год вместе с дочкой и её семьёй. Мужу 2 января уже нужно было на работу, и он уехал ещё первого числа, а я осталась на недельку.
      
    Мой поезд отходил около 5 часов вечера. В это время уже темнело, было довольно скользко, и дочка Алёна меня проводила на вокзал, помогла занести в купе мой зелёный чемоданчик. В нашем купе было светло и тепло. За столиком слева сидела высокая пожилая женщина с короткой стрижкой,   в чёрной  шерстяной кофте. Мы поздоровались:
- Добрый вечер! С Новым годом и рождеством!
- Спасибо, И Вас также! – женщина приветливо улыбнулась. Её серые глаза лучились добротой. Она пригладила рукой свои седые волосы и добавила:
- На улице мороз, а здесь, в вагоне, тепло. Я уже минут пятнадцать сижу и греюсь -  пока ехала из Борисполя, совсем замёрзла.

 Алёна уложила в ящик мой чемодан, стащила с верхней полки матрацы для меня и моей соседки и хотела стелить постель, но тут по радио объявили об отправлении нашего поезда. Мы с Алёной наскоро попрощались, и она вышла из вагона. Поезд вскоре тронулся почти бесшумно. За  окном стало совсем темно, только в свете фонарей кружились редкие снежинки.

 -  Давайте знакомиться! Я Луиза, - женщина по-доброму улыбнулась и пояснила, -  Еду к внукам  в Молдавию. Почти год была у сына в Израиле. Вот прилетела самолётом в Киев – так получается дешевле, а теперь поездом до Раздельной. Оттуда уже близко домой.
 Я тоже назвала себя и спросила:
- Луиза - это Елизавета?
- Нет.Если хотите расскажу, почему у меня такое необычное имя. Мой папа родился в Одессе, там выучился на зубного техника и приехал по назначению в Бобринец Полтавской области. Там познакомился с моей мамой. Вместе однажды посмотрели фильм "Коварство и любовь". Вот и решили, когда родилась я, дать мне имя полюбившейся героини этого фильма. так и стала я Луизой.
   
  - Ваши билеты! – полная невысокая проводница вошла в наше купе, забрала наши билеты, разложила их в ячейки специального планшета и спросила:
- Чай, кофе будете?
- Мне кофе, пожалуйста, - Луиза достала из сумки пакет с едой.
- А мне, пожалуйста, стакан чаю, - я тоже вынула кулёчек с рогаликами, которые сама пекла для внучек, а дочка положила несколько штук в дорогу.
 
 Пока ждали чай-кофе, я не удержалась и задала вопрос, который уже несколько минут крутился у меня на языке:
- Ваши внуки в Молдавии,  сын в Израиле, а где Ваш дом?
Луиза снова тепло улыбнулась:
- Не удивляйтесь, сейчас всё объясню. Прописана я в Молдавии.   Мой отец во время войны был на фронте тяжело ранен. Вскоре после войны он умер. Мама через два года вышла второй раз замуж, мы уехали в Молдавию, на родину моего отчима. Там я окончила школу и медучилище, получила профессию фельдшер-лаборант, всю жизнь работала фельдшером и  лаборанткой на скорой помощи.  Вышла замуж, родила сына и дочку. Сыну летом будет 55 лет,  дочке 50, а мне уже 80 лет.

  - Глядя на Вас, никогда бы не сказала, что Вам 80! – удивилась я. 
- Да, годы бегут. У меня шесть внуков и шесть правнуков. Сын женился на еврейке, и они уехали в Израиль почти тридцать лет назад.  Уже там у них родились два сына и две дочки. Живут они в красивом городе Ашдоде на берегу Средиземного моря. Давно купили квартиру. У меня там есть своя отдельная комната, но постоянно там жить я не имею права, потому что в Молдавии у меня дочь и внуки. С девяносто второго года мотаюсь туда-сюда. Год поживу в Израиле, потом чуть больше года в Молдавии.

- Вы сказали, что едете к внукам. А дочь где?
Знаете, в Молдавии почти не работы. Вот моя дочь уже пятнадцать лет работает в Италии, ухаживает за стариками, неплохо зарабатывает и посылает деньги детям. Вот недавно она прилетала в Израиль на неделю, чтобы повидаться. Израиль мне нравится. Люди очень доброжелательные, круглый год свежие овощи и фрукты.  А город Ашдод просто замечательный. Из окна моей комнаты на шестом этаже виден перекрёсток с огромной клумбой посередине. На клумбе круглый год цветут цветы – львиный зев, анютины глазки, петуньи.

 Недавно в городе сдали новую больницу.  Там хорошие врачи, и я лечу глаза. У меня с глазами большие проблемы. На одном глазу семь процентов зрения, а другой почти ничего не видит.  Вот там меня немного подлечили  уколами в глаза. Страховки медицинской у меня нет, поэтому уколы платные, но сын оплачивает.

 Когда я приезжала в Израиль прошлый раз, то ходила с палочкой – хромала после перелома ступни. Так сын нашел хорошего мануального терапевта, причем тоже приехавшего из Кишинёва, оплатил курс массажа. И вот я хожу без палки, не хромаю.
Сын у меня инженер, работает на крупном заводе заместителем директора, - Луиза коротко засмеялась, - Недавно полезла на стремянку, хотела что-то достать со шкафа. Стремянка качнулась, а я чуть не упала. Ужасно испугалась – не дай бог что-нибудь сломать, сын бы мне этого не простил, без страховки лечиться в Израиле очень дорого. Чтобы сохранить здоровье, в Израиле постоянно ходила на тренажёрную площадку.
   Я удивилась:
- У нас почти рядом с домом прекрасная тренажерная площадка, но я стесняюсь туда ходить, там обычно дети и молодёжь.
- А там занимаются спортом все, даже такие пожилые, как я.
 Вот встану в начале шестого, выпью чашечку кофе и иду в ближайший парк на тренажёры. Занимаюсь спортом час-полтора – это хорошая зарядка на целый день.
- Что, даже зимой Вы так рано идёте в парк?
- Вот сейчас уже в полседьмого там светло, а вообще там кругом фонари. Но Вы правы – в темноту выходить не хочется, выхожу из-дому , когда уже светло.

   Сын мой тоже рано встаёт и уезжает на свой завод, там он отвечает за людей. Недавно был такой случай, что мы всю ночь не спали. Где-то после двенадцати вдруг сыну позвонили. Он вскочил, быстро оделся и умчался на завод, на ходу сообщил только, что на территорию завода проникли воры, что звонил охранник, и что он едет разбираться. Мы с невесткой, конечно, уже не могли уснуть до утра. Около шести сын вернулся и рассказал подробности. Оказалось, что воры разрезали сетку ограждения в самом конце территории завода. Охранником работал в ту ночь совсем молодой паренёк, сразу после армии. Он увидел воров на экране видеокамеры и сразу позвонил моему сыну. Сын велел ему спрятаться и ничем не выдавать своего присутствия, чтобы воры не причинили ему вреда, а сам позвонил и вызвал полицию. За это время воры проникли в помещение, где стоял сейф, и попытались его открыть. Когда приехала полицейская машина и завыла сирена, они испугались и удрали. Вот такая история.

- Оказывается, и в Израиле есть воры, как у нас, - я вспомнила и рассказала Луизе, как несколько лет назад воры через окно влезли в кабинет директора у нас в школе-интернате и вытащили сейф с документами.  Сейф они не смогли открыть и бросили его в яру.
- Луиза внимательно слушала мой рассказ, а потом сказала:
- Что мне нравится в Израиле, это то, что соблюдаются законы, и нет никакой коррупции.  Причем закон одинаков ко всем гражданам, даже к президенту. Самого президента или премьер-министра могут посадить в тюрьму, если он нарушит закон. Откупиться невозможно, как в Молдавии или в Украине.

      Мы постелили постели, улеглись, но не спали. В вагоне было тихо и пассажиров немного. Во всяком случае, верхние полки в нашем купе так и остались свободными. Луиза охотно рассказывала о себе, о жизни в Израиле.
- Я работала много лет лаборантом в больнице скорой помощи. Не боялась никакой работы. Приходилось делать анализы на сифилис, другие лаборантки не брались, а я ничего не боялась. - Луиза улыбнулась, что-то вспоминая, - Моя начальница смеялась надо мной, "Работа дураков любит" - повторяла она, когда я засиживалась за микроскопом допоздна.

    Я узнала, что муж её давно умер, что она сама однажды чуть не умерла. Оказалось, что ей делали сложную полостную операцию и после операции , уже в палате, она вдруг начала задыхаться.
- Хорошо, что около меня тогда сидел муж. Он попытался позвать врача или медсестру, но они что-то праздновали в ординаторской и отмахнулись. Тогда он сам где-то взял кислородную подушку и принёс мне. Если бы не муж, я бы умерла в 39 лет. А вот его не спасли, когда он тяжело заболел. А  в Израиле всё по-другому. Особенно заботятся о пожилых людях – всякие анализы, проверки, прививки и лечат инфаркты и инсульты.
 
   А ещё там нет безработных. Все работают. У кого нет специальности, смотрят за стариками и инвалидами. А кто приехал с дипломом, должен выучить язык и может работать по своей специальности.  Вот невестка моя, Раечка, -  музыкант, окончила в Кишинёве консерваторию, работает музыкальным работником в двадцати пяти детских садиках. Видели бы Вы, сколько у нас в доме коробок с реквизитом – колокольчики, бубны, фонарики, флажки, цветы. Когда она едет на работу, загружает эти коробки в машину – всё это ей нужно для работы с детьми. И такая работа ей нравится.

  Недавно там отмечали праздник хануку. Невестка пригласила меня на праздник в один из детских садов. Всё было прекрасно организовано, стены украшены яркими рисунками и детскими фотографиями. Под руководством Раи и воспитателей дети пели, танцевали под музыку, светили фонариками, звенели  колокольчиками. Было всем весело. Мне очень понравилось.
 
    Разговор перешел на детей. О том, какие они теперь быстрые, шумные, как легко осваивают мобильные телефоны и компьютеры.
- Знаете, - сказала Луиза, - Я часто вспоминаю свою бабушку (Царство небесное!). Она была учителем математики, завучем школы. Она любила повторять поговорку: «Діти, діти, куди вас подіти? У хлів загнати та їсти не давати!». Так вот она говорила, что если ребёнок тихий, замкнутый – это очень плохо. Дети должны быть активными,  резвыми, любознательными! Я наблюдаю за своими правнуками и вижу, что они гиперактивные. Когда соберутся вместе, начинается такая кутерьма, такой шум, что хоть из дому  беги.

  А вот теперь, когда еду в Молдавию, чувствую, как я соскучилась за правнуками. Самый умный у нас Никита. Ему уже скоро десять лет. Когда я приезжаю, начинаю расспрашивать его о школе, об уроках, он заявляет: «Бабушка, ты прямо как учительница!» А еще там у меня любимая правнучка Миланочка, ей только в апреле будет три года, любит слушать мои сказки и рассказы,сама любит поговорить, вся в меня. И шкодница большая, сколько чашек разбила. Я в детстве тоже была такая бедовая и делала всякие шкоды.
   А в Израиле у меня есть внук, зовут Милан (это в Израиле распространённое имя). Ему скоро 14 лет и он у нас скрипач. Перед Новым годом мы были на концерте в консерватории, где он прекрасно играл, без единой ошибки, сложную мелодию.   
   Я посмотрела на часы:
- Уже поздно, а Вам, Луиза, рано вставать! Хотелось бы ещё послушать про Израиль, но давайте уже спать!
 
  За окнами было совсем темно, когда Луиза зашуршала своей сумкой, выходя из купе. Я проснулась и пожелала ей счастливого пути. А потом уже не спала до самой Одессы, всё думала о Луизе, о её судьбе, мотающей её на старости лет из одной страны в другую, о загадочной стране Израиле, о которой, по сути, мы ничего раньше не знали, кроме того, что там постоянно война.


Рецензии