Мнение

Этим мнением о некоторых моментах жизни, с которыми, безусловно, сталкиваются многие, поделился со мной несколько лет назад один профессор, одного технического ВУЗа, какой-то, (не вспомнить сейчас), технической кафедры, весьма, казалось бы, далекой от философского восприятия действительности.

…Я нервно прохаживалась по фойе, не зная, куда бы себя деть, пока ребенок сдавал какой-то очередной вступительный экзамен.
Состояние, знакомое многим родителям.
Каждый борется с ним как умеет, и иногда довольно успешно справляется.

Однако мне никак не удавалось переключить «звенящие» нервы на спокойный лад, поэтому глаза напряженно искали чего-то, что могло бы меня точно отвлечь….

…Скучающий взгляд сидевшего за столом человека устало скользил по лицам, не останавливаясь ни на ком: «Жара. Лето. Вокруг шум и гам взволнованных абитуриентов, и не менее нервничающих родителей… - скукота. До конца рабочего дня еще несколько часов…. А завтра – все сначала. Поговорить бы хоть с кем-нибудь не о том, что изучают на нашей кафедре, или каких специалистов мы выпускаем.… А, вот и еще одна дама ко мне подсаживается…. Начнем…. Итак, наша кафедра….», - И далее, по хорошо отрепетированной программе «вопрос-ответ».

«Однако, я ей все объяснил, почему не уходит? Впрочем, лицо внимательное, пытается понять то, о чем я ей так умно тут наговорил…. Почему-то хочется поговорить с ней о чем-то своем, наболевшем, скомканном где-то в душе. Отчего-то кажется, что не посмеется, и выслушает…»

Информация об изучаемых на кафедре предметах, количестве учебных часов и сложностях сдаваемых дисциплин, чуть запнувшись, незаметно перетекает в рассказ о жизни профессора, повествующего о сложностях взаимоотношений людей и реальности, о том, как сознание человека влияет на действительность, во многом определяя ее, и как все мы не защищены от случайностей, которые, по большей части, сами же и провоцируем.

Серый спокойный взгляд не старается закрепить свои слова в восприятии собеседника, он позволяет сознанию слушателя самому выбирать последовательность понимания сказанного.
Где-то глубоко-глубоко взгляд печален. «Взгляд- грусть».
Поначалу кажется, будто он просто спокоен, настолько завуалирована светлая негромкая грусть, от невозможности что-то изменить, даже проследив довольно длинные звенья цепочки из причинно-следственных связей.
«Взгляд-надежда». На то, что ты не одинок, что есть еще те, кто не только понимает, но и способен менять, и, прежде всего себя, как одно из ключевых отправных звеньев….

«…Мне, например, кажется, что не следует унижать просящих тебя людей отказом, потому что они итак чувствуют себя униженными, и зависят от твоего решения.
Хотя мне не всегда сразу удается справиться с первым раздраженным желанием отказать. Потом хожу несколько часов в плохом настроении, что опять не совладал со своими недостатками, что позволил себе унизить просителя еще больше. Кто знает, может быть, мне послали его как испытание, которое, я опять не прошел?…
Скверное состояние.
Ведь знаю, что все равно все кончится тем, что сам найду этого просителя и помогу ему. А вот все никак не удается делать это сразу…
Стыдно даже – профессор, титулованный, умудренный жизнью, а с самим собой вовремя «договориться» не получается. Чему же тогда студентов учить, если себя научить человеком оставаться не всегда можешь?
Эх-хе-хе.…
Да разве я один такой? Вот мы с супругой двадцать лет прожили в «стране ближнего зарубежья». И отношения с окружающими были прекрасные.
А вот как изменилось что-то в обществе, как стало людям трудно оставаться людьми, так все и разладилось. Протерпели мы еще несколько лет и уехали. Невмоготу жить стало, когда тебя за человека не считают….
…Да, неужто Вам мои россказни интересны? Я же просто о своей жизни рассказываю, а Вы так внимательно слушаете, словно я говорю что-то важное?
Впрочем, извините меня за резкость. Там, кажется, кто-то еще о нашей специальности поговорить намеревается. Всего наилучшего. До свидания».

И, он продолжил свое повествование, но теперь уже о профессии, и другому слушателю, и другим тоном,– заученным, деловым, будничным.

И человечность в его глазах привычно спряталась, уступив место профессиональной этике серьезного профессора одной технической кафедры, одного технического ВУЗа, весьма далекого от необходимости рассуждать о жизни с философской точки понимания окружающей нас действительности.

 
Май, 2007 г.  Матросова Елена(Velen)


Рецензии