Гlалгlай- Мулкъой тейп

Ареал исторического проживания обществ ингушского этноса простирается намного дальше, влево и вправо, от сегодняшних административных границ, которые периодически смещают в глубь Ингушетии, тем самым уменьшая ее культурное и жизненное пространство.
Одно из таких восточных, исторически ингушских обществ- Мулкъой, несправедливо зачисленное в другой этнос.

Мулкъой- Мохк располагается в бассейне реки Мулкъой- Ахк, левого притока Аргуна. Граничит на западе с Пешха (Пешхой), на севере с Хьорсана (Шатойский район), которая позднее была заселена мулкъойцами, на востоке. с Чуо и на юге с Чуо и Тlерла (Тlерлой). В основу названия Мулкъа и этнонима Мулкъой- пишет Ахмад Сулейманов легло: "мулхой - прокладывающие дорогу, впереди идущие, передовые (войска)[1]".

Эти передовые ингуши состояли из 9 фамилий с одноименными поселениями: Хьуркой, Кештрой, Бенгарой, Гlезар-Кхаллой , Бассхой, Бов-Архой, Коттой, Жайнхой, Медархой. Жилые башни, сакли здесь были построены из камня. Было у них девять боевых башен, из которых сохранилась только одна [2]. Кстати не мало Коттой проживают в другом ингушском селении Пседах (Дула коа).
Мулкъой имели свою гору- Мулкъой Лоам, реку- Мулкъой Ахк и поляну Ирзу. Очевидно,  что они обладали полным набором топонимики, то есть являлись основателями этой местности.

Первым упоминанием о них в российских источниках считается 1618 год, когда « Марта в 19 день по челобитью к государю царю и вели кому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии князя Сунчалея Черкасково дано государева жалованья узденю ево Матерому Казбекову 5 аршин сукна еренку да терскому окоченину Уракчею Мачюкину дано государева жалованья 4 аршина сукна еренку. А ездили на государеву службу в Мулки и в Шибуты для государева дела”[3]. Известно, что Мулкъой, как и другие ингушские общества, добывали свинец , переплавляли его а так же производили порох.

Теперь обратимся к этногенетическим преданиям Мулкъой, повествующим об их происхождении. Известный кавказовед и археолог В. И. Долбежев, в немецком журнале этнологии, переведенным на русский язык Б. Газиковым, пишет: «В том же маленьком ауле Мулхой (Mulchoij) находится старинная четырехугольная башня с пристройками, очень разрушенная, но заселенная. Вокруг нее возведены в последнее время легкие постройки в азиатском стиле, с плоскими крышами, в которых живут семья и родственники старшины. О своем происхождении он сообщил мне, что он происходит от Галгаев (Galgaier) (восточнее Ассы)и, что некоторые из жителей произошли из Арабистана. Дань они никогда не платили и не взимали. О Миатхане они слышали . Отец старшины Махаш (Machasch) был убит еще до рождения теперешнего старшины. Деда звали Ирбахи (Irbachi), который считается строителем башни, прадеда - Элхи (Elchi), потомка Утке II и Утке I (Utke). Но родоначальником, который поселился здесь, был отец Утке I, и его звали Итун (Itun); по его имени названы руины у выхода этого ущелья в горную долину Аргуна»[4].

И действительно поселения Мулкъойцев находятся в Итум- Калинском районе (Итун Кхалл).
Об Ирбахьи, говорится в еще одном мулкойском предании: «Действительно, когда Шамиль потребовал признать его власть, группа жителей во главе с Ирбаьхьом не признала имама и оказала вооруженное сопротивление... При появлении войск Шамиля он поднимался на горный хребет и воевал с ними. Так до конца своей жизни он не покорился власти Шамиля»[5].

Помимо Итун- Кхалла (Итумкали),ингуши мулкойцы владели так же селением Харсеной (Шатойский район). Собственником этого селения в 19 веке был начальник Аргунского Округа А.П. Ипполитов, тогда в народе оно называлось "Полетан- Мохк".
Но в начале 20 века, почуяв политические перемены Ипполитов решил продать его. Сообразительный мулкоец Ники-Iис выкупает у него это селение и поселяется в него с родственниками. Затем к ним подселяются соседние чIуохоевцы (гухой), тIерлоевцы, чIебарлой, нашхой и др[6].
То, что Мулкъой, как и остальные ингушские общества, умели строить башни, надо полагать является еще одним косвенным подтверждением их принадлежности к ингушскому этносу, чей уровень башенного строительства был на высоте и является неотъемлемой частью их культуры. Как выразился Крупнов: "Ингушские  боевые   башни " воув " являются  в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражаю простотой формы, монументальностью и строгим изяществом...ингушские башни для своего времени были подлинным чудом для человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо[7].

Чеченцы же сами не умели строить башен, что признавал и Умалат Лаудаев говоря: "народ не имеет преданий о сооружении башен[8]".

В другом рассказанном предании, записанным Поповым и опубликованном в Сборнике сведений о Терской области, говорится: «Мулхой;-къ этому обществу присоединилась галгаевская фамилія Ахшипатой, перешедшая въ последствіи къ низовымъ чеченцамъ; 5) Дзумсой къ этому обшеству приселилось немало выходцевъ изъ грузинъ”[9].
Ахшипатой, то есть Эгlашбатой, это один из 20 коренных или "чистых" чеченских тейпов  ( нохчи-мохкахой или ичкеринцы)10].
То что Мулкъой и Эгlашбатой родственны, подтверждает и другое предание мулкойцев: «На самом деле согласно другому преданию Эгlашбета одно и то же лицо. Эгlашбато являлся одним из братьев Мулкъа»[11].
То есть г1алг1ай Эгlашбатой жили с Мулкъой в районе Итун-Кхалла и затем одними из первых выселяются на равнину,и вместе с 19 другими фамилиями основывают Нохчи-Мохк или Ичкерию, приняв тем самым активное участие в этногенезе новой нации- Нохчи.

Мулкъой, так же как и другие восточные, исторические общества ингушского этноса: Хlаккой (Гаьги), Мlайистой, Маьлхи, Хилдехlарой, Аьккхи, Тlерлой, Кей, Нашхой[12][13][14], начиная с 19 века, русскими наместниками были административно отрезаны от ингушей, и тем самым была нарушена этническая, культурная и территориальная целостность народа.

Источники:


1. Сулейманов "Топонимия Чечни." – Нальчик.: Эль-фа, 1997г , с. 94
2. Сулейманов. Там же.
3. Кушева. РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Вторая половина XVI-XVII в.Москва 1997, с.76
4. Б. Газиков "Сборник сведений об ингушах" Книга 2. Москва 2018, с. 114
5. Salavdi Chadiev ”Spiritual territory and history of the Chechen Mul'ko Teip// Journal Amirani” 2011г. с. 100
6. Salavdi Chadiev. Указ. соч., с. 101
7. Е. И. Крупнов - "Средневековая Ингушетия" 2008, стр. 88
8. У. Лаудаев "Чеченское племя" 1872г., с. 43
9. Попов «Сборник сведений о Терской области» 1878год, с. 242
10. Берже «Чечня и чеченцы» 1859, с. 135
11. Salavdi Chadiev. Указ. соч., с. 94
12. Б. Газиков. Указ. соч., с. 117, 118
13. И. A. Гильденштедт «Путешествие по Кавказу в 1770 — 1773 гг.» С. Петербург 2002, с. 241, 242
14. Пантюхов «Ингуши» Тифлис 1901, стр. 1, 2.


Рецензии