Ночь над Третьяковкой

   - Большая картина, и всего за рубль! - воскликнул Леонид Ильич, когда ему в Третьяковке показали "Демона".
   Так или иначе нашли украденное в целости. И слава богу. Оказывается, кроме ночей над днепром Архип нарисовал что-то еще.
   Помню, в 1972 году на статую Микеланджело "Оплакивание Христа", что в соборе Святого Петра, напал с молотком один геолог. Звали его Ласло Тот. Тот еще Ласло - считал Христом себя. Так я многих знаю, кто повыше метит.
   После реставрации Пьету спрятали за пуленепробиваемым стеклом. И когда ваш покорный слуга прибыл с надеждой вглядеться в гениальное произведение гениального мастера, он не ощутил присутствия.
   Нет, за толстенным стеклом что-то маячило, и мне говорили, - смотри, она там, и она прекрасна! Увы и ах, встречи не случилось. Пришлось довольствоваться открыткой.
   Другое дело Куинджи. Его ночи над Днепром висели повсеместно - в Русском, Третьяковке и даже Пермском краеведческом. Всем хватало, бери - не хочу.
   Согласитесь, в отличии от кражи простой (денег или мобилы), похищение предметов искусства, не говоря уже об их разрушении или порче, таит в себе дважды недоброе и трижды отвратительное непотребство.
   В этом случае люди покушаются на нечто гораздо более важное, нежели материальная стоимость. На бытие.  Ведь за каждым воплощением гения, стоит его пребывание в бытии, раз, и возможность ощутить дыхание этого бытия на себе, которую художник подарил всем другим, два. Тогда как за отсутствием ценной вещи или денежной суммы мы наблюдаем лишь материальную недостачу (ущерб).
   В какой-то Пелевенской книжке (про генератор пи, кажется), на выставку вместо картин были представлены ценники. И все чудесно-знатно-богатые, глядя на ярлыки с суммами, с искушенным видом кивали и цокали.
   Удивляться тут нечему, ибо адекватное осознание феномена смерти, привет Мартину, солнышку, Хайдеггеру, есть условие перехода к подлинному, а не обезличенному модусу существования человека.


Рецензии