Восточный аромат

Студенческое общежитие гудит от напряжения.На повестке дня - распределение на очередную трехмесячную производственную практику.В учебной части вывесили списки производств и списки практикантов с подсчитанными оценочными баллами - по убывающей, для обозрения,скоро будут обозначены и члены комиссии ,а потом соберется комиссия,по одному будут заходить практиканты по этому самому списку.Отличники выбирают первыми: куда лучше поехать?Лучшими считаются самые современные предприятия с современными технологиями, часто практикантам предлагают место работы на этих предприятиях после получения дипломов.Техникум вообще-то выпускает толковых специалистов.Но я про себя так не думаю.Я знаю, что из меня хорошего специалиста -молочника не получится.Во-первых, технолог- работа блатная,там все жены и дочери директоров и прочих достойных лиц работают.А мастер-куда мне  дорога легко откроется- работа склочная и материально ответственная,посменная, с жиробалансом, который трудно " свести", продукция вкусная и растаскивается на ходу,не уследишь.Я никогда не смогу держать в страхе и подчинении рабочих и потому я учусь- не знамо зачем.Потому-то я и не волнуюсь о практическом семестре, а сижу одна в своей комнате и занимаюсь сочинительством.Подруги мои Надежда и Ирина где-то бродят по общаге. Ну Надя-то понятное дело,она тоже обсуждает проблему.Она ,как раз-таки, готовит себя к большому и светлому пути " молочная река -кисельные берега", Надя- из нас троих- самая серьезная и ответственная.Она хорошо готовит, вяжет, шьет, умеет все по хозяйству,в отличии от меня,а уж от Ирки- и подавно. Выглядит Надя взрослой девушкой, старше своих лет, она высокая с походкой от бедра, с царственными жестами.Надю мы называем по имени отчеству: Надежда Ивановна, ее побаивается даже наша вездесущая Раиса Васильевна- комендант общежития. Надежда Ивановна решает дилемму: взять распределение на практику в Сочи на фабрику " Мороженое" и отдохнуть три месяца на море , либо поступиться отдыхом и поехать в Истру либо в Смоленск-на  самый современный молочный комбинат- что будет полезным для дальнейшей работы,карьеры.Со мной и Иркой эту тему обсуждать бесполезно,потому Надежда пошла к старшекурсникам, советоваться.  Ну а Ирка где-то сейчас обвораживает кавалеров, диплом ей нужен для собственного веса, она собирается жить в своем маленьком городке-Поворино,где нет работы по специальности.Ирка- красота писаная,девка- на загляденье: пухлые губки, голубые глаза. белые легкие волосы,нежная кожа.и вся она такая беленькая, длинноногая, очень красиво и даже изысканно одета.Когда проходишь с ней по улице обязательно какие-нибудь фотографы желают ее сфотографировать,кто-то просит адресок, кто-то телефончик.Ирка- девчонка веселая и талантливая.Она может так комично прочитать серьезные стихи,например  из "Гамлета", что я падаю со смеху, однажды чуть не подавилась за обеденным  столом.А как она может изобразить русский народный или цыганский танец ,в общем-то даже не умея танцевать!Просто спародирует основные движения и лица, для образа цыганки  на уши накинет бусы,а для русского танца покажет лицо: щеки из-за спины, семечки через губу. Причем сама рассказчица и исполнительница даже не улыбнется.С учебой у нее все просто, не напрягает ее учеба.Диплом она получит.
Мне все равно куда меня распределят.И мне все равно куда я попаду работать.Сочиняю я не потому, что считаю себя талантливой, а потому что не могу не сочинять, мне так легче пережить изгнание.Я именно так ощущаю свое место здесь, в Димитровграде.Я даже стыжусь своего учебного заведения.Когда, например, еду в поезде в одном купэ со студентами из серьезных ВУЗов, я помалкиваю и слушаю как она или он взыхлеб хвалят свои ВУЗы, с гордостью говорят о своих будущих профессиях, о выпускниках,которые после окончания ИХ заведения, достигли- ОГО-ГО!- каких успехов, видимо предполагая и свои будущие успехи.Я ,наверное, завидую.Меня не ждет слава героя на поприще мороженого и сладко-сливочного масла,зернёного творога и брынзы.Хуже всего работа на сырзаводе:сложные технологии, длительные сроки созревания и тяжелое производство,где много ручного труда, головку сыра украдут- жиробаланс свести очень непросто.На сырах потери жира большие-  мы уже всё  знаем об этом после предыдущей практики.И знаем, что многие не смогут выдержать такую работу, где постоянно воруют рабочие и начальство, теряется жир из-за "узких мест" в производстве, постоянно борьба с " кисляком", на работе в низовом звене- плохое оборудование и большие потери молочного жира,а в летнее время никогда не бывает отпусков,потому что в сезон молоком буквально захлебывается производство, поэтому принимаются на сезон рабочие , с которыми трудно работать.Я не хочу всю жизнь посвятить жиробалансу и всегда ходить в  отпуск зимой .    
Учусь я только потому что дала обещание матери закончить этот дурацкий техникум молочной промышленности со специальностью технология молока и молочных продуктов.Я даже не хочу задумываться : что же со мною будет дальше,так как все мои думки-задумки-рассуждалки заканчиваются очень неблаговидно для меня и у меня ещё больше портится настроение.Моя карьера рисуется мне в самых мрачных тонах.Кроме того, я боюсь этого производства, я боюсь , что буду выглядеть как пугало: без колец. без серег, без губной помады и без моего любимого яркого маникюра.Именно так должен выглядеть сотрудник пищевого предприятия.А еще белый халат, косынка, резиновые сапоги ( в цеху на полу вода, сыворотка,жир и кальцинированная сода), фуфайка-тоже входит в комплект спецодежды,в холодильные камеры без неё-никак нельзя.Короче, забудешь насовсем о том, что ты- девушка. женщина.Забудешь о любимых духах и дезодорантах.
Ближе к "отбою" в комнату красиво входит Надежда Ивановна, царственным жестом показывает на Иркину кровать:" И где наша красавица Зотова?" Я равнодушно пожимаю плечами: " Ну где-то, как всегда."
- А ты все бумагу мараешь? Хоть бы в " Юность" отправляла- все какая-то польза.А так- не понимаю тебя, перевод времени."
- Какая там польза от стихов? А в " Юности" и без меня полно желающих напечататься.Как там у Шекспира:" Моя немая муза так скромна, меж тем поэты лучшие кругом."
Надя устало машет рукой: " Ладно, с тобой не сговоришь.Где наша Ирка? Сейчас Верочка Арнольдовна к нам  с обходом заявится.Я сегодня не в настроении варить кофе и сидеть трындеть с ней о том о сем пока Ирка не придет.Я- в душ и спать,спать,спать ! Ничего так и не решила: куда ехать на практику?"
В коридоре слышатся шаги. Надежда Ивановна теряет на миг свою величавость и пугается:" Это- Вера Арнольдовна,Ирку проверять! Давай закроемся."
Я развеселилась:" Да ладно тебе.Верочка Арнольдовна- наш воспитатель и никогда не уйдет без показательного педагоического назидания.Встречай гостя,Надя.Песнь варяжского гостя запе-е-вай!"
Дверь открывается и в дверях появляется Ирина.Надя снисходительно замечает мне: " Не варяжского, а индийского гостя.Не счесть жемчужин в море полудё-ё-ё-нном!".Но Ирка какая-то не такая сегодня:притихшая и странная растерянность на лице. Она подошла к своей тумбочке, поставила на неё какой-то шуршащий пакет.
-Откуда ты, прекрасное дитя?Ирка, что с тобой?- допытываюсь я.
- Ко мне Толик прилетал из Москвы, сейчас его проводила на самолет.
- А к нам чего не зашёл?- удивляюсь  я.
Дело в том, что вся наша группа знает Анатолия, он, когда приезжает к Ирине, всегда к нам заходит поздороваться, пошутить, поднять нам настроение. А настроение у нас почти у всех паршивое.Заехали мы в Димитровград, а это -далеко от дома,намного севернее,за окнами -непроходимый сосновый бор. Бываем дома мы очень редко,только на каникулах.Я очень скучаю по своим братишкам,особенно в праздничные дни.С моим отъездом дома многое изменилось в их отношениях: старший обижает младшего, младший жалуется на него родителям и этим ещё больше углубляет противоречия и провоцирует скандальную обстановку, а я бездарно провожу время в этом учебном заведении, занимаю чье-то место.
А Толик- взрослый мужчина,отслужил два года в армии,студент МИИТА- Московского института  инженерного транспорта, он тоже из Поворино,как и Ирина.Ирке, как почти всем нам - семнадцать лет,Толику- двадцать три.И вот он прилетел к ней на самолете, на один час, к нам не зашел.Что же случилось?
Иринка растерянно пояснила, что Толик сделал ей предложение руки и сердца.
Мы ахнули.Надя строго глядит на Ирку: " И что ты ему ответила?"
-Пока ничего.Думать буду.
- Ирка, чем думать-то, мозги что ли завелись?- усмехается Надежда
Ирина развеселилась: " И правда, зачем напрягать головушку.Сейчас все и решим.Подкину монетку.Орел- иду замуж, а если решка- подожду годок".
Надежда Ивановна и я закатываемся громким смехом, тут же из других комнат к нам с любопытством заглядывают девчата: " А что это вы тут делаете?".
Надежда вытирая от смеха слёзы,объяснила суть проблемы.
- Ой. девочки , как романтично!Предложение руки и сердца!-Катя Родзянова мечтательно закатывает глаза, прикладывает ладошки к пухлым щёчкам.
- Руку предлагает- чтобы на неё опираться всю жизнь, а сердце- что будет любить до самой смерти.-Людка Ершова тоже мечтательно улыбается.
-Ой, девки, ну вы чего начитались-то! Как много дур в нашей группе!Ирка-то несовершеннолетняя!Да и знаю я , что Толик ей- пятое колесо в телеге,да из Ирки жена,пожалуй,может получиться, если у мужа зарплата позволит кормиться в ресторане. Иринке чай приготовить нельзя доверить,чайник опять на плите забыла,опять сожгла. -Надежда Ивановна ещё громче хохочет.   
  Тем временем необидчивая Ирина нашла в кошельке монетку." Вот, будьте свидетелями, девочки , если вот так выпадает- выхожу летом замуж.Надежда Ивановна, через два месяца мне исполнится восемнадцать."- Ирина весело бросает монетку, которая со звоном куда-то улетела.Ищем все монету,но она куда-то закатилась , так мы её и не нашли.
-Всё, Ирка, судьбу не узнала- теперь самой придется решать,_ улыбается Надежда Ивановна.
А другие девчата сказали, что плохая примета- потерять монету при таком серьезном гадании.
"Ладно,- говорит Ирка- потерялась так потерялась,давайте подарок распакуем, посмотрим".
Она извлекает из шуршащего пакета, с которым пришла, красивую зеленую коробочку,расписанную  арабской вязью из которой извлекает небольшой пузатый пузырек с маслянистой  янтарной жидкостью, с трудом вытаскивает стеклянную притертую пробку и по комнате поплыл очаровательный запах ." Это духи.Название прочесть невозможно без переводчика, но это восточный аромат.Очень дорогие духи"- пояснила Ирина, а мне сразу представилась танцующая восточная красавица:  смуглые изящные ручки и ножки украшают золотые браслеты, темные волосы до пояса, лица не видно под вуалью,но понятно, что девушка- красавица.
- Ирка, запах изумительный,настоящая восточная сказка.Но, по-моему, он тяжеловат для блондинки,для блондинки  лучше подходят нежные,тонкие ароматы - как всегда не в такт сказала я.
Девчата на меня зашипели, мол, что ж только для брюнеток что ли духи выпускают.Спорить я не стала.Запах , действительно, очень изысканный и необычный.
Через много-много лет я  увидела такую же красивую коробочку с арабской вязью и маслянистыми духами у своей хорошей знакомой и опять поплыл очаровательный аромат по комнате и опять я представила эту танцующую восточную красавицу в прозрачной вуали  с красивыми смуглыми ручками в браслетах, вспомнила Ирину, общежитие и свои глупые, придуманные страдания. В моей жизни много чего случилось, я много чему научилась и многое переосмыслила. Мне уже не казался таким уж никчемным мой диплом техника -технолога и оказались смешными страхи по-поводу распределения на работу на сырзавод. Распределение я получила после окончания техникума- лучше  некуда:моё родное Волгоградское объединение молочной промышленности, в отдел труда, заработной платы и научной организации труда, мне не грозили: потери жира и кисляки, несоотвествие производственных мощностей и оборудования,то есть те самые " узкие места" в производстве и отпуска в зимнее время,которых я так опасалась все годы учёбы.Сидя в красивом кабинете можно было красить губы  и носить украшения,не резиновые сапоги,а туфельки на каблучках.Моя работа заключалась в формировании отчетности за всё производство в Волгоградской области перед Московским министерством молочной промышленности.Иногда с проверками посылали в командировку на какой-нибудь молочный комбинат,например, в Елань.А я в этот период,вдруг очень захотела поработать на производстве, меня стали интересовать технологии и оборудование,хотелось выпускать самую вкусную продукцию для людей,особенно для  детей и стариков.Вот ведь как в жизни может всё повернуться,сам от себя не ожидаешь.Чего очень сильно боялась- того и захотелось. 
Ирина вышла в тот год за Анатолия замуж, сыграли красивую  и богатую свадьбу  и заканчивала Ирка техникум в состоянии глубокой беременности.Толик постоянно навещал жену,очень нежно заботился о ней,он ждал дочку Мариночку, про узи тогда еще мы и не  слышали, потому- ждал и надеялся.
Мы с Надеждой Ивановной тоже вышли замуж в разное время.И обе вскоре развелись.Надя после окончания техникума работала технологом,но не долго, стала предпринимателем,много путешествовала,всё хорошо у неё, сын, внучка.Все тридцать лет я считала, что из нас троих Иринка - самая счастливая  в семейной жизни.Толик закончил ВУЗ,получил, как молодой специалист, квартиру.Связь с Ириной потерялась почти сразу после окончания учебы. И вот, наконец, появился  интернет и я стала искать своих подруг.Всех нашла.Ирки нигде не было.Тогда я придумала, что Марина должна была родиться, и ,действительно, высветилось: Марина Еремеева, а на меня глядит голубоглазая, светловолосая красавица Ирка Зотова.Конечно это была не наша веселая и артистичная Ирина,а  её и Толика дочь- Марина.И узнала я печальную историю.Толика уже давно нет на этом свете и прожили они недолгую, совершенно несчастливую и непонятную жизнь.Анатолий почему-то стал зверски любить спиртное.Сходились, расходились.Ирина боролась с зеленым змием,но борьбу проиграла,сильно заболела, пережила множество операций.Она- хорошая хозяйка, хорошо готовит,красиво вяжет, даже зарабатывает этим ремеслом.У неё хорошие дети и внуки с которыми она в самых нежных отношениях.Мы долго говорили с ней по телефону.Она попросила меня рассказать  о ней, какой она была тогда и повеселилась от души,вспоминая себя в  семнадцатилетнем возрасте.
- Ира, ты меня обманула.Я всю жизнь считала , что ты у нас -счастливая, что Толик любит тебя и у вас хорошая семья,ты помнишь как он тебе привез "Восточный аромат",когда прилетел к тебе с предложением?- вспоминала я.
Ирина вздохнула и поведала мне, что и подаренными духами она не смогла пользоваться, эти духи ей сразу же испортила Людка Ершова, подлила туда воды, маслянистые духи превратились в грязную густую субстанцию.Зачем Людка  это сделала- Иринка так и не узнала: из зависти, а может быть добавила воды, чтобы не было заметно, что отлила себе- теперь никто не знает.Злоба и зависть растоптали Иринкины отношения.В семью постоянно лезла свекровь,дула в уши сыну, что красавица  Ирка совсем не та жена,которая ему нужна.Своя-то дочка была, мягко скажем, страшненькая и молчаливо-угрюмая дама.Толик слушал мать сначала с раздражением, потом с интересом, а потом пошел в разнос: стал приобщаться к веселым компаниям, обращать внимание на других женщин,но всё не то ...Приходил в Иринке,она прощала, сходились, на краткий миг теплилось счастье в семейном очаге. Сына и дочь пришлось поднимать Иринке одной с помощью своих родителей.
Потом я долго не могла успокоиться .Ну почему же так все сложилось у красивой,необидчивой и веселой девчонки?Почему же не получилась  сказка о счастливой любви,где муж уводит жену из юности и проводит в старость? Ведь всё предполагало счастливый брачный союз.А потом я поняла: ведь представленная мной танцующая восточная красавица- брюнетка, а Ирина- блондинка.Всё же "Восточный аромат" грубоват для блондинки.
А ещё я подумала , что хорошее было время, беззаботное, весёлое,что зря я не ценила тогда замечательное учебное заведение с хорошей производственной базой,прекрасными залами, общежитиями гостиничного типа, с хорошим спортивным оснащением, вспомнила, как каждые выходные мы получали в спортзале спортивное лыжное снаряжение и ходили по -уже проложенной для нас (!)- лыжне в сосновом лесу,который был прямо за зданием техникума.А какие артисты и музыканты к нам приезжали и давали концерты прямо в актовом зале!И ещё я поняла, что ничего в жизни нельзя угадать заранее и все предположения  могут оказаться ничтожными, бессмысленными и бесполезными,как  тот  красивый подарок- для Иринки- с экзотическим названием- "Восточный аромат".
 


Рецензии
Издавна восток олицетворяет тайное, неведомо, опасное. Вспомните царя Дадона , направляющего свою рать на восток. Метафора манящего и в то же время беспокоющего душу восточного аромата проходит лейтмотивом повествования.Грезы юности, неоправданные надежды отдают терпким и одновременно сладким запахом далекого востока.

Ганя Головкова   09.02.2019 21:41     Заявить о нарушении
Очень понравилось!

Ганя Головкова   03.02.2019 17:38   Заявить о нарушении