Архимандрит Леонид и игумен Парфений. Редкое фото

Фото: Архимандрит Леонид (Cенцов) и игумен Парфений (Нарциссов). Начало ХХ века.  Автор неизвестен.  Фото из архива  Холодюка А.Г.

В уникальной фотографической коллекции  елеонской старшей сестры (наставницы) Феоктисты (Ягнам; 1924—2012) хранилcя редкий и  ранее непубликовавшийся в России снимок Начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрита Леонида (Cенцов) и первого игумена  елеонской общины Парфения (Нарциссов).  Пожелтевшее фото наклеено на картонную рамку с узором. Правый нижний угол рамки отсутствует.  На обратной стороне фотографии начертано крупными печатными буквами: "Архимандритъ (Сенцов) и Игуменъ Парфений". Анализ почерка свидетельствует, что он принадлежит  игуменье Тамаре (урожд. Романовой; 1890 — 1979).

Неизвестный мастер запечатлел на фотоснимке архимандрита Леонида (в миру Михаил Иванович Сенцов; 1868 — 1918) и игумена Парфения (Пармен Тимофеевич Нарциссов; 1831—1909) на фоне зеленых насаждений в  Свято-Вознесенском женском монастыре. На память приходят строки византиниста, профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856–1929), лично знавшего игумена Парфения: «…Вся нынешняя, без преувеличения можно сказать, райская красота, все многочисленные рощи кипарисов, масличных деревьев и сосен – все это дело мозолистых рук и выносливых плеч отца Парфения». Ныне на территории обители,  справа  от  игуменского корпуса находится  красивый и уютный "Парфеневский садик",  названный в честь известного русского игумена.

Назначенный в 1903 году  начальником Русской духовной миссии архимандрит Леонид высоко ценил   игумена Парфения как  друга и продолжателя дела архимандрита Антонина (Капустина). Игумен знал заветное желание своего покойного старца Антонина – устроить на Елеонской горе мужскую обитель, однако  именно мужчины  не приживались на ней. Архимандрит Леонид принял решение основать на горе  не мужскую, а женскую обитель, о чем мечтал и сам отец Парфений. В 1906 году Святейшим Синодом была утверждена женская община, ее открытие состоялось в  августе того же года, в день рождения архимандрита Антонина.

День открытия общины ежегодно отмечался елеонскими сестрами. Отмечались и дни рождения сестер.  На Елеоне сохранилось предание о том, что однажды произошло во время  одного чаепития в "Парфенефском садике" [1].  По инициативе отца Парфения в центре садика в день рождения какой-либо из сестер накрывали стол со скатертью, ставили медный самовар, раскладывали припасенные сладости и далее
игумен и сестры «гоняли чаи». Все члены  женской общины скромно отмечали день ангела елеонской монахини. Отец Парфений к этому празднику сооружал в садике для монахинь украшенные цветами качели. Сестер он  нежно называл «своими дочерьми».

Во время проведения подобных праздников обитель  была закрыта для посещений. Привратникам строго наказывалось никому ворота не открывать и никого на территорию монастыря не пускать. Но однажды у главных ворот дежурила одна наивная сестра, рассмешившая прибывшего на Елеон  начальника Русской духовной миссии, архимандрита Леонида Сенцова. Помня о своем послушании, она не хотела и  его впускать на территорию обители. Когда же у железных ворот зашел разговор о том, почему всем без исключения вход воспрещен в обитель, сестра с улыбкой на лице проговорилась:

–Потому что у нас сегодня игумен балуется в садике с сестрами…

– Как это… «балуется»!? – расширил глаза отец Леонид.  Далее ему как главе  миссии дежурившая сестра все же позволила войти на территорию обители. Оценив по достоинству импровизированный праздник и выпив пару  чашек чая с зеленым листом мяты, архимандрит Леонид успокоился и, говорят, остался доволен угощением и организацией праздника. Он же и поддержал установившуюся в женской обители традицию – устраивать  в садике чаепития сестер...

В трудах профессора А. А. Дмитриевского мы находим ценные описания Елеонского монастыря и  несколько упоминаний об архимандрите  Леониде и игумене Парфении:

"...Здесь всюду видны заботливые и опытные руки хозяина этой общины о. арх. Леонида, начальника нашей Миссии, и его ближайшей сотрудницы, старшей сестры Евпраксии"[2];

"...От «стопочки» солнечный зной невольно манит <...> под сень дивных кипарисов и сосен, насаженных заботливою, неутомимою рукою приснопамятного старца игумена Парфения, зверски умерщвленного († 14 янв. 1909 г.) неизвестными убийцами. <...> Многие заходят в открытый благолепный Елеонский храм, молятся у могилы достойного вечной памяти создателя этого храма о. архимандрита Антонина Капустина († 1894 г.), почивающего в левом полукружии храма, и не минуют потом весьма заботливо содержимой могилки и его верного и преданного сотрудника о. игумена Парфения, возлегшего на вечный покой у ног его вне храма. Любопытство влечет некоторых заглянуть и в тот уединенный, доселе еще пустующий и запертый, домик, в котором неожиданно для всех злодейски была прервана нить этой драгоценной для русского дела в Палестине жизни..." [3].
 
В январе 1909 года, в  день похорон после литургии и задушевных слов архимандрита Леонида в адрес почившего игумена Парфения, «добрейшего старца» с чистой и незлобивой душой, под громкие рыдания присутствующих в храме сестер и навернувшиеся на глазах богомольцев слезы был совершен чин монашеского отпевания. Тело покойного вынесли к северной части храма и при стечении большого числа прибывших из Иерусалима верующих предали земле [4].

В декабре 1914 года по приказу турецких властей все русское мужское население Палестины покинуло Святую Землю   и выехало  в  Александрию. Архимандрит Леонид и  весь состав возглавляемой  им Миссии, а также старшие сестры  обителей были высланы из Палестины. Через три года архимандрита Леонида церковные власти отозвали  в Россию для участия во Всероссийском поместном Соборе. 10 ноября 1918 года архимандрит  Леонид скончался от болезни. О нем и об игумене Парфении на Масличной горе  в Иерусалиме сохранилась добрая память.


Литература.
[1].  Холодюк А.Г. Елеонский некрополь. Игумен Парфений (Нарциссов). – Электронный ресурс http://www.proza.ru/2017/08/06/1807

[2].  См.: Дмитриевский А. А. Церковные торжества в дни великих праздников на православном Востоке (Очерки, заметки, наблюдения и впечатления). – Ч. 2. (Электронный вариант книги).

[3].   Там же.

[4]. Дмитриевский А. А. (профессор) Памяти члена русской духовной миссии в Иерусалиме о. игумена Парфения. – С.-Петербург, 1909.


От автора. Фотографию архимандрита Леонида (Cенцов) и игумена  Парфения (Нарциссов) автор передаст в подарок Государственному архиву Российской Федерации в Москве.


Рецензии