Есть ли карма?

Однажды один из Учителей сказал мне, что кармы нет!
Я была в замешательстве, потому что точно знала, что этот Учитель о карме всё знает и даже ранее о ней мне говорил не раз.
А тут просто и в упор: ”Нет кармы” – и внимательный взгляд в мои глаза…
Поначалу мне пришла мысль, что с Учителем что-то случилось, но наблюдая его совершенную адекватность, я решила всё-таки поразмыслить над тем, зачем мне он это сказал.
Ранее, у меня уже были какие-то проблески в сознании по этому поводу. Я поняла, что осуждать людей бессмысленно, потому что если исходить, что мы все вращаемся в Сансаре миллиарды жизней подряд, что, судя по писаниям Буддийских текстов, даже побывали мамами друг друга, то таким же образом, мы все, без исключений, были мошенниками, ворами, проститутками и даже маньяками…
Но вот эта фраза, что кармы нет, дала мне более глубокое понимание: карма - это естественный процесс Сансары, и как бы мы ни хотели быть лучше или хуже других, изначально нет этого эталона, который бы наши действия распределял относительно нашим Заслугам.
Мы можем только достичь той чистоты кармы, которая позволит нам понимать Дхарму, чтобы выйти из колеса Перерождений.
А ещё понимание того, что хоть и есть в природе закон причины и следствия, но мы действительно не должны его использовать во всех обстоятельствах, например, как оправдание своей неспособности сострадать, помочь или защитить другого человека.
Карма есть, но она есть лично для меня и для моей работы над собственным очищением, а не для того, чтобы видя страдания или не благие действия другого человека приклеймить его этим словом и пройти мимо. Потому что, моё бездействие в отношении к страдающему на моих глазах существу или презрение к тем, кто поступает не очень красиво, становится именно моей будущей кармой бессердечия, которая ведёт, судя по текстам, в холодные ады…))
Конечно, мы не можем всем помочь, как не мог это сделать и сам Будда, но мы можем хотя бы внутри себя выработать правильную установку, развить ум, желающий другим избавиться от страданий и обрести причины для счастья.

"Любая реакция на любую ситуацию — внешнюю или внутреннюю, наяву или во сне, — которая коренится во влечении или неприязни, оставляет в сознании след. Поскольку реакции диктует карма, эти реакции пожинают следующие кармические семена, которые диктуют дальнейшие реакции и т. д. Так карма умножает сама себя. Это и есть колесо сансары, бесконечный круговорот действий и реакций."
Тендзин Вангьял Ринпоче

Как-то так.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.