Как правильно пойти в разведку

   

     В день празднования нашим народом годовщины разгрома фашистских войск под Сталинградом, второго февраля, решил я заглянуть в свои скучающие по мне архивы, свои путевые записки.
    
     Я, иногда, «путешествуя» по ним с пером в руках, нахожу в двух-трех сотнях повествований путевых одну-две истории "путЁвые".
    
     Вот, и сейчас, листая свой пожелтевший фолиант, нашел я в нем рассуждения о чудесном процессе добывания удивительной рыбки Балтийского моря, корюшки.
    
     Честно говоря, проживая в Приморье с младых лет до моей юности тревожной, я был знаком с этой рыбкой.
   
     В отличие от трепетного тогда отношения ленинградцев к этой невзрачной на вид, полупрозрачной, пахнущей огурцом рыбке, я, увы, не разделял их чувств.
    
     Дело в том, что в иные дни весны на Японском море, мне доводилось видеть берега, засыпанные тоннами этого, как мы называли, огуречника. Да и размером корюшку балтийскую тот «огуречник», особенно, «черноспинка», превосходила в разы.
      
     Во время нереста этой полупрозрачной, практически без надоедливых костей и чешуи, корюшки в бухту Золотой Рог заходило столько, что ей «не хватало моря». Вот и открывался вашему взору сплошной ковер «живого серебра» на берегах в звуках морского прибоя.
      
     Давно это было. Тогда я жил в Ленинграде, сейчас, увы, приезжаю в гости к друзьям и родственникам, уже, в Петербург.
      
     Служил я тогда в одной из частей Ленинградского военного округа. Готовил я, учил, танковых специалистов для Советской Армии.
      
     Большинству наших офицеров не раз доводилось тешить себя процессом добывания этой небольшой рыбки в водах Финского залива. И до того иным был тот процесс приятен, что они в любую свободную минуту, в «перерывах между  боями», об этой драгоценной для них рыбке «чесали» языки.
      
     А что я? Я ведь тоже рыбак со стажем. Вот и решил я, наконец, поддавшись уговорам своего дружка, товарища по службе, также рыбака, познать тот дивный процесс ее лова.
      
     Друг мой, с его личных слов, мастер боев за корюшку, помог мне соорудить нужные снасти для ее ловли.
      
     Узнав обстановку ледяную в водах Финского залива в начале февраля, с укомплектованными ящиками рыбака на ремнях и ледобурами в руках, глухой  воскресной ночью, из Сертолово мы с моим другом  Александром прибываем нплатформу Песочная. На платформе мы не одни. Добрых полсотни рыбаков, видно по их ящикам, стоят здесь, посматривая на звезды в морозе ночного неба, в ожидании электрички, нервно покуривают.
      
     Я чувствую в рыбаках тех какую-то излишнюю нервозность и напряженность. Не пойму, в чем дело.
      
     Недолго морщил лоб я свой в мыслях о тех рыбаках. Вот слышен визг-скрежет тормозных колодок колесных пар вагонов электрички.
      
     В начале шестого часа из Ленинграда, заполненная  «до краев» рыбаками, простившимися, до времени, с вождем мирового пролетариата в мозаике Финляндского вокзала, подходит электричка.
      
     Распахиваются двери вагона. Видно сразу, с трудом возьмем мы этот бастион, наполненный говорящим, беспокойным людом.
      
     Кое-как протискиваемся мы в тамбур вагона. В вагон не войти, куда там. Довольны мы уже и тем, что вошли в дверные, как бы, щели.
      
     В вагоне стоит настоящий гул сельского базара. Вот только не слышно здесь призывных криков продавцов о качестве их товаров.
    
     Эфир вагона наполнен информацией о той самой корюшке: когда, на что, где и как ее ловить. Не нужно читать никаких справочников, литературы о той рыбке. Даже мормышки в руках мастеров рыбной ловли здесь можно увидеть.
      
     Все интересно мне. Как губка воду, так и я впитываю всю информацию, поступающую от добрых наших попутчиков.
      
     Электропоезд продолжает свой путь на Выборг.
      
     В пять тридцать две минуты мы сели в поезд. Вот, уже видим мы, Дибуны, Белоостров. Уже и вдоль Зеленогорского шоссе на Репино и Комарово стрелой летит наш состав.
      
     Вот, мы уже и в Комарово. Когда покинули мы вагон, я, честно говоря, опешил от одного вида огромной толпы рыбаков, сплошной многотысячной, казалось, сплошной плотной массой устремившейся ко льдам Финского залива.
    
     С платформы Комарово, пересекая Зеленогорское шоссе, по узкой Кавалерийской улице, через Приморское шоссе, вся эта дивная разношерстная толпа спешит к водам залива.
    
     Санька мой, отличаясь прозорливостью  и нужной, иногда, рыбацкой хитростью, еще в дороге, знакомит меня с дивным планом наших действий, который позволит нам попасть в книгу рекордов Гиннеса по вылову корюшки в заливе.
      
     Я, новичок в этом деле, во всем с ним соглашаюсь, не спорю. Ведь он уже -  ветеран ловли рыбки в водах Балтийского моря.
       
     Итак, еще в вагоне, Саша замечает парочку рыбаков, на которых  нам следует равняться в искусстве ловли рыбы.
      
     Вот, за этой парой кудесников рыбных боев, мы, как привязавшись, и устремляемся в их движении к воде, почти в беге.
      
     Обгоняет эта дивная пара всех остальных рыбаков, мы спешим за ними. Санька мой, могутный дядька, свыше двух метров роста, что твой ледокол во льдах, своим телом рассекает плотную толпу. А мне легко идти, пристроившись к нему в кильватер.
    
     Мы уже на льду, на двести метров обогнав толпу, спешим вдогонку за мастерами.
    
     Проходим мы по льду еще метров шестьсот. Тут слышим: «Все-все, Васька, хорош! Здесь-здесь! Сверли быстрее!»
      
     Думаю я, что классно вышли мы на след рыбы. Стоим мы пока, смотрим, ждем вдалеке.
      
     Просверливают тут рыбаки пару лунок во льду, ящики на лед поставили. Ложатся  они на лед и начинают «колдовать», как мне казалось, по рыбе.
       
     Отходим мы от них метров двести в сторону, расчехляем ледобуры. Начинаю я сверлить лед. Упирается мой бур ножами после прохода льда во что-то твердое, не пойму, во что. Санька также сверлит лунку. Упирается своими ножами ледобура в грунт, в камни. Все, «угробили»  мы свои ножи на ледобурах.
      
     Подхожу я к той паре мастеров, спрашиваю у них, какая глубина для ловли рыбы. А дед мне и отвечает: «Э, милок, для рыбалки здесь слишком мелковато. Я  с напарником решил поменять водичку в канах для нашего задыхающегося, уже, малька для жерлиц!»
      
      Вот, вам уже и анекдот в начале рыбалки.
      
      Толпа рыбаков нас уже обогнала, скрылась за горизонтом.
   
     Идем и мы за ними.Проходим, изрядно греясь, километров восемь до нужной, наконец, глубины. Едва-едва своими плохими ножами на ледобурах просверливаем-бурим по девять лунок и начинаем корюшку ловить.
    
     Настроение мое вконец испорчено, загублен, очень, нужный инструмент.
    
     Еще раз пять или шесть мы меняли место ловли в попытках найти нужный косяк рыбы.
      
     В поисках корюшки тогда мы «намотали» своими уставшими вконец ногами километров по двадцать пять.
    
     Домой вернулись с небольшим уловом.
    
     Я, уже, стал после той рыбалки частенько думать, что нужно знать, когда и как идти  в разведку, и что в ней искать.
    
     Через недели три предложил мне Санька опять ему составить компанию в ловле корюшки на Финском заливе.

      Я, немного, как бы подумав, скромно от того «чуда» разведки отказался, ссылаясь на занятость семейными делами.

 
 


Рецензии