Портрет

Деньги убивают человека. Уничтожают его сущность. Превращают его в изгоя. Наконец, доводят до лихорадочной болезни. Гоголь справился с задачей показать все зло, которое исходит от ростовщика. Ростовщики в то время занимались темже, что и сегодняшние банки. Они отдавали деньги в долг. В первой части ростовщик предстает чудовищем, которое выползает из картинной рамы. "Смотри-ка, прямо глядит!"- говорит одна старушка, зашедшая в лавку с картинами. То есть Гоголь подчеркивает уже в самом начале, что деньги имеют чудовищную губительную силу.
История Черткова - это история художника, который беспощадно погубил свой талант. О художниках он отзывается резко: "Все они до Рафаэля рисуют не фигуры, а селёдки". Ещё недавно он раздумывал о том, чтоб написать с упорством, красивейший пейзаж облаков - "какой лёгкий тон! Гадко же на свете"- говорит сам себе Чертков.
В какой-то степени светское общество также повлияло на уничтожение таланта Черткова. Он сначала путался во всех просьбах позирующих, их было слишком много. А его также ждали балы, которые он боялся пропустить. Времени упорно заниматься художественным трудом не было. Многое он оставлял уже своим ученикам, которые тоже были светскими людьми, и поэтому таланта у них не было никакого. Ещё одна деталь: ученик рисует портрет, а слава достается одному Чарткову.
Конец первой части поражает своими контрастами. Гоголь использует высшие литературные краски, чтобы описать произведение искусства, которое заставило Чарткову опомниться. Что это было за произведение, Гоголь нам не говорит. Но это было "чистое как невеста, произведение художника; свободно и невинно как гений, оно возносились над всем". Гоголь прямо презирает копеистов, то есть тех художников, которые просто копирует с натуры, забывая о том, что сначала нужно найти нечто прекрасное в природе; и затем уже это переносить на холст.
Чтоже случилось в конце. На Чарткову нашло безумие. Он покупал дорогие картины и рвал их на куски (в наш 21 век тоже немало людей, которые хотят из зависти уничтожить чужое творения, а автора творения стремятся сдать в психушку) и топтал их. Правда был период, когда он пытался нарисовать падшего ангела, но это ему не помогло, талант уже был утерян. Он умирает.
Вторая часть нам повествует о художнике-отшельнике. Сначала он тоже был поглощён славой. Он хотел выйграл конкурс. Но ростовщик его сгубил. Он сам просится в демоны. И этот портрет никто не хочет покупать или просто брать к себе. Автор бросил работу над портретом. Однако потом написав картину на божественную тематику, совершенно нечайно, придал всем позирующие, злые глаза ростовщика. Чтобы это исправить, он становится аскетом и отшельником. Через четыре года упорного труда он берется за картину, и через год она готова. Тогда он придал действительно святость изображаемым фигурам.
Интересно отметить, что ростовщик был одет в азиатский костюм. Гоголь таким образом намекает, что все ростовщики - это азиаты, представители враждебной цивилизации и религии. Но Гоголь не уверен, что люди избавятся от власти денег; поэтому в конце портрет кто-то украл. А это значит, что деньги продолжили свое злое губительное дело.


Рецензии