АБС 16. Восемнадцатый вопрос царя

XVIII. Невухаднецар спросил Бен Сиру: «Почему ворон совокупляется ртом?»

Сказал Бен Сира: «Мудрецы Израиля спорили по  этому вопросу.

Одни говорят: из-за того, что ворон совокуплялся в ковчеге, он был создан странным. А также собаке суждено быть привязанной (1). Другие говорят:  из-за того, что он злодей, вор и вредитель, он отличался от всех других существ. Однажды некий мудрец пришел к пребывающим в споре мудрецам и сказал: «Я разрешу  ваши споры.

Из ковчега Ноах хотел послать Ворона, чтобы посмотреть, не сошла ли вода, но ворон сбежал (2) от Ноаха и спрятался от него под крылом орла. Все искали Ворона, и нашли его под крылом орла. Сказал Ноах: «Злодей! Выйди из ковчега и посмотри, уменьшились ли воды на земле».

Сказал Ворон Ноаху: из всех птиц ты не мог найти никого, кроме меня? (3)

Ной ответил: «У меня нет разрешения посылать птиц, кроме тех, чье имя начинается с букв ай, то есть с буквы айин или йуд. А это орев – ворон или йона – голубь» (4).

«Но почему ворон, а не голубь?» – спросил Ворон.

«Поскольку будет город по имени Ай, – ответил Ной, – и его жителям суждено убить Яира, запретившего есть ворона и разрешившего есть голубя» (5).

Тогда Ворон нагло сказал Ноаху: «Ты посылаешь  меня для того, чтобы убили меня, и тогда ты сможешь вступить в половую связь с моей женой. И по этой же причине ты всех избрал в ковчег по семь пар, а меня только парой» (6).

Ной немедленно проклял  Ворона: «Словами, которыми сказал ты плохо обо мне, проклят  ты. Пусть ты никогда не совокупишься со своей самкой, кроме как через рот».

Все животные в ковчеге ответили: «Аминь!»

Ворон воскликнул: «Почему ты проклял меня? Я вызову тебя в суд!»

Сказал Ной: «Потому что ты развратник, глупец, и ты клевещешь на невинных. Нечестивец! Я не сожительствую со своей собственной женой, которая создана по моему образу и подобию, и которая мне дозволена. Так зачем мне сожительствовать с твоей самкой, которая мне не по вкусу и которая мне запрещена?» (7)

«Почему ты назвал меня развратником?» – спросил ворон.

«Безусловно развратник, судя по твоим собственным словам», – ответил Ной. (8) – Это не я дал тебе плохое имя».

И с того времени ворон  совокупляется через рот, по проклятию Ноаха».




(1) Всевышний запретил в ковчеге половые отношения. Однако, три существа нарушали запрет.
«Учили наши мудрецы: трое предавались близости в ковчеге, и все они были наказаны – пес, ворон и Хам. Пес оказался на привязи, ворон «плюёт», Хам был наказан цветом кожи» (Сагедрин 108б).

«Странность» ворона то, что он «плюёт», т.е. изливает семя в рот самке. Это не причудливые фантазии  мудрецов. Аристотель в трактате «О происхождении животных» пишет: «Некоторые говорят, что ворон и ибис совокупляются через рот…».

А что такое пес «на привязи»? Имеется в виду факт, когда после случки кобель и сука долго не могут отклеиться друг от друга.

Или в другом месте:

Сказал рабби Хия: Хам и пес продолжали совокупляться в ковчеге, поэтому Хам почернел, а пес отныне придается соитию публично (т.е. бесстыдно). Берешит раба 36:7. ЯЗ.

(2) На самом деле написано: «И выпустил он ворона, и вылетел тот, отлетая и возвращаясь, пока не высохли воды на земле. И выпустил он голубя от себя, посмотреть, убыла ли вода с поверхности земли» (Бытие 8:7-8). Комментарий Раши: Летал вокруг ковчега и не исполнял порученного ему, потому что подозревал, (что Hoax хочет отнять) у него самку, как учим в разделе «Хелек» [Сангедрин 108б]. ЯЗ.

(3) Почти точная цитата из Берешит раба 33:5. «Рабби Юдан от имени рабби Йегуды, сына рабби Симона сказал: Начал ворон с ним препираться, говоря Ноаху: Из всех птиц, которые есть здесь, ты посылаешь  именно меня? Сказал ему Ноах: а какая польза миру от тебя – в пищу ли, для жертвы ли?».  ЯЗ.

(4) Первая буква слова ворон – орев – айн, первая буква слова голубь – иона – йуд. Однако есть и другие птицы, чьи названия начинаются на эти буквы, и которые должны были присутствовать в ковчеге. Например, ворон прятался у орла – нешер. Однако обычный орел на иврите – айт, как раз на букву айн. А нешер – это падальщик сип, не совсем орел. Или например, агур (на айн) – серый журавль. Или Йаншуф (на йуд) – ушастая сова. ЯЗ.

(5) Сангедрин 44а, 100а. Жители города Ай были грешниками, которые ненавидели всех, кто провозглашал законы Торы.

(6) «От всякого скота чистого возьми себе по семи, самца и его самку; а от скота, который не чист, двоих, самца и его самку.  Также от птицы небесной по семи, самца и самку; чтобы животворить потомство на поверхности всей земли» (Бытие 7:2-3). ЯЗ.

(7) «Сказал Реш Лакиш: неопровержимый ответ дал ворон Ноаху. Сказал он ему: твой Господин ненавидит меня, и ты ненавидишь меня, ибо повелел взять семь пар чистых и пару нечистых. Ты ненавидишь меня, ибо оставил тех, кого взял по семь, и послал из тех, кого взял  лишь двоих. Если бы поразил меня князь солнца или князь мороза, и я бы умер, разве не лишился бы мир одного из творений? И еще сказал: а может, ты возжелал мою супругу?
Сказал тот:
Нечестивец! Даже разрешенное запрещено мне, а уж запрещенное – тем более!» (Сангедрин 108б). ЯЗ.

(8) Это основано на талмудическом принципе, согласно которому уклонение от ложного обвинения против товарища является доказательством prima facie того, что его автор виновен в том же преступлении.


Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/04/1882


Рецензии