Фантастический элемент! - Открытие Достоевского

                «Фантастический элемент!» – ОТКРЫТИЕ  Достоевского. 

                «Есть многое на свете, друг Горацио,
                Что и не снилось нашим мудрецам»
                (У.Шекспир «Гамлет»; пер. с анг. Н.А. Полевого).

                «В России истина почти всегда имеет характер вполне
                фантастический… Истина лежит перед людьми по сту
                лет на столе, и ее они не берут, а гоняются за приду-
                манным, именно потому, что ее-то и считают фантас-
                тичным и утопическим» (Ф.М.Достоевский). 

«Фантастический элемент» – выражение самого Ф.М.Достоевского, произнесенное в «Записках из подполья», цитируемое Н.Бердяевым и подхваченное Л.Шестовым в эссе «Откровения смерти»*. Если  сцену «кошмар Ивана» многие критики интерпретируют с той точки зрения, которую рассматривает в самом тексте автор-хроникер, как медицинско-психиатрическую, а поэтому и соответствующие толкования внутреннего мира Ивана, как раздвоение личности героя, то мы рассмотрим эту сцену с точки зрения художественно-метафизической.

Автор и герой: непосредственный диалог внутри реальности художественного мира романа посредством «фантастического элемента».
Парадоксы мысли: создать иллюзию своего отсутствия может лишь то или  тот, что или кто реально присутствует. И возникает философский вопрос: присутствует ли Автор в своем художественном тексте и если «да», то каким образом?
– чрез образ повествователя-хроникера;
– в непосредственном слове Автора;
– чрез образы героев, их реальность в тексте и чрез диалоги между ними;
– посредством «искривления реальности» (психическая болезнь героя, «фантастический элемент» или диалог между героями, как разными личностями), как своеобразного художественного приема, что использует Автор в романе.

«Фантастический элемент!» – перефразируя известное изречение и исходя из реальности художественного мира романа «Карамазовых», можно сказать так: «чёрт не существует» (в тексте, в реальности), но постоянно оставляет ТЕНИ подозрения и сомнения, при этом мастерски заметая за собой следы «вещественных доказательств», внушая сознанию в виде озарения (при его помутнении): «всё-таки в таком явлении-происшествии явно-тайно не обошлось без вмешательства потусторонних сил»; ведь, по «откровению» чёрта в романе, что раскрыл Достоевский, «сатане ничто человеческое не чуждо». Наоборот, подтверждает догадку о том, что тень всего мерзкого и пошлого в человечестве указует на то, что, якобы, не существует, но, как говорит Николай Бердяев, «имеет экзистенциальное значение».

Отсюда, возникает другой вопрос или вопрос с другой стороны:
как, каким образом, каким способом Автор может проникнуть в «реальность» художественного мира своего романа и «войти» в непосредственный диалог с героем?

Ответ: если по мнению критиков (Б.В.Соколов, В.Я.Лакшин и др.), чёрт (как и Смердяков) в «кошмарном сне» Ивана Карамазова есть «альтер эго» Ивана, а сам Иван Карамазов есть «альтер эго» Автора, то Достоевский, чтобы войти в реальность непосредственного диалога со своим героем, искривляет реальность своего героя до состояния болезненного бреда, благодаря чему возможна вставка «фантастического элемента», посредством которого Автор входит в непосредственный (или опосредованный) диалог с героем.
Другими словами, путем-методом вставки «фантастического», как фантастического образа или фантастической реальности, внутри которой Автор через фантастический образ совершает непосредственный Диалог со своим героем. Например, как таковое откровение Автора в тексте своему герою посредством диалога:
«…Ведь я и сам, как и ты же, страдаю от фантастического (курсив мой – В.Г.), а потому и люблю ваш земной реализм. Тут у вас все очерчено, тут формула, тут геометрия, а у нас все какие-то неопределенные уравнения! Я здесь хожу и мечтаю. Я люблю мечтать…»*.

Сопоставим с тем, что в книге Ю.Селезнева о Достоевском:
«…Тут Шидловский, который мечтал говорить на равных с самим богом. Тут Белинский, который тоже мечтатель, видящий наяву величие будущности России. А сам он, Достоевский? Мечтатель – это тип. Это идея… Эх, русские мальчики – великие мечтатели!..»*. 


             (Отрывок из эссе "Иван Карамазов как человек-загадка", 2018г.).


Рецензии